Иерусалим в период Первого храма
Орит Каштан

Во времена Иисуса Навина и Судей Израилю принадлежала территория только до подножий гор. Иерусалим не входил в число израильских городов и в дни кратковременного правления Саула, вплоть до прихода к власти царя Давида.
Когда закончилась распря между домом Давида и домом царя Саула (приблизительно в 1000 г. до Р.Х.), все колена Израилевы собрались в Хевроне, чтобы помазать Давида на царство и заключить с ним завет пред Господом (2 Цар. 5:1-5).
Сорок с половиной лет царствовал Давид: семь с половиной лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме. Давид отвоевал Иерусалим у Иевусеев и превратил его в столицу.
«И пошёл царь и люди его в Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: “ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые”, - это значило: “не войдёт сюда Давид”» (2 Цар. 5:6-9).
Интересны слова этого стиха, сказанные в отношении «слепых и хромых». Иосиф Бен Матитьягу (Иосиф Флавий) пишет, что действия Иевусеев свидетельствуют о явно выраженном их пренебрежении к Давиду. Увидев его, приближающегося со своими людьми, Иевусеи закрыли ворота города и поставили людей с физическими недостатками на городскую стену (как будто показывая этим, что «даже такие как они смогут противостоять вторжению Давида в город»), так как они полагались на её прочность. Однако трудно предположить, будто Иевусеи были настолько уверенны в собственных силах, что пренебрегли мощью войска Давида. В те дни его армия была сильна, и имя Давида, как полководца, было известно повсюду. Несомненно, и Иевусеям было известно о его завоеваниях. Нельзя допустить мысль, что они насмехались над его намерением захватить Иерусалим. Игаль Ядин – археолог, исследуя эту тему, выяснил, что в тот период существовала специальная церемония присяги, которую принимали хеттейские воины (Иевусеи являлись их потомками). Во время этой церемонии перед ними выставляли хромых и слепых людей для устрашения, как живой пример последствий нарушения клятвы. Возможно, Иевусеи думали, что подобным образом они помешают Давиду, и он не посмеет войти в их город. И в действительности, это было воспринято как угроза, а не насмешка, и оказало настолько деморализующее воздействие на армию Давида, что ему пришлось даже пообещать вознаграждение тому, кто первым совершит смелый поступок. И что же считалось героическим поступком? Не само нападение на город, не его захват, а единственное – подняться первым на городскую стену и поразить копьём Иевусея. Этим следовало доказать всей армии, что не нужно бояться колдовства и заклинаний. Подтверждение этому мы находим в Первой книге Паралипоменон 11:4-7: «И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошёл прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою». Он, Иоав, стал первым; и о его подвиге не раз упоминается в Писаниях.
В стихе 8 (2 Цар. 5) Давид просит всякого, убивающего Иевусеев, «коснуться канала» – водопровода*
*В оригинале Ветхого Завета на иврите читаем:
«…»
«И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть коснётся водопровода…»
То же видим и в английской версии: «And David said on that day, Whosoever getteth up to the gutter…».
В русском переводе 2-й книги Царств эти слова почему-то вырезаны из контекста. В сущности, по-русски этот стих должен звучать так:«И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть (коснётся водопровода и ) поражает копьём хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом Господень. И поселился Давид в крепости, и назвал её городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри» (2 Цар. 5:8-9). (прим. редактора)

Чтобы лучше узнать Иерусалим времён Давида, попытаемся выяснить, о каком «водопроводе» идёт речь в этих стихах. Существует мнение, что это был узкий проход, по которому, во время осады города, жители могли, незаметно от вражеских дозорных, пробираться к речке Гихон, находящейся за городской стеной. Вероятно, Давид намеревался, вместе со своими людьми, воспользоваться им для захвата города. Но ведь противник легко мог уничтожить воинов, продвигающихся по узкому длинному ходу в затылок друг другу, не имея возможности повернуться.
Можно также предположить, что Давид, повелевая своим людям «коснуться водопровода», имел в виду его захват, чтобы прекратить поступление воды в осаждённый город.

Взяв Иерусалим, Давид уничтожил последний оплот иноплеменников – крепость, находившуюся на горе, и разделявшую Израильское государство на две части. Невозможно было бы Давиду царствовать над Израилем, не владея крепостью Сион, которая считалась сердцем государства.
На протяжении истории Иерусалиму было дано множество имён и названий, и сейчас нам понятен смысл одного из них: Иевус. Библия обычно использует определение «Иевус», для того, чтобы обозначить национальность жителей города и их принадлежность к этой земле. Не город назывался Иевус, а жители города так назывались, потому что были родом из Иевуса.

В те времена было принято, чтобы главный город государства носил имя правящего царя. Название города Иерусалим, до того, как он был захвачен Давидом, было Крепость Сион. Крепость стала собственностью царя, здесь находился его престол и, соответственно, центр управления Израильским государством. Теперь Давид по праву мог называть его «Ир Давид» (Город Давида).
Давид перенёс свой престол из Хеврона в Иерусалим сразу после захвата города. Город возрос и был признан столицей еврейского государства. Одной из причин этому послужило то, что город обладал особым преимуществом: он не являлся наследием одного из колен Израилевых. На территории Иерусалима жили представители колена Вениамина (Судей 1:21) и колена Иуды (Иис. Н. 15:63). В сущности же, город не являлся собственностью ни одного из них. Следовательно, у Давида была возможность превратить его в общенациональный центр, не вызывая межплеменного соперничества, что также способствовало подъёму и процветанию царского города. Мы видим также, что Давид, в отличие от других завоевателей (как предшествовавших ему, так и бывших после него), не уничтожил жителей города и не поработил их. Они остались равноправными гражданами, сохранив за собой принадлежавшие им земли и имущество. Даже некоторые из командующих войском Давида были иноплеменниками из рода Иевусеев (потомками хеттеев). Известнейший из них – Урия Хеттеянин, которого царь Давид отправил на поле сражения, чтобы завладеть его женой Вирсавией.

Со времён Давида и в более поздний период выражение «Город Давида» употребляли, чтобы обозначить юго-восточный холм – возвышенную часть Иерусалима и Иевусейскую Крепость, захваченную Давидом и ставшую центром царского города.
Иевусейский город, который царь избрал столицей, был расположен на небольшом холме, у подножия которого находится источник Эйтан; он окружён с трёх сторон глубокими оврагами. С северной стороны холм прилегал к седловине, соединяющей его с южной стороной горы Мориа. Это место в Писаниях названо «Офэль», что означает «возвышенный», «высокий». Это название определяет (кроме обозначения географического положения), что это место величественное, и сюда нужно восходить. Офель служил своего рода крепостью, здесь находился престол царя, и отсюда осуществлялось управление государством.
Давид перенёс из Кирьят Иеарим в Иерусалим Ковчег Завета и установил его на новом месте для служения Богу, чтобы ковчег оставался там навсегда. Ранее у Ковчега никогда не было определённого места. Вместе со Скинией Завета он символизирует завет между Богом и Его народом. Народ Израиля кочевал с Ковчегом; он сопровождал израильтян во время военных действий до тех пор, пока не был установлен Давидом. Место для жертвенника (на месте которого царь Соломон позднее построит Первый Храм), Давид выкупил за цену, названную ему Орной Иевусеянином – последним иноплеменным царём в Иерусалиме (2 Цар. 24:18-25). Через Своего пророка – Гада – Господь повелевает Давиду построить жертвенник на этом месте. Царь прибыл к Орне, чтобы выкупить гумно и выполнить Божье повеление. Орна хотел отдать ему гумно даром, «но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром» (2 Цар. 24:24). Сумма, выплаченная Давидом, в разных местах Библии определяется по-разному: пятьдесят сиклей серебра (в 2 Цар. 24:18-25) и шестьсот сиклей серебра (1 Пар. 21:18-25). Но в данном случае нам важна не сумма, а тот факт, что после этих событий Иерусалим стал считаться священным местом. Святой город становится для еврейского народа религиозным центром.

В Библии описаны некоторые из строений, воздвигнутых Давидом в Иерусалиме. Он возвёл себе дом из кедра и камня с помощью плотников и каменщиков, присланных в знак дружбы царём Тарским – Хирамом. Царь построил дома для военачальников своей армии и дворцы для своих родственников, священников и государственных служащих. Был воздвигнут также семейный склеп для Давида и его наследников.
Город Давида был узким и длинным по форме. Природными укреплениями с запада ему служили долины Ге бен-Хинном и Тиропион, с востока – долина Кидрон. Восточнее от реки Кидрон, протекавшей в долине, находится Масличная гора. Городская стена и крепость Сион (Цион), на руинах которой Давид построил свой дворец, защищали город с северной стороны.

Источники воды
Основным источником воды в городе была речка Гихон (Геон). Кроме того, на восточной границе в долине протекала небольшая река Кидрон, образуя естественную границу города.
Ещё до того, как Давид захватил город, жители Иерусалима предпочитали жить на юго-восточной возвышенности. Причиной этому, несомненно, был поток Гихон. Он был небольшим и располагался в глубине долины, вне городских стен, что усложняло жителям доступ к воде. Его месторасположение не входило в пределы городских укреплений, и не было никакой возможности протянуть городские стены к узкому ручью в период войны. Перед защитниками города встал вопрос: как можно предотвратить доступ врага к воде во время осады города? Ясно, что единственным выходом в то время было бы проложить в скале ход, который позволил бы спускаться к источнику прямо из укреплённого города. Ответвление канала являлось частично туннелем, а частично траншеей, высеченной в скале. В конце сооружения вода вытекала между каменными плитами. Нет точных сведений о времени его создания. Очевидно, об этом проходе и упоминает Давид, посылая своих воинов на штурм городских стен.
Водопровод Езекии (Ехезкияху)
Выдающейся работой работ по водоснабжению Иерусалима в период Первого Храма явился водопровод Езекии (727-698 гг. до Р.Х.). Его длина – 533 метра. Создание водопровода раз и навсегда разрешило проблему, возникавшую из-за расположения источника Гихон. Вода из источника теперь поступала по туннелю, прорытому под землёй, в укреплённые пределы города. А исток – у потока Кедрон – был завален, чтобы враг не мог обнаружить его месторасположение. Эта работа описывается в нескольких местах в Библии: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провёл воду в город, написано в летописи царей Иудейских» (4 Цар. 20:20). «Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим, с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды» (2 Пар. 34:2-4).
В 1880 году, на стенах туннеля Езекии была обнаружена надпись на каменном выступе, очевидно высеченная одним из каменотёсов, принимавшем участие в его создании. Она описывает процесс прокладывания этого туннеля: две группы пробивали его с двух сторон, направляясь навстречу друг другу (вероятно для того, чтобы ускорить завершение работы, так как Езекия опасался нападения царя Ассирийского Сеннахирима с его войском). Видимо, вдоль всей стены туннеля проходила узкая щель, по которой пробирались каменотёсы. Когда между работающими оставалось около полутора метров скалы, они могли слышать друг друга. Надпись рассказывает об этом драматическом моменте, когда обе группы впервые услышали шум работы друг друга. В туннеле множество изгибов, что является, по всей видимости, следствием ошибок рабочих. Вода поступала прямо в город, под давлением своего собственного веса.
Проводя работы по водоснабжению города в 701 г. до Р. Х., Езекия одновременно готовился к войне с ассирийцами. Он укрепил предместья на западном холме Иерусалима, построив широкие стены (фрагмент этих укреплений, так называемая «широкая стена», был обнаружен израильскими археологами в Еврейском квартале Старого города), и, таким образом, центральная долина оказалась внутри укреплённого города. Она представляла собой самую низкую топографическую точку по отношению к источнику Гихон; так образовался бассейн для воды.
Водопровод от источника Гихон не был единственным средством водоснабжения в период Первого Храма. Кроме него в Иерусалиме было множество прудов и бассейнов, которые служили для сбора дождевой воды, такие как Верхний пруд (4 Цар. 18:17; Ис. 7:3 и 36:2), Нижний пруд (Ис. 22:9), Старый пруд (Ис. 22:11). Некоторые из них составляли единую систему с каналом, а некоторые – с водопроводом Езекии.
Город Давида был узким и длинным по форме. Природными укреплениями с запада ему служили долины Ге бен-Хинном и Тиропион, с востока – долина Кедрон. Восточнее от реки Кедрон, протекавшей в долине, находилась Масличная гора. Городская стена и крепость Сион (Цион), на руинах которой Давид построил свой дворец, защищали город с северной стороны.

Источники воды
Основным источником воды в городе была речка Гихон (Геон). Кроме того, на восточной границе в долине протекала небольшая река Кедрон, образуя естественную границу города.
Ещё до того, как Давид захватил город, жители Иерусалима предпочитали жить на юго-восточном холме. Причиной этому, несомненно, был поток Гихон. Он был небольшим и располагался в глубине долины, вне городских стен, что усложняло жителям доступ к воде. Его месторасположение не входило в пределы городских укреплений, и не было никакой возможности протянуть городские стены к узкому ручью в период войны. Перед защитниками города встал вопрос: как можно предотвратить доступ врага к воде во время осады города? Ясно, что единственным выходом в то время было бы проложить в скале ход, который позволил бы спускаться к источнику прямо из укреплённого города. Ответвление канала являлось частично туннелем, а частично траншеей, высеченной в скале. В конце сооружения вода вытекала между каменными плитами. Нет точных сведений о времени его создания. Очевидно, об этом проходе и упоминает Давид, посылая своих воинов на штурм городских стен (2 Цар. 5).

Водопровод Езекии (Ехезкияху)
Выдающейся работой по водоснабжению Иерусалима в период Первого Храма явился водопровод Езекии (727-698 гг. до Р.Х.). Его длина – 533 метра. Создание водопровода раз и навсегда разрешило проблему, возникавшую из-за расположения источника Гихон. Вода из него поступала теперь по туннелю, прорытому под землёй, прямо в укреплённые пределы города. А исток – у потока Кедрон – был завален, чтобы враг не мог обнаружить его месторасположение. Эта работа описывается в нескольких местах в Библии: «Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провёл воду в город, написано в летописи царей Иудейских» (4 Цар. 20:20). «Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим, с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, пришедши сюда, много воды» (2 Пар. 34:2-4).
В 1880 году, на стенах туннеля Езекии была обнаружена надпись на каменном выступе, очевидно высеченная одним из каменотёсов, принимавшем участие в его создании. Она описывает процесс прокладывания этого туннеля: две группы пробивали его с двух сторон, направляясь навстречу друг другу (вероятно для того, чтобы ускорить завершение работы, так как Езекия опасался нападения царя Ассирийского Сеннахирима с его войском). По видимости, вдоль всей стены туннеля проходила узкая щель, по которой пробирались каменотёсы. Когда между работающими оставалось около полутора метров скалы, они смогли слышать друг друга. Надпись рассказывает об этом напряженном моменте, когда обе группы впервые услышали шум работы друг друга. В туннеле множество изгибов, что является, по всей видимости, следствием ошибок рабочих. Вода поступала прямо в город, под давлением своего собственного веса.
Проводя работы по водоснабжению города в 701 г. до Р. Х., Езекия одновременно готовился к войне с ассирийцами. Он укрепил предместья на западном холме Иерусалима, построив широкие стены (фрагмент этих укреплений, так называемая «широкая стена», был обнаружен израильскими археологами в Еврейском квартале Старого города), и, таким образом, центральная долина оказалась внутри укреплённого города. Она представляла собой самую низкую топографическую точку по отношению к источнику Гихон; так был образован бассейн для воды.
Водопровод от источника Гихон не был единственным средством водоснабжения в период Первого Храма. Кроме него в Иерусалиме было множество прудов и бассейнов, которые служили для сбора дождевой воды, такие как Верхний пруд (4 Цар. 18:17; Ис. 7:3 и 36:2), Нижний пруд (Ис. 22:9), Старый пруд (Ис. 22:11). Некоторые из них составляли единую систему с каналом, а некоторые – с водопроводом Езекии.
В годы правления сына Давида, царя Соломона (Шломо), статус Иерусалима, как столицы Объединенного царства, еще более упрочился. Географическое положение города, находившегося в центре страны на пересечении традиционных путей с севера на юг и с запада на восток, способствовало его экономическому расцвету. Через Иерусалим проходили караваны из Месопотамии в Египет и из Финикии к Красному морю. Расширив город в сторону севера и построив на горе Мориа (позднее - Храмовая гора) главное святилище евреев – Иерусалимский храм, Соломон закрепил за Иерусалимом уникальный статус священного и одновременно престольного города.
Наряду с полученным ранее статусом царского города, Иерусалим утвердился как крупномасштабный международный торговый центр, застроенный великолепными зданиями, а так же – из-за своего месторасположения – стал стал шумным и многолюдным центром, где сходились многие дороги. Иерусалим, ставший государственным и религиозным центром управления. Притягивал к себе больше и больше новых жителей – сведущих в управлении и культовых служителей.
Общая площадь Иерусалима в дни Давида составляла 60 дунамов, а число жителей города достигало 1500 человек. В дни правления Соломона Иерусалим увеличился до размера 150 дунамов, а число жителей возросло до 4000 человек.

Соломон жил по-царски, ни в чём себе не отказывая. В 3-й Книге Царств мы читаем о роскошной жизни в его дворце, о богатых вещах, принадлежащих ему, о великолепном царском троне, сделанном из слоновой кости, на котором он восседал, о сосудах из чистого золота, которыми пользовались в его доме: «...из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что» (3 Цар. 10:21). Большинство великолепных строений, как и сам царский дворец, воздвигнутые с восточной стороны города Давида, использовались как символ возвышения царского рода. Величие царского дома подтверждается также тем фактом, что строительство длилось на протяжении тринадцати лет, и, читая описание этого дворца, мы видим, что его масштабы были в четыре раза больше размеров Иерусалимского Храма. Рядом с царским домом был построен дворец для дочери фараона (3 Цар. 7, 10.).

Но наиболее примечательным был сам Иерусалимский Храм, строительство которого продолжалось семь лет. Соломон строил этот Храм между 964-м и 958-м г.г. до Р.Х., на самой вершине горы Мориа. О горе Мориа мы читаем в 22 главе книги Бытия – в рассказе о том, как Авраам приносил в жертву Богу своего сына Исаака.Из второй книги Паралипоменон 3:1 мы видим, что на горе Мориа находилось гумно Орны Иевусеянина: «И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме, на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина». Итак, Соломон воздвигает Первый Храм на горе Мориа, на месте, где ранее находился жертвенник, поставленный на месте гумна Орны Иевусеянина – там же, где происходило принесение в жертву Исаака. Первый

Первый Храм просуществовал на протяжении примерно трёхсот семидесяти лет. Подробное его описание мы находим в третьей книге Царств – в 5-7 главах, а также во второй книге Паралипоменон в 3-й главе. Описание в третьей книге Царств составлено очень точно, с техническими и архитектурными подробностями: представлены общие размеры здания, подробно описываются внутренние палаты, способ постройки, внутренняя отделка помещений и покрытие дверей, и, наконец, перечислены все предметы для служения в храме.

Когда мы пытаемся восстановить план Первого Храма, необходимо помнить о том, что он был частью большого архитектурного комплекса, воздвигнутого царём Соломоном на Храмовой горе восточнее города Давида и южнее Храма. В него входили: сам Храм; царский дом и дом дочери фараона; строение из ливанского кедра, которое, очевидно, использовалось в качестве склада; тронный зал, где находился царский трон – последний использовался в качестве зала суда, а также парадный зал. Таким был весь комплекс строений, который священник Амасией назвал «святыней царя и домом царским» (Ам. 7:13).
Храм строили около 180 тысяч рабочих на протяжении 7,5 лет. Он был построен по образцу скинии Моисея, но значительно превосходил её по размерам. Первый Храм представлял собой прямоугольное здание 30 м длиной, 10 м шириной и 15 м высотой. Вход был обращён к Масличной горе (на восток). Здание было воздвигнуто на платформе высотой около девяти футов (Иез. 41:8). К ней вела лестница из десяти ступеней, а по бокам её находились две свободно стоявшие колонны, известные как Иахин (стоящий прямо) и Воаз (лёгкий) (3 Цар. 7:21). Внутренняя часть храма была разделена на три основных части: притвор (или улам), чертог – святилище и давир Храма – Святое святых, где находился ковчег Завета.
Зал использовался как притвор, отделяющий «образ небесного» от мирского. Между притвором и двором были только двери, без завесы. К зданию храма с трёх сторон – северной, южной и западной – примыкало трёхэтажное каменное здание, имевшее множество комнат. В каждой комнате было по одному окну, закрытому решёткой.
Наиважнейшими местами в Храме были чертог и Святое святых. Судя по описанию размеров Храма – чертог являлся центральным местом. День и ночь освещал светильник помещение святилища, в то время, как в давире всегда было темно. Здесь, в чертоге, ближе к завесе, находился золотой алтарь – жертвенник, на котором воскуряли фимиам и ладан; десять золотых столов для хлебов предложения, а также десять золотых семисвечников. По пяти светильников и по пяти столов стояло с каждой стороны у входа в Храм. Горящие свечи освещали фасад Храма.
Значение и функции давира определяют предметы, находящиеся в нём. Здесь стоял ковчег с двумя каменными скрижалями Завета, которые положил туда Моисей. Эти предметы являлись символом святости храма. Здесь находились также два Херувима. Они были сделаны из масличного дерева и покрыты золотом. Лица их были обращены к святилищу, а крылья – простёрты над ковчегом, покрывая его сверху. Вторыми своими крыльями херувимы касались стен давира. Высота херувимов была пять метров, а ширина их простёртых крыльев – десять метров. В день открытия Храма «внесли священники ковчег Завета Господня на место его, в давир Храма, во Святое-святых, под крылья херувимов» (3 Цар. 8:6).

Способы строительства Храма и применявшиеся материалы.
В описании Храма в Священных Писаниях упоминается два основных строительных материала: камень и дерево. Массивные стены были выложены из камня: «камней дорогих» и «обделанных». Из ливанских лесов привозились обтёсанные стволы деревьев. В строительстве использовалось три вида древесины: кедр, кипарис и масличное дерево. Кедровые доски использовались для покрытия стен и потолков, а доски кипариса – для покрытия полов (они более стойкие). Масличное же дерево использовалось для резьбы по дереву, как, например, на дверях у входа в Храм; на дверях, ведущих в давир – с пятиугольными косяками и резными херувимами и изображением пальм и распускающихся цветов. Вся резьба затем покрывалась чистым золотом.
Никогда ранее строительство не велось подобным образом, как строительство Храма: «на строение употребляемы были обтёсанные камни; ни молота, ни тесла, ни всякого другого железного орудия не было слышно в Храме при строении его» (3 Цар. 6:7).
Одновременно с работами по заготовке камня и древесины, под руководством Хирама Тирянина – человека «умного, имеющего знания…умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы» (2 Пар. 2:13-14) – велись работы по изготовлению утвари для храма.
Перед открытием Храма ковчег Завета Господня был внесён в Святое святых. Священный хор в сопровождении различных музыкальных инструментов воспел хвалу Богу. И, в то время, когда дворы Храма наполнились голосами хвалы, – облако славы Божьей наполнило Храм, как когда-то скинию в пустыне. На церемонии открытия Царь Соломон (а не первосвященник, как это было принято), произнёс молитву и благословил народ. Эта церемония символизировала процесс служения Господу в Израиле, начиная с выхода из Египта и до времён Соломона.

Источник: сайт "Служение "Милость и истина"

Сайт "Агиограф" - проект историко - искусствоведческого портала "Монсальват"

© Idea & design by Galina Rossi

created at October 2003