ВОСПИТАНИЕ
УЖАСОМ
Историю инквизиции не отделить от истории Церкви
Сергей
Колесанов
Число жертв инквизиции значительно преувеличено. К такому выводу пришла
группа ученых, которым Папа Римский Иоанн Павел II заказал подготовку
историко-статистического обзора деятельности священной инквизиции за весь
период ее существования, с XIII по XIX век. Что это, еще одна попытка
если не совсем оправдать, то уж по крайней мере приукрасить образ, и поныне
чудовищный? Хотя сквозь мрак ХХ столетия костры инквизиции и кажутся порой
всего лишь болотными огоньками...
Дело
не в числе жертв. Для своего времени оно в любом случае было достаточно
впечатляющим. Инквизиция - это не застенок и не костер. Это атмосфера
жизни. Понятие инквизиция включает в себя систему противоеретического
расследования, изощренного (а зачастую извращенного) дознания, суда и
театрализованной расправы. Поначалу борьба с еретиками шла несколько примитивно.
Их в основном "жгли глаголом", в крайнем случае сходились в
открытом бою, как, например, с альбигойцами (французскими последователями
манихейской ереси. - "НГР"). Но вот в середине ХIII века Папа
Иннокентий IV разрешил в процессе дознания применять к еретикам пытки.
Тут-то инквизиция и приобретает хорошо знакомые нам черты классически
организованного аппарата индивидуального и массового насилия. С этого
времени и до конца XVI века количество еретиков возрастает лавинообразно.
Равно как и усердие инквизиторов.
Задачей инквизиции было найти и истребить носителей ереси - активных,
пассивных и потенциальных. Остальных воспитать ужасом. Обвиняемый, отказавшийся
дать под пыткой нужные показания, считался изобличенным, но еще более
опасным еретиком. Его ждали отлучение от Церкви и костер. Чтобы спастись,
подсудимый должен был признать себя виновным в предъявленном ему обвинении,
затем выдать подлинных или воображаемых сообщников, и только тогда ему
разрешали отречься от ереси и примириться с Церковью. Но и раскаяние не
спасало от костра, если у суда был повод заподозрить раскаявшегося в неискренности.
Любопытна эволюция взглядов Блаженного Августина. Вначале он сам был еретиком
- манихеем. Затем перешел на ортодоксальные позиции Церкви и повел полемическую
борьбу с еретиками. Именно он стал приверженцем мер ограниченной строгости,
то есть рекомендовал репрессии, исключавшие, однако, пытки и казни. Затем
признал, что без пыток и казней не обойтись.
Органы инквизиции, так называемые священные трибуналы Католической Церкви,
просуществовали с ХIII по ХIХ век. В ХIХ веке светская власть окончательно
указала Католической Церкви ее место. Картина деятельности инквизиции
в полной мере не будет восстановлена никогда, потому что огромное количество
ее архивов пропало или было уничтожено еще в начале ХIХ века.
Молот ведьм
Одной из самых опасных ересей считалось не только колдовство, но даже
неверие в существование ведьм и в их колдовские возможности. По данному
обвинению законом допускались показания любых свидетелей, поскольку колдовство
рассматривалось как высшая форма измены христианской вере. Вследствие
этого показания о колдовстве разрешалось давать свидетелям, обычно не
допускавшимся в суд: преступникам, отлученным от Церкви, уличенным в лжесвидетельстве,
причем их имена могли оставаться в секрете.
В XV веке появился "Молот ведьм" ("Malleus maleficarum")
- трактат монаха-доминиканца Якова Шпренгера и декана Кельнского университета
Генриха Инститориуса. Это было практическое и теоретическое руководство
по обнаружению и искоренению колдовства. Оно снабдило как духовных, так
и гражданских судей готовыми приемами пыток, ведения суда и вынесения
приговора. В нем рассматривались все типы злодейств, совершаемых ведьмами:
договор с дьяволом, сексуальные отношения с демонами, перемещения, превращения,
порча урожая, скота - самый широкий круг чародейств и противодействие
каждому из них.
Авторы "Молота ведьм" стремились любыми средствами добиться
обязательного сожжения ведьм. Особенно примечательно то, что протестанты,
повсюду противостоявшие инквизиции, считали "Молот ведьм" авторитетом
и законом во всем, что касалось нечистой силы. В течение XV-XVII веков
книга выдержала десятки изданий.
Православная инквизиция
Никто так не умел превратить массовую расправу над жертвами в мистериальное
зрелище, как католики. Но инквизиция действовала почти во всех христианских
странах. Своих противников преследовали также протестанты и православные.
Правда, со значительно меньшим размахом и отнюдь не с такой изощренностью.
В середине XIV в Новгороде и Пскове, где среди мирян издавна были в обычае
религиозные споры, появились так называемые стригольники, которые отказывались
от общения с официальным духовенством, ибо оно все "во зле лежит".
Насколько можно судить по документам того времени, гневно обличающим эту
ересь, стригольники отрицали церковную иерархию, таинство причастия, исповедь,
почитание икон и святых. Главное отличие ереси от учения Церкви в том,
что содержание ереси, как правило, исчерпывается пафосом отрицания.
Столетие спустя последователи другого еретического учения, жидовствующие,
тоже все отрицали: Святую Троицу, иконы, монашество… Некий монах Самсонка
показал, что еретики изрекали хулу на Христа и на всех святых, расщепляли
иконы, показывали иконам кукиш, спали или мылись на них, поливали "скверной
водой" и кидали иконы в лохань… - чего только не наговоришь под пыткой.
В отличие от стригольников ересь жидовствующих имела солидную теоретическую
базу. С ними на территорию нашего отечества проникло множество книг по
астрологии, алхимии и тому подобным наукам, с которыми нашему духовенству
волей-неволей пришлось ознакомиться, чтобы не ударить в грязь лицом в
процессе полемики.
Масштабы нашей местной специфически "инквизиторской" деятельности
с западноевропейскими лучше не сравнивать. Во избежание конфуза. Стригольников
без особой торжественности убивали, сажали в темницы. Троих наиболее популярных
утопили в Волхове.
Некоторые "культурные заимствования" видны в расправе над наиболее
активно жидовствующими. На них надели вывороченную одежду, шлемы из бересты
с мочальными кистями, соломенные венцы с надписью "се есть сатанино
воинство", посадили на лошадей лицом к хвосту. А народу велено было
плевать на них и кричать: "Вот враги Божии, хулители Христа!"
Затем на их головах зажгли шлемы из бересты, от чего некоторые из осужденных
лишились рассудка и погибли.
Все это было не собственным почином или изобретением архиепископа Новгородского
Геннадия и других православных иерархов. Инициаторы казни еретиков действовали
по примеру "шпанских королей", т.е. испанской инквизиции.
В начале XVI века в Москве и в Новгороде наиболее видные еретики были
всенародно сожжены в деревянных клетках. Позднее подобным образом пытались
вразумлять и старообрядцев, на которых это не произвело ни малейшего впечатления.
Во-первых, потому что они и сами нередко прибегали к самосожжению, а во-вторых,
слава Богу, было куда бежать. Вот он, основной фактор нашего исторического
развития - пространство.
Подавляющее большинство репрессий проводила светская власть. По сугубо
политическим или уголовным мотивам, к которым иногда, впрочем, примешивались
и до некоторой степени религиозные: некто в пьяном виде учинил то-то и
то-то и изрек хулу и т.п.
Государство в России очень рано сумело полностью подчинить себе Церковь,
отведя ей роль послушного воспитателя с некоторыми цензурными функциями.
Итак, инквизиция в России, безусловно, была, но в масштабах, не сравнимых
с западноевропейскими (тем более испанскими). Здесь мы безнадежно отставали
по исторической фазе, до тех пор пока Сталин не взвалил на себя бремя
создания новой - государственной квазирелигии. Опыт преследования еретиков
очень пригодился всем тоталитарным режимам. Тут снова понадобилось и чудовищное
инквизиторское "следствие", и воспитание ужасом. И при этом
тоже нередко рассуждают о преувеличении количества пострадавших.
Православная Церковь окончательно урегулировала отношения со своими "еретиками"
- старообрядцами - в начале XX века. Тут как раз нахлынули другие, новые
еретики, оказавшиеся российскому православию не по зубам.
Время извиняться
Повлиять инквизиторскими методами на исторический процесс невозможно.
Но и удержаться от их локального применения оказалось не в человеческих
силах.
В 2000 г. Папа Иоанн Павел II принес публичные извинения за деятельность
инквизиции. Как он выразился, "за нехристианские поступки, совершенные
во имя веры". Только не во имя веры. На пытки и на костер посылают
во имя власти. Во имя веры спасают других и жертвуют собой. Бывает, конечно,
что, жертвуя собой, уничтожают других, но и это тоже во имя власти.
После того как в течение нескольких столетий Земля с полной очевидностью
вращалась вокруг Солнца, извинились за процесс над Галилеем. Пришла очередь
извиниться и за инквизицию в целом. Ватикан постоянно идет в ногу со временем.
Только нога у него какая-то уж очень длинная. Инквизицию отвергли отнюдь
не за жестокость. За бессилие.
Сегодня ничто не мешает Папе Римскому без малейшего лицемерия проповедовать
истинно христианскую кротость. И тем не менее историю инквизиции не отделить
от истории Церкви. Остается смиренно извиниться. И все же Церковь (если
она действительно Церковь, а не секта) была и остается безусловным носителем
нравственного императива. В противном случае она бы не выжила, не стала
Церковью.
Церковь стоит, скорбно отмывая пятна крови и копоти пятисотлетней давности.
Справедливости ради надо заметить, что не только Церковь, но и все население
средневековой Европы не знало других практически действенных методов борьбы
с хаосом.
Сегодня споры о необходимости и неизбежности инквизиции пятьсот лет назад
безосновательны. Дай нам Бог разобраться, в чем она может воплотиться
сегодня.
Сергей
Колесанов,
историк, журналист
Текст взят с сайта "НГ
РЕЛИГИИ
|