Послание
царя Константина к собору
Константин Август святому собору
в Тире:
"Естественно и с мирным состоянием
нынешнего времени, кажется, было бы очень сообразно, чтобы вселенская
церковь наслаждалась безмятежием, а служители Христовы оставили теперь
всякую ссору. Но так как некоторые из них, подстрекаемые жалом превратного
любопения, не говорю уже - ведущие жизнь недостойную своего звания, стараются
все приводить в смятение, что, по моему мнению, выше всякого несчастия,
то я обращаюсь, как говорится, к доброй вашей воле и прошу вас, без всякого
отлагательства собравшись в одно место, составить собор, подать помощь
нуждающимся, уврачевать находящихся в опасности братии, привести к единомыслию
разрозненные члены и исправить зло, пока позволяет время, чтобы столь
многим епархиям возвратить надлежащее согласие, разрушенное - какое безумие!
- высокомерием очень немногих людей. А что такое дело и Господу Богу всяческих
благоугодно, и нам всего вожделеннее, и вам самим, если восстановите мир,
доставит не малую славу, в том, думаю, все согласны. Итак, не медлите
долее, но с этой же минуты, усугубив свое усердие, постарайтесь положить
надлежащий конец происшедшим раздорам. Соберитесь со всею искренностию
и верою, которой при всяком случае чуть не словами требует от нас чтимый
нами Спаситель. С моей же стороны не будет упущено ничто, относящееся
к моему благоговению; исполню все, о чем вы писали. Я отправил уже письмо
к тем епископам, которых вы хотели, и требовал, чтобы они приехали и участвовали
в ваших заботах, отправил также к вам проконсула Дионисия, чтобы он напомнил
о приезде на ваш собор тем, кому должно, и наблюдал за ходом событий,
особенно за благочинием. Кто же, - чего впрочем не ожидаю, - осмелится
и теперь пренебречь нашим повелением и не явится на собор, к тому мы пошлем
чиновника, который по царскому указу изгонит его и научит, что определениям
самодержца, направленным к защите истины, противиться не должно. Впрочем,
от вашей святости будет зависеть посредством общего суда, не побуждаясь
ненавистию, ни пристрастием, но руководясь церковным и апостольским постановлением,
придумать приличное врачество, как для преступлений, так и для случайных
погрешностей, чтобы и церковь освободить от всякого поношения, и мои облегчить
заботы, и вам самим, через возвращение благодати мира возмущаемым ныне
церквам, стяжать величайшую славу. Бог да сохранит вас, возлюбленные братия!"
Итак, по съезде епископов в Тир туда же пришли и некоторые другие, обвиняемые
в превратном учении, в числе которых был и Асклепа газский. Пришел и дивный
Афанасий. Но я хочу наперед рассказать о жалком вымысле доносчиков и потом
описать все происходившее на этом пресловутом судилище.
ФЕОДОРИТ КИРСКИЙ (ок. 393 - ок. 458) - христианский
богослов, аскет, епископ (с 423), представитель антиохийской теологической
школы.
|