Послание царя Константина к иерусалимскому епископу Макарию о построении
храма Божия
Победитель Константин
Великий - Макарию.
"Благость Спасителя нашего столь велика, что, кажется, никакое слово
недостаточно для достойного описания настоящего чуда. Знамение святейших
страстей, скрывавшееся так долго под землею и остававшееся в неизвестности
в продолжение целых веков, наконец, через низложение общего врага, воссияло
для освободившихся от него рабов Господних и поистине служит предметом
выше всякого удивления. Если бы теперь со всего света собрались в одно
место все так называемые мудрецы и за-хотели сказать что-либо достойное
события, то не могли бы и кратко очертать его. Вера в это чудо во столько
выше всякой природы, вмещающей в себе человеческий смысл, во сколько небесное
превосходнее человеческого. Посему первая и единственная цель моя всегда
та, чтобы вера в истину ежедневно подтверждалась новыми чудесами и чтобы
таким образом наши души со всяким смиренномудрием и единомыслием ревновали
о сохранении святого закона. Я хочу убедить тебя особенно в деле, очевидном
для всякого, т.е. что у меня более всего заботы, как бы святое место,
по воле Божией очищенное мною от постыдных принадлежностей капища, будто
от какой тяжести, - то место, которое, по суду Божию, было с самого начала
святым, а когда вера в спасительные страдания озарилась через него новым
светом, сделалось еще священнее, - как бы это место украсить превосходными
зданиями. Поэтому твоя прозорливость должна так распорядиться и о всем
необходимом иметь такое попечение, чтобы не только самый храм был великолепнее
всех храмов, где-либо существующих, но чтобы и другие при при нем здания
были гораздо превосходнее самых прекрасных по городам строений. Что касается
до возведения и изящной отделки стен, то знай, что заботу об этом мы возложили
на одного из отличнейших областных правителей, друга нашего Дракилиана,
и на правителя вашей провинции. По требованию моего благочестия приказано,
чтобы их попечением немедленно доставляемы были тебе и художники, и ремесленники,
и все, по усмотрению твоей прозорливости, необходимое для постройки. Что
же касается до колонн и мрамора, то, какие признаешь ты драгоценнейшими
и полезнейшими, - сам рассмотри обстоятельно и постарайся написать ко
мне, чтобы, узнав из твоего письма, сколько каких требуется материалов,
я мог отовсюду доставить их, ибо самое дивное место в мире должно быть
и украшено, как следует. Сверх того хочу знать, какой нравится тебе свод
храма - мозаический или отделанный иначе. Если мозаический, то прочее
в нем можно будет украсить и золотом. Твое преподобие имеет в самом скором
времени известить вышеупомянутых судей, сколько требуется ремесленников,
художников и издержек. Постарайся также немедленно донести мне не только
о мраморе и колоннах, но и о мозаике, какую признаешь лучшею. Да сохранит
тебя Бог, возлюбленный брат!"
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458) - христианский
богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической
школы.
|