На
8
июля н.ст.
( 25
июня ст.ст.)
АМЯТЬ
СВЯТЫХ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЯ ПЕТРА И КНЯГИНИ
ФЕВРОНИИ, ВИНОЧЕСТВЕ ДАВИДА
И ЕВФРОСИНИИ, МУРОМСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ
Сей благочестивый князь Петр (1) происходил
из благочестивого и святого рода (2), воспитан был в православной вере
и целомудрии в городе Муроме (3) и правил княжеством своим, во всём соблюдая
строгую справедливость. Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною
княгинею Февронией, которая также происходила из благочестивого рода (4)
и тщательно была наставлена в благочестии. Будучи, таким образом, оба
святыми и праведными людьми, блаженные Петр и Феврония любили чистоту
и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они
избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили
лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия,
с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте
и воздержании. Желая по слову Господа унаследовать землю кротких (5) и
снискать себе вечное блаженство праведников, они кроме того и во всём
прочем весьма много угодили Христу своими добрыми делами. Достигши затем
маститой старости, блаженный Петр впал в телесный недуг и принял пострижение,
при чем в иночестве ему дано было имя Давида. После сего, немного поболев,
он с твердою верою преставился к Богу в царство небесное. Точно также
и святая княгиня Феврония, исполняя искреннее свое желание, постриглась
в иночество, получив в иноческом звании имя Евфросинии и подобно супругу
своему с непоколебимою верою и чистою совестью преставилась, предавши
душу свою в руки Божии (6). Таким образом оба святые супруги унаследовали
землю кротких, которой с юных лет так желали. После кончины блаженного
князя Петра вельможи и бояре оплакивали его, как отца, горожане – как
заступника своего и защитника, бедные вдовы и неимущие пропитания – как
своего кормителя и помощника. Честные тела святых князя и княгини с торжеством
проводили все жители города и похоронили их в одном гробе в городе Мурому.
Святые и до сего дня чрез честные мощи свои совершают во славу Божию чудеса
тем, кто с верою обращается к ним (7).
Тропарь,
глас 8:
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии
пожив, блаженне Петре; тако и супружницею твоею премудрою Феврониею, в
миру Богу угодивше, и преподобных житию сподобистеся; с нимиже молитеся
Господеви, сохранити без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем.
Кондак,
глас 8:
Мира сего княжение, и славу временну помышляя, сего ради благочестно в
мире пожил еси Петре, купно и супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею
и молитвами Богу угодивше. Темже и по смерти неразлучно во гробу лежаще,
исцеление невидимо подаваете; и ныне Христу молитеся сохранити град же
и люди, иже вас славящих.
_________________________________
1 Святой Петр – Давид, князь муромский, был вторым
сыном муромского князя Юрия Владимировича. Он стал княжить в Мурому после
старшего брата своего Владимира Юрьевича, вступив в управление княжеством
18 декабря 1203 года.
2 Родоначальник муромских князей, князь Константин Святославич причислен
к лику святых; память его празднуется 21 мая.
3 Муром в древности был центром северной ростово-суздальской области,
ныне уездный город владимирской губернии.
4 Есть предание, что святая княгиня Феврония по происхождению своему была
простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» из деревни Ласковой,
Рязанской губернии.
5 Мф.5:5
6 Святые князь Петр и княгиня Феврония скончались в один день, 25 июня
1228 года, а по мнению преосвященного Филарета кончина их падает на 25
апреля 1228 года, причем 25 день апреля признается им за день их кончины,
а 25 июня – за день открытия мощей. Прославление их началось в начале
XVI века, а на Московском соборе 1547 года положено было местно праздновать
память их. Впоследствии (вероятно с 1552 года) это празднование стало
повсеместным.
7 «Блаженный Давид и Евфросиния, – говорит преосвященный Филарет, – в
жизни своей были образцом христианского супружества, готовые на все лишения
для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими
низводят небесное благословение на вступающих в брак. Так показывают многие
опыты загробной жизни их».
|