ДИМИТРИЙ
РОСТОВСКИЙ (в миру Даниил Саввич) (XII. 1651, село Макарово на р. Ловиче
— 28.Х.1709, Ростов) — митрополит Ростовский и Ярославский, писатель и
проповедник.
Учился в Киево-Могилянской академии. 9 июля 1668 г., в восемнадцатилетнем
возрасте, Димитрий Ростовский принял монашество в Киевском Кирилловском
монастыре. С 1675 по 1700 г. Димитрий Ростовский—игумен и проповедник
различных монастырей на Украине, в Вильне, в Минской губернии. В 1677
г. Димитрий Ростовский, будучи кафедральным проповедником при Лазаре Барановиче
в Чернигове, написал по повелению последнего “Руно орошенное”, первое
из дошедших до нас его сочинений, представляющее собой сборник сказаний
о чудесах чудотворного образа Богоматери в Черниговском Троицко-Ильинском
монастыре.
В 1684 г. Димитрий Ростовский по приглашению Варлаама Ясинского приезжает
в Киев и становится проповедником Киево-Печерской лавры. Здесь Димитрий
Ростовский принял на себя послушание — составление Четий Миней, которые
прославили его имя. Над Четьями Минеями Димитрий Ростовский трудился около
двадцати лет и закончил их лишь в Ростове в 1705 г. Используя в своей
работе как русские источники (в том числе и Великие Минеи Четьи), так
и латинские, греческие, польские, автор не просто собирал их воедино и
занимался отбором, многие из житий, составленных Димитрием Ростовским,
могут считаться оригинальными агиографическими произведениями. Издание
Миней затянулось на много лет: в 1689 г в Киево-Печерскои лавре была напечатана
первая часть (сентябрь— ноябрь), а работа над четвертой — последней —
частью продолжалась до 9 февраля 1705 г. В связи с приездом в Россию изменяется
взгляд Димитрия Ростовскиго на задачи и цели его труда: по наблюдениям
исследователей, он уже в Москве, а затем и в Ростове уделяет все больше
внимания памятникам русской агиографии; помимо великорусских житий Димитрий
Ростовский включает в Минеи повести и рассказы, некоторые местного — ростовского
— происхождения (например, Житие Димитрия царевича). Второе издание Миней
вышло в 1711—1716гг (было напечатано три части) Далее труд Димитрия Ростовского
переиздавался еще несколько раз.
Уже на Украине Димитрий стал известным проповедником. Его проповеди, написанные
в стиле барокко, стоят в одном ряду с произведениями известнейших в XVII
в. проповедников Иоанникия Галятовского, Антония Радивиловского и др.
Для них характерно обилие риторических вопросов, восклицаний, аллегорий
и т. д.
В 1702 г. Димитрий Ростовский назначается митрополитом Ростовским и Ярославским.
Димитрий Ростовский развил широкую административную деятельность. Самым
главным его начинанием было открытие в 1702 г школы для священнослужителей.
Туда принимались не только дети священников, но и лица других сословий,
всего за время существования школы в ней обучалось 200 человек. Школа
Димитрия Ростовского была общеобразовательной, а не специальной, она “являлась
своеобразным связующим звеном между древнерусскими училищами и народными
школами XVIII в ” (В В. Калугин) В школе преподавались грамматика, латинский
и древнегреческий языки, нотное пение, стихосложение, риторика. Ростовская
школа просуществовала до 1705 г.
Для учеников школы Димитрий Ростовский, в первый же год пребывания в Ростове,
написал “Рождественскую драму”, поставленную 24 декабря 1704
г., драма и до сих пор идет на современной сцене. Другая пьеса Димитрия
Ростовского— к празднику Успения Богородицы — “Успенская драма”
была написана, по мнению исследователей, на Украине в конце XVII в для
исполнения монахами и писцами в монастыре. Димитрий Ростовский, вероятно,
написал и другие пьесы, но тексты их до нас не дошли. Интерес Димитрия
Ростовского к театру был вызван и чисто-практическими целями: прививая
вкус и интерес к спектаклям, митрополит осуществлял нравственно-воспитательную
программу.
Проповеди Димитрия Ростовского ростовского периода становятся логичнее,
короче, живее, общедоступнее, ярок и выразителен их язык. Важное место
в литературном наследии Димитрия Ростовского занимает “Келейный летописец”
— труд, основанный на обстоятельном изучении Библии, трудов отцов
церкви, сочинений европейских хронистов и новейших церковных писателей.
Поначалу Димитрий Ростовский располагал только списком Хроники Псевдо-Дорофея
Монемвасийского и Летописцем Еллинским и Римским; материала, содержащегося
в этих источниках, было ему недостаточно, поэтому митрополит с помощью
купца Исаакия Ванденбурга через Архангельск выписывал иностранные книги,
обращался за помощью к своему другу солепромышленнику Г. Д. Строганову.
Отдельные места “Летописца” Димитрия Ростовского почти дословно совпадают
с проповедями митрополита. Как отмечают исследователи, Димитрий Ростовский
осторожно намекает и на деятельность Петра I, подвергая критике “сущих
на владетельствах”, которые “вельми согрешают и безгрешных осужают вместо
грешных”, в то время как царю должны быть присущи “милость, кротость и
незлобие”. Первое издание “Келейного летописца” осуществил в
1784 г Н. И. Новиков.
Работа над “Летописцем” была прервана из-за необходимости писать новый
труд — знаменитое сочинение о расколе “Розыск о брынской вере”.
Создавая “Розыск”, Димитрий Ростовский полагал, что “надлежит простыми
словесы увещание простерти ко уклонящимся в раскольные заблуждения”. Произведение
было закончено в марте 1709 г (1-е изд—М., 1745). Трактат состоит из 3-х
частей, в которых автор пытается объяснить происхождение раскола и резко
выступает против его адептов. Раскол он рассматривает, главным образом,
как плод невежества.
В 1757 г. Димитрий Ростовский был канонизирован. В Ростовском кремле находится
портрет митрополита кисти В. Л. Боровиковского, написанный в 1790 г. для
Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, он списан, видимо, с одного
из несохранившихся прижизненных изображений Димитрия Ростовского.
По завещанию митрополита оставшиеся после него черновики были положены
в гроб при погребении, а при вскрытии гробницы они оказались истлевшими,
поэтому автографов Димитрия Ростовского осталось немного — это личные
письма, подписи к официальным документам, некоторые черновые материалы,
правка тех или иных рукописных или печатных сочинений.
У Димитрия Ростовского была довольно крупная, хотя и типичная, библиотека
церковного писателя, тяготевшего к исторической тематике. По данным С.
П. Луппова, она насчитывала 288 книг, из них большая часть на иностранных
языках.
Рукописи Димитрия Ростовского получили широкое распространение не только
в России, но также в Болгарии, Сербии, отчасти в Румынии.
Произведения митрополита Димитрия Ростовского хорошо были известны нескольким
поколениям русских писателей и в эпоху Просвещения, и в “золотой” для
русской литературы век: А. С. Пушкину, Н. В. Гоголю, Л. Н. Толстому, Н.
С. Лескову и др.; многие из них имели книги Димитрия Ростовского в своих
библиотеках, воспитывались на них, а позднее использовали переработанные
им источники и сюжеты в своих художественных произведениях.
Изд.: Сочинения святителя Димитрия, митрополита Ростовского.—М, 1857—Т
1—5, Димитрий Ростовский Успенская драма (Комедия на Успение Богородицы)
// Русская драматургия последней четверти XVII в и начала XVIII в-М, 1972—С
172—220, Дмитрий Ростовский Рождественская драма (Комедия на Рождество
Христово) // Там же—С 220— 274
Лит.: Шляпкин И. А. Святой Димитрий Ростовский и его время (1651—1709)
— СПб , 1891
М. А. Федотова
Материал
взят с сайта
"Русь древняя и удельная"
|
|