Из "Библиологического
словаря" священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь
оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))
ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч.
последний)
БИБЛЕЙСКАЯ, учение Свящ. Писания о последних судьбах мира и человека.
Термин Э. утвердился в богословии с 19 в. Принято разделять Э. на общую
и частную, или индивидуальную. Первая рассматривает цель и завершение
всего историч. и мирового процесса, а вторая учит о *посмертном бытии
отдельного человека. Данная статья ограничивается проблематикой общей
Э., к-рая теснейшим образом связана с библ. *мессианизмом и *сотериологией
(о частной Э. см. ст. Посмертное бытие).
Внебиблейский мир представлял бытие подчиненным закону бесконечного круговорота
и поэтому не знал Э. в строгом смысле слова. Подобно неизменно повторяющимся
циклам природы, все трансформации во Вселенной были для языческого сознания
лишь звеньями замкнутого круга. Полное качественное преображение мира
исключалось. Так, в Вавилоне и Индии космич. процесс делился на огромные
периоды, но конечной цели не имел, ибо все неизбежно возвращалось в исходное
состояние. Согласно греч. философам (напр., Гераклиту и стоикам), космос
рождался из мирового огня и исчезал в нем, чтобы снова из него возникнуть.
Каждый очередной цикл шел по пути деградации: от «золотого века» к упадку.
Ожидание гибели мира наиболее обострялось в кризисные эпохи (в частн.,
в период *эллинизма). Но за этой гибелью предвиделся новый виток бесконечного
существования. Только в Иране Э. приобрела абсолютный характер, ибо *маздеизм
исповедовал веру в конечную победу Бога Света над силами тьмы. Ветхозав.
Э. родилась под знаком веры в с п а с е н и е, в грядущую
полноту бытия, к к-рой Творец ведет человека и все мироздание. Хотя Бог
открывает Себя в истории, смысл бытия лежит за ее пределами, там, где
историч. процесс завершается осуществлением высшей цели Творца. Во времена
*патриархов, Моисея, судей и первых царей эсхатологич. *Откровение давалось
лишь в *прообразах как спасение ветхозав. Церкви от врагов, а впервые
тайна всеобщего п р е о б р а ж е н и я мира была открыта *пророкам-писателям,
к-рые возвестили о грядущем Богоявлении (Дне Господнем). В соответствии
с любовью и правдой Бога их Э. была двуединой, являясь одновременно и
с у д о м, и с п а с е н и е м. Суд
Божий вначале понимался как историч. возмездие народам за грехи, но постепенно
был осмыслен как конечное торжество благой воли Творца над мировым злом
(Ис 27:1; 51:9-10; см.Грехопадение). Явление Бога-Судии изображалось у
*пророков в виде космич. очистител. бури (Авв 3:3 сл.; Соф 1:14 сл.).
Поэтому День Господень назван у прор. Амоса и Софонии днем тьмы. Но цель
Бога не просто уничтожение зла; мир будет очищен для н о в
о г о т в о р е н и я, в к-ром воцарится гармония между
Богом и людьми, между человеком и *природой (Ис 11:6 сл.; 45:8). Библия
чаще говорит не о происхождении и причине зла (см. ст. Теодицея в Библии),
а о его конечной гибели, когда наступит Царство Б о ж ь е, владычество
Мессии-Избавителя. Это владычество принадлежит истории, но в то же время
простирается и за ее пределы (Дан 7; Прем 3:8). Звеном, связующим историю
и метаисторию, является *«мессианская эра», к-рая увенчивает историч.
процесс. Для многих иудеев мессианское эсхатологич. Царство отождествлялось
с возрожденной и преображенной ветхозав. Церковью, но в проповеди пророков
уже предрекается участие в нем всех народов земли (см. ст. Универсализм
и партикуляризм).
В *междузаветный период Э. получает особую форму выражения в *апокалиптич.
лит-ре. Сохраняя осн. пункты учения пророков, апокалиптики используют
сложную систему *символов, призванных изобразить тайны Божественного Домостроительства.
*Апокрифы и *Кумранские тексты отражают страстное ожидание Царства Божьего,
глубокую веру людей в благую конечную цель истории. Этим чаяниям свойственны
и черты историч. ограниченности. Так, мн. считали, что «мессианская эра»
будет апофеозом земного процветания и благоденствия. В силу специфич.
ощущения времени, свойственного пророкам, отдаленные события представлялись
им близкими и приход Царства Божьего нередко ожидался в ближайшие годы.
Новозав. Э. Проповедь Христа Спасителя началась с вести о приходе Царства
Божьего (Мф 4:17; Мк 1:14-15) и т.о. стала продолжением и завершением
(«исполнением») Э. ветхозаветной. Говоря о Царстве, Господь не объяснял,
что означает это понятие, Его слушателям оно было хорошо знакомо. Но,
кроме традиционного учения о конце истории, отраженного в *Малом Апокалипсисе,
Христос возвещал о Царстве как о реальности сегодняшнего дня, незаметно
проникающей в мир, без тех космич. знамений, к-рые ожидала прежняя Э.
библейская. Такой неприметный приход Царства составляет средоточие Евангелия.
Из евангел. *притч явствует, что и суд, и спасение явлены миру уже с того
момента, когда Иисус Назарянин провозгласил наступление Царства. Оно в
будущем, но одновременно уже здесь, среди людей (Лк 17:20-21). Тем не
менее, оно подготавливается постепенно (Лк 13:18-21), a всякий, кто умеет
различать знамения времени, сможет увидеть признаки наступления Царства
(Мф 24:32). В нем происходит (и окончательно произойдет в будущем) о т
д е л е н и е добра от зла, ибо ничто нечистое не может войти в Царство
(Мф 13:47-52; 25:31-46).
Вся апостольская проповедь была проникнута духом Э., чаянием полноты бытия,
приобщения преображенного мира к Божественной жизни, к-рое должен предварить
конец старого мира. Начало Царству положено п е р в ы м приходом Христа,
уничиженного, распятого и воскресшего — первенца из мертвых. *Парусия
же станет Его в т о р ы м приходом — в Славе (Мк
14:62; Деян 1:11). Kaк и в ветхозав. пророческом Откровении, у первохристиан
временные рамки «сокращались» и апофеоз Царства ожидался в ближайшем будущем
(Откр 22:12). Поэтому нек-рые люди бросали работу и все земные дела, рассчитывая,
что со дня на день наступит конец мира. Против этой тенденции энергично
выступил ап. Павел (2 Фес 2:1-17), напоминая о том, что ни день, ни час
конца не открыт людям. Позднее, во 2 Петр 3:4-15 Церковь вразумляла тех,
кто был удручен «промедлением» Господа, напоминая о том, что у Бога один
день, как тысяча лет. Новозав. Э. учит о полной трансформации человеческой
природы в Царстве Божьем. По словам Христа Спасителя, люди Царства будут
«как Ангелы на небесах» (Мк 12:25). Ап. Павел говорит о «теле духовном»,
в к-рое облечется воскресший человек (1 Кор 15:42-55). Именно эта надежда,
а не просто бессмертие души, составляет сущность христ. Э. («чаю воскресения
мертвых и жизни будущего века»).
Согласно Откр, процесс воскресения совершается в два этапа. Сначала восстают
к вечной жизни мученики за веру, к-рым предназначено царствовать со Христом
тысячу лет (20:4-6). Затем последует великая эсхатологич. битва между
добром и злом, к-рая завершится Парусией и всеобщим воскресением. Вопрос
о толковании этого места остается в богословии дискуссионным. По мнению
прот.*Булгакова, «первое воскресение» означает наибольшую степень жизни
умерших и участия их в жизни живых. Эта полнота является действенною,
энергетической, она представляется как участие в земном царствовании со
Христом, а это означает, очевидно, их земное служение и действование»
(«Апокалипсис Иоанна», Париж, 1948, с.181). В любом случае Э. библейская
подразумевает двойной пролог к Парусии: торжество на земле и Христа и
Антихриста (см.1 Ин 2:18; 2 Фес 2:8 сл.; Откр 13:7).
В истории интерпретации библ. Э. существовало неск. тенденций. Долгое
время эсхатологич. учение Библии рассматривалось только как пророчество
о будущем («футурологическая Э.»). В 20 в. мн. экзегеты обратили внимание
на то, что само явление Христа на земле и Его Благая Весть знаменовали
начало суда над миром (см. ст. «Осуществленная эсхатология»). В экзистенциалистской
Э. этот аспект библ. учения был выдвинут на первый план, а «футурологическая
Э.» оттеснена в область *аллегорий и *метафор. Против этого выступил ряд
богословов различных конфессий (прот. С.Булгаков, Г.У. фон Бальтазар,
Ю.Мольтман и др.). Синтез был предложен *Иеремиасом, к-рый охарактеризовал
евангельскую Э. как «осуществляющуюся», т.е. имеющую начало в проповеди
Христа и одновременно сохраняющую футурологич. перспективу.
Рус. религ. мыслитель Николай Федоров (1828-1903) трактовал пророчества
Библии о бедствиях, к-рые постигнут мир в конце времен, как предупреждение,
не имеющее фатального характера. Он утверждал, что если человечество найдет
правильный путь, переход к Царству Божьему не будет катастрофическим.
Эта концепция носила черты весьма уязвимого оптимизма, опирающегося на
веру в науку (см. Федоров Н., Соч., М., 1982). Учению Федорова родственны
взгляды *Тейара де Шардена, к-рый также считал вероятным переход к Царству
Божьему без катаклизмов, путем природной, социальной и мистич. эволюции.
Находилось немало толкователей, гадавших по Библии о «временах и сроках»
Парусии и дерзновенно назначавших дату конца мира (апокалиптич. и хилиастич.
секты, *Иоахим Флорский, *Бенгель, *Юнг-Штиллинг и др.). Они забывали
о предостережениях Самого Христа Спасителя и ап. Павла, осуждавших подобные
гадания (Мф 24:36; Деян 1:7; 1 Фес 5:1-2). Либеральные протестанты нередко
относились к библ. Э. как к рудименту древнего *иудейства, к-рый должен
быть устранен из христ. богословия (см. ст. Эсхатологич. школа). Но подобный
подход игнорировал важнейшую черту библ. учения, взятого в целом. «Христианство
как таковое, — отмечает *Трубецкой, — т.е. как вера во Христа, Мессию
Иисуса, необходимо от начала было связано с эсхатологией, составлявшей
не случайный придаток, а существенный элемент евангелия царства. Не отказываясь
от самого себя, христианство не может отказаться от веры в Богочеловечество
и в царство Божие, в конечную, совершенную реализацию Бога на земле...
Отдельные образы христианской эсхатологии можно объяснять исторически,
но основная идея ее, засвидетельствованная жизнью и смертью Христа Иисуса
и всем Новым Заветом, начиная с молитвы Господней, представляет и до сих
нор жизненный вопрос христианства — веры "во Единого Бога Отца Вседержителя".
Есть ли мировой процесс безначальный, бесконечный, бесцельный и бессмысленный,
чисто стихийный процесс, или же он имеет разумную конечную цель?.. У христианства
возможен на это лишь один ответ».
*Б е р д я е в Н., Опыт эсхатологич. метафизики,
Париж, 1947;
Д а н и е л ю Ж., Эсхатологич. чаяния, «Символ», 1986, № 16; ЕЭ, т.16;
К а с п е р В., Чаяние окончат. и славного пришествия Иисуса Христа, там
же;
К н о п ф Р., Происхождение и развитие христ. верований в загробную жизнь,
пер. с нем., СПб., 1908;
М а ш к и н Н.А., Э. и мессианизм в последний период Римской республики,
«Изв. АН СССР», 1946, т.III, № 5;
*Н и к о л ь с к и й Н.М., Мировой и социальный переворот по воззрениям
раннего христианства, М., 1922 (то же в его кн.: Избранные произведения
по истории религии, М., 1974);
*П о с н о в М.Э., Иудейство, К., 1906;
*С а в и н с к и й С.В., Эсхатологич. беседа Христа Спасителя, К., 1906;
*С в е т л о в Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983;
прот.*С м и р н о в А., Мессианские ожидания и верования иудеев около
времени Иисуса Христа, Каз., 1899;
С т р а х о в П.С., Э. языческих мистерий, БВ, 1913, № 7-8;
Т р у б е ц к о й С.Н., Э., Соч., М., 1908, т.2; ФЭ, т.5;
Ю д А., Бог — судия человека, «Символ», 1986, № 16;
B u c h a n a n G.W., Revelation and Redemption, Dillsboro (N.Carolina),
1978;
*C h a r l e s R.H., Eschatology, N.Y., 1963;
D a y J., God’s Conflict with the Dragon and the Sea, N.Y.-Camb. (Eng.),
1984;
*G r е s s m a n n Н., Der Ursprung der israelitische-judischen Eschatologie,
Gott., 1905; *М о w i n с k е l S., He that Cometh, Oxf., 1959;
*P r о с k s c h O., Eschatology in the Old Testament and Judaism, in:
Twentieth Сеntury Theology in the Making, L., 1970;
*R o b i n s o n J.A.T., Jesus and His Coming, N.Y., 1958;
*R o w l e y H., The Revelance of Apocalyptic, L., 1963;
*S с h n a c k e n b u r g R., Gottes Herrschaft und Reich, Freib., 1959
(англ. пер.: God’s Rule and Kingdom, N.Y., 1963);
проч. библиогр. см. в Enc.Kat., t.4, s.1106; NCE, v.5, р.533; RGG, Вd.2,
S.655; LTK, Вd.3, S.1084; ст.: Богословие; Грехопадение; Малый Апокалипсис;
Откровение св.Иоанна Богослова; Хилиазм.
|