Послание царя Константина к персидскому царю Canopy о христианах
"Соблюдая божественную
веру, я приобщаюсь свету истины; а руководясь светом истины, познаю божественную
веру. Вот способы, которыми, как показывает самое дело, я держусь святейшего
богопочтения и исповедую, что это служение есть наставник в познании святого
Бога. Вспомоществуемый силою сего Бога, я начал от пределов океана и мало-помалу
одушевил твердою надеждою спасения всю вселенную, так что все провинции,
от порабощения столь многим тиранам и от стенания под бременем ежедневных
бедствий почти исчезавшие, поступив под эту защиту, как бы ожили и исцелились,
будто каким врачеванием. Сего-то Бога я чту; Его знание носит на раменах
своих посвященное Богу мое войско и с ним устремляется всюду, куда призывает
справедливость, немедленно получая в награду за это блистательные трофеи.
Исповедую, что сего-то Бога я непрестанно содержу в памяти, сего-то в
вышних живущего Бога прославляю ясною и чистою мыслию, Его призываю с
коленопреклонением, гнушаясь всякою нечистою кровию, неприятными и отвратительными
курениями и уклоняясь от всякого земного сияния, чем нечестивый и тайный
обман низверг в преисподнюю многие народы и целые поколения, потому что
Бог всяческих никак не хочет, чтобы люди прилагали к своим прихотям то,
что Его промысл, по человеколюбию, произвел на свет для всеобщей пользы.
Он требует от людей только чистой мысли и незапятнанной души, и только
этим взвешивает дела добродетели и благочестия. Он услаждается делами
милосердия и снисходительности, любит кротких, а мятежных ненавидит, любит
верность, а неверность накажет, разрушает всякую надменную власть и казнит
превозношение тщеславных, низвергает с высоты напыщенных гордостию, а
смиренным и незлобивым воздаст по достоянию. Потому-то, высоко ценя и
справедливое царствование, Он укрепляет его своею помощью и царственную
мудрость охраняет тишиною мира. Не думаю, брат мой, чтобы я заблуждался,
признавая сего Бога началовождем и отцом всего. Многие из здешних государей,
увлекшись буйными и превратными помыслами, решились отвергать Его, но
всех их в наказание постиг такой конец, что целое поколение следовавших
за ними людей подражателям подобной жизни указывает на их бедствия как
на пример. Одним из них, по моему мнению, был и тот, которого Божий гнев,
подобно молнии, изгнал отсюда и предал вашей стране, где он, к своему
стыду, сделался столь знаменитым у вас трофеем. Впрочем, и то, вероятно,
послужило к добру, что даже в наше время подобные люди были явно наказываемы;
ибо и сам я видел смерть тех, которые недавно беззаконными распоряжениями
мучили преданный Богу народ. Итак, да будет великое благодарение Богу,
что, по Его всесовершенному промыслу, все человечество, служащее божественному
закону, веселится и радуется, наслаждаясь возвращенным себе миром. Это
и меня самого убедило, что все находится в самом лучшем и безопаснейшем
положении, поскольку Богу угодно привесть к себе всех людей посредством
чистого и истинного Богопочтения, внушая им единомыслие касательно предметов
божественных. Можешь представить себе, как я обрадовался, услышав о числе
людей, разумею христиан, к пользе которых клонится мое слово, услышав,
что ими, соответственно моему желанию, украшаются лучшие провинции Персии.
Да будет же и им столь хорошо, сколь хорошо тебе; да наслаждаются они
благополучием, как и ты! За это Господь всяческих удостоит тебя снисхождения,
милости и благоволения. Итак, я поручаю их тебе, как государю великому,
вверяю их известному твоему благочестию; люби их согласно с твоим человеколюбием.
Такою верою ты доставишь и себе и нам неописанное благодеяние". Так-то
заботился этот наилучший царь о людях, украшавшихся благочестием. Его
попечение простиралось не только на своих подданных, но по возможности
и на тех, которые жили под чужою державою. За то и сам он пользовался
особенным божеским благоволением. Управляя всею Европою, Ливиею и, сверх
того, большею частию Азии, он везде имел подданных благомыслящих, которые
с удовольствием покорялись его власти. Да и из варваров одни подчинялись
ему добровольно, а другие служили, быв покорены оружием. Он повсюду воздвигал
трофеи и являлся царем-победителем. Впрочем, это обширнее прославлено
уже другими, а мы будем держаться предположенной истории. Итак, всехвальный
этот царь носил в своей душе истинную апостольскую попечительность. Между
тем некоторые, даже и удостоенные священства, не только не хотели назидать
церковь, но старались подорвать и самое ее основание, ибо на тех-то именно,
которые управляли церквами согласно с апостольским учением, сплетая всякого
рода клевету, низлагали их и изгоняли. Так, не насытилась их ненависть,
составив ту пресловутую басню о великом Евстафии, они замыслили подкопать
и другой величайший столп благочестия и употребляли для этого различные
козни. Я расскажу, сколько можно короче, и эту печальную историю.
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458) - христианский
богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической
школы.
|