На
7 октября н.ст. (23 сентября ст.ст.)
ИТИЕ
ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА НАШЕГО НИКАНДРА ПСКОВСКОГО
Во дни великого князя Московского
Василия Иоанновича (1) в Псковской области среди дикой, болотистой местности,
в селе Виделебье жил один благочестивый человек по имени Филипп. Как сам
он, так и супруга его Анастасия вели богоугодную жизнь, часто бывали в
храме Божием, слушая слово Господне и поучаясь заповедям Христовым. Старший
сын их Арсений, постоянно видя пред собой благочестивый пример своих родителей,
оставил мирскую суету и принял монашеское пострижение. Но еще более прославился
своими подвигами и чудесами его брат Никон, впоследствии преподобный отец
наш Никандр.
Никон родился в 1507 году, и с самого раннего возраста благодать Божия
почивала на нем; еще в молодых годах он просил родителей своих отдать
его в научение Божественному Писанию. Часто посещая церковь во имя великого
угодника Божия Николая, архиепископа Мирликийского, слыша о чудесах сего
славного подвижника, отрок Никон с юных лет возгорелся желанием последовать
Христу; сильно также нравилась ему тихая иноческая жизнь его брата Арсения,
посвященная труду и молитве; пример недавно преставившихся и просиявших
своими подвигами и чудесами преподобных псковских Саввы и Евфросина (2)
укреплял юношу в его намерении; Никон хотел поклониться нетленным мощам
сих угодников Божиих и побывать в тех местах около Пскова, где они подвизались.
Святой отрок часто и горячо молился Создателю, чтобы Он избавил его от
пагубной мирской суеты и сделал достойным Своего вечного царствия; не
любил Никон ни игр, свойственных его юному возрасту, ни красивых одежд,
не принимал участия в праздных беседах, носил всегда простую одежду, любил
нищету духовную и чистоту сердечную, постоянно вел он брань с врагом рода
человеческого, предуготовляя себя таким образом к будущим, еще большим
духовным подвигам. Между тем волею Божию отец его скончался. Семнадцатилетний
юноша, горя сильным желанием послужить Господу, со слезами и смирением
убедил мать свою частью раздать имение неимущим, частью пожертвовать в
церкви Божии и оставить сей суетный мир. Придя в один женский монастырь,
Анастасия приняла там пострижение и вскоре отошла в вечную жизнь, где
добродетельным и благочестивым от века предопределено получить венец неувядаемый.
Тогда Никон отправился в город Псков, посетил все церкви и монастыри,
там бывшие, обошел также окрестные обители и наконец достиг тех мест,
кои были ознаменованы подвигами святых Евфросина и Саввы; весьма радовался
благочестивый юноша тому, что Господь привел его поклониться мощам сих
угодников Своих, – чего он уже давно желал, и еще более укрепился духом
на предстоящий ему подвиг. Лишь о том сильно скорбел Никон, что не вполне
хорошо был научен Божественному Писанию; посему юных подвижник горячо
молил Господа и Учителя всех, чтобы Он просветил мысленные его очи. И
вот, наставляемый Духом Святым, он опять отправился в Псков; здесь встретил
Никона один благочестивый муж по имени Филипп и принял его в свой дом
для работы. Видя великое желание Никона разуметь Священное Писание, Филипп
отдал его в учение к некоему диакону, славившемуся своими знаниями и мудростью.
Часто и усердно молился святой, говоря:
– Настави меня, Господи, правдою Твоею и вразуми меня научаться словам
Твоим.
И Человеколюбец Бог услыхал горячее моление смиренного раба Своего: Он
открыл Никону ведение Божественного Писания, излил на него благодать Свою,
даровал ему дух разума, так что все дивились тому, как скоро и как хорошо
Никон изучил Писание. Как огонь очищает золото, так и несчастия очищают
и еще более возвышают человека. Древний завистник рода человеческого диавол,
не терпя благочестивой жизни преподобного, воздвиг на него некоторых злых
людей, но святой Никон, по заповеди Христовой, переносил все нападки с
молитвой и благодарением и своим смирением победил восставших на него.
Однажды, молясь в церкви, преподобный услышал евангельские слова: «Придите
ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго
Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете
покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф.11:28-30).
Сии слова поразили Никона, и он решил скорее привести в исполнение свое
заветное желание. Давно слышал он об одном каком-то пустынном, удаленном
от сел и деревень месте, между Псковом и Порховом (3), среди диких лесов
и непроходимых болот; но не знал Никон человека, который бы мог точно
указать ему то место; желая постоянно исполнить на деле слова, сказанные
Духом Святым чрез праведного пророка и царя Давида: «Далеко удалился бы
я, и оставался бы в пустыне; 9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури»
(Пс.54:8-9) смиренный подвижник усердно молил Господа, говоря:
– Господи и Владыко живота моего, Иисусе Христе, Сыне Божий, услыши молитву
мою, удостой меня видеть пустыню, пошли мне мужа, который бы наставил
меня на путь спасения и указал бы мне то уединенное место.
Молитва святого была услышана, и, по внушению Духа Святого, из Пскова
он отправился в свое родное село Виделебье. Здесь Никон узнал, что одному
человеку, по имени Феодору, известно то место. Придя к Феодору, преподобный
стал просить его:
– С юного возраста слышал я о пустынном месте, но не было человека, кто
бы указал мне его. Тебе известно место сие; ради великого имени Божия,
укажи мне его; за сие и сам ты получишь награду от Господа и моей грешной
душе будешь наставником.
Видя такое сильное желание Никона, благочестивый муж Феодор тайно от других
отвел его в пустыню. Построив небольшую хижину, оба они поселились здесь
и стали подвизаться в трудах и молитвах. Спустя некоторое время преподобный
возвратился в Псков, чтобы, по обычаю своему, выслушать Божественную литургию
в церкви святого и славного Богоявления; в сем храме был глас к Никону
из алтаря:
– Никон, Никон, раб Мой, иди в пустыню, указанную тебе благочестивым мужем
Феодором, и там обретешь себе покой; процветет чрез тебя пустыня та, и
многие спасутся там; приходящие туда получат благодать и будут прославлять
имя Мое.
Преподобный тотчас же в духовной радости вышел из храма и отправился в
место, указанное ему Самим Господом. На пути Никону встретился блаженный
Николай Псковский (4); он предрек, что в пустыне ожидают подвижника разные
искушения от бесов и нападки со стороны злых людей; но ничто не могло
удержать Никона; с ликованием, подобно воину, идущему на бой, преподобный
возвратился в свою пустыню и подвизался здесь 15 лет в трудах, молитве,
пощении, чтении Божественного Писания, постоянном бдении, много терпел
от бесов и злых людей.
Между тем слух о его подвигах стал распространяться, и окрестные жители
стали стекаться к нему. Смиренному подвижнику было сие тяжело: не от людей,
но от Бога ожидал он себе награды, слава земная была ему в тягость. Итак
со слезами и с великой скорбью, не желая покидать сего места, но в то
же время убегая от людского прославления, святой отправился снова в Псков.
Здесь его принял к себе в дом тот Филипп, у коего преподобный жил во время
своего учения; узнав, что Никон твердо решился посвятить себя Богу, он
отвел блаженного в монастырь святого Иоанна Богослова, где почивали мощи
основателя сей обители преподобного Саввы Крыпецкого. Узрев образ сего
подвижника Божия и припав к раке его мощей Никон так стал молиться:
– Преподобный угодник Божий, Савва, помолись Владыке Христу, да сподобит
Он меня, грешного и недостойного раба Своего, идти тем путем, по коему
шествовал ты, да поможет Он мне на сем поприще и да будет Он моим заступником.
После сего Никон со смирением и слезами стал умолять игумена сей обители,
чтобы он принял его в число братии. Игумен же удерживал его, говоря:
– Монастырь наш беден, да и сам ты здоровьем не крепок, не возлагай же
на себя такого тяжелого бремени, Ты можешь жить с нами, но не торопись
принимать пострижения иноческого.
Но Никон молил только об одном – исполнить его просьбу. Тогда игумен,
видя такое рвение святого, такое неудержимое желание принять иночество,
должен был, наконец, уступить великим просьбам святого: он приказал одному
из священноиноков постричь Никона, причем ему наречено было имя Никандр.
Тогда преподобный с новой силой устремился на подвиги, всё более и более
преуспевал он в добродетелях, сторицей принося плод Господу. Горя любовью
ко Христу, он совсем отказался от своей воли, всего себя предал Богу и
стал благоприятным храмом Всесвятого Духа; постоянно укреплял он себя
такими благочестивыми размышлениями: пшеничному полю подобно иноческое
житие, оно требует частого дождя слезного великого трудолюбия. Если хочешь
принести обильный плод, а не терние, то трезвись умом и трудись. Старайся
быть доброй землей, а не каменистой почвой, чтобы всеянное свыше в сердце
твое могло принести плоды, чтобы не иссыхало оно от зноя уныния и небрежения.
Питая такими спасительными размышлениями свою душу и доставляя ей духовное
услаждение молитвами, преподобный Никандр старался изнурить свою плоть;
памятуя всегда лова Давида: «призри на страдание мое и на изнеможение
мое и прости все грехи мои» (Пс.24:18), преподобный никогда не оставлял
работы телесной. Братия и игумен удивлялись житию и подвигам святого и
прославляли Бога, посылающего таких подвижников. Оба вышеупомянутые мужа
Филипп и Феодор последовали примеру святого и приняли пострижение в той
же обители; первый наречен был Филаретом, а второй Феодосием; спустя некоторое
время оба они с миром отошли в жизнь вечную.
Между тем преподобный Никандр, заметив, что его подвижническая жизнь вызывает
в братии удивление, стал тяготиться жизнью среди иноков: тяжела была ему
слава человеческая. Убегая от похвал братии и тоскуя о прежней своей отшельнической
жизни, он отправился в свою пустыню, и прожил там еще целых 15 лет; часто
питался он одним только былием, именуемым «уж» (5), непрестанно молился
и трудился, и всячески заботился о спасении души своей. Самая жизнь его
нередко подвергалась опасности. Так однажды злые люди, по внушению диавола,
напали на убогую хижину святого, похитили скудные пожитки отшельника,
отняли у него и последнее его утешение – святые иконы и книги, а самого
его сильно ранили в ребра копьем и оставили еле живым. С Божией помощью,
святой поднялся и стал так молиться:
– Господи Боже мой Иисусе Христе, сила и крепость уповающих на Тебя! Незаслуженно
Ты, Безгрешный, принял вольное страдание от Иудеев; я же, недостойный
раб Твой, потерпел всё сие вполне справедливо за бесчисленные грехи мои.
Благодарю Тебя за всё и со слезами и умиленным сердцем молюсь Тебе о людях
сих: прости им, не ведают они, что творят, не они виновны, но враг, сеятель
всякого зла, побудил их на такое дело; не попусти, Господи, погибнут им
из-за меня грешного: в неведении они сделали сие.
Скорый на помощь Господь даровал чудесным образом смиренному рабу Своему
исцеление, но и разбойники были наказаны. На расстоянии полутора верст
от келлии святого находилось озеро Демьяново, куда впадает река Демьянка;
Божием попущением, на берегах сего озера разбойники сбились с пути; три
дня они блуждали, тщетно стараясь найти дорогу и сильно страдая от голода.
Двое из них раскаялись в своем прегрешении и стали говорить своим товарищам:
– Потому мы и не можем отыскать дороги, что несправедливо поступили: похитили
вещи святого и нанесли ему тяжелые раны.
Двое же остальных впали в совершенное отчаяние и стали говорить:
– И себя-то самого он не мог защитить.
Но Всевидящий Бог услышал сии слова и наказал поносивших святого мужа;
переходя реку Демьянку, они сорвались с помоста и утонули. Видя то, оставшиеся
двое были устрашены и стали молиться Господу, чтобы Он простил их согрешение.
Молитва их была услышана, и они скоро отыскали дорогу к хижине Никандра.
Возвратив преподобному всё взятое, они с горьким плачем и рыданием, бросившись
ниц пред святым, просили его простить их и помолиться о них Господу. С
отеческою любовью принял раскаявшихся преподобный Никандр, простил, накормил
и молил их оставить свой злой помысел, указывал, что враг человеческий
внушает им идти по сему гибельному пути, и с миром отпустил их. Благополучно
вернувшись к себе, они всем рассказывали о бывшем с ними, при сем прославляли
милосердного Бога и Его угодника преподобного Никандра. С того времени
слава о святом еще более возросла; многие стали приходить к преподобному,
принося ему пищу и прося у него благословения.
Много лет провел Никандр в пустыне, много трудов перенес он там, но по
прежнему тяжела и невыносима была ему земная слава, страшившая его более
всего. Не столько боялся он разбойников, сколько хвалы людской. Посему
преподобный снова оставил пустыню и отправился в Крыпецкий монастырь,
где принял монашество. Прибыв в обитель, святой продолжал свою подвижническую
жизнь; питался он только сухим хлебом, утолял жажду простою водою, не
вкушал ни вина, ни рыбы, лишь только в субботу и воскресение позволял
себе немного вареной пищи, но и той часто не было; смиренный подвижник
превосходил всех в обители своей добродетельной и строгой жизнью, он всегда
готов был всем оказывать услуги и помощь, носил издалека воду и дрова,
ночи проводил в постоянном бдении, часто в ночное время выходил в лес
и, обнажив свое тело, давал жалить его комарам и оводам, так что оно покрывалось
струями крови; при сем сам он неподвижно сидел, прядя волну и воспевая
псалмы Давида. При наступлении же утра преподобный возвращался в монастырь,
первым спешил в церковь, где выстаивал всю службу, не сходя со своего
места, и последним выходил из храма. Братия, дивясь его подвигам, поставила
его в пономари. На святого было возложено трудное и тяжело послушание
печь просфоры, но преподобный Никандр с радостью стал исполнять сию работу,
говоря:
– Если Господь наш Иисус Христос назвал Своим Телом хлеб, приготовленный
для тайной вечери, то мне следует радоваться, что Бог сподобил меня приготовлять
такие хлебы, на коих совершается великая и страшная тайна: дивным и непостижимым
образом они прелагаются в святое Тело Христово.
И подвижник Божий продолжал неустанно трудиться; братия, видя его возрастающее
рвение и полюбив его за смирение кротость, просила игумена сделать Никандра
келарем (6). Игумен исполнил просьбу иноков и поставил преподобного на
келарство; святой муж при сем возвышении не изменил своей прежней жизни,
но исполнял новую обязанность со смиренномудрием и усердием, как бы дело,
порученное ему самим Господом; не превозносился он данной ему властью,
но всегда помнил слова Писания: «кто хочет между вами быть большим,
да будет вам слугою» (Мф.20:26). Но не долго святой Никандр был келарем:
он боялся причинить кому-нибудь обиду в новой своей должности; к тому
же он стремился к прежней отшельнической жизни, посему и решился снова
покинуть обитель. Выйдя из монастыря, он поселился на одном остове, находящемся
в четырех верстах от обители; здесь святой опять предался обычным своим
трудам и в них провел три с половиною года. Слава о подвижнической жизни
отшельника стала привлекать к нему многих людей, чем опять стал тяготиться
Никандр. Между тем враг и завистник людей диавол, отец лжи и неправды,
внушил игумену Крыпецкого монастыря мысль, что Никандр уменьшает доходы
монастыря. Посему он просил преподобного переселиться в какое-либо другое
место. С величайшим смирением исполнили святой желание игумена, несправедливо
обвинившего его: он снова отправился в пустыню, указанную ему прежде Духом
Святым.
Во время своего путешествия преподобный Никандр прибыл в одно село – Локоты;
день уже клонился к вечеру, и святой зашел переночевать к одному поселянину,
а у последнего в то время происходил пир. Сие как раз случилось в понедельник
сырной недели, когда святой по своему обычаю соблюдал пост. Крестьянин
стал предлагать Никандру пищу, но блаженный отказался принять ее. Враг
же спасения человеческого задумал поругаться святому: незадолго до пришествия
святого в селение, он внушил некоторым злым людям мысль разграбить дом
одного из крестьян того селения; так они и сделали6 напали на его дом,
разграбили и сожгли его. Посему и крестьянин, принявший святого, обидевшись
отказом преподобного, стал говорить:
– Вероятно, и ты один из тех людей, что сожгли дом моего соседа; и мне
– полагаю я – задумал ты что-нибудь подобное, так как не хочешь прикоснуться
к моей пище.
О сем он рассказал своим соседям; те, собравшись, стали немилосердно быть
дрекольем святого по всему телу и по голове. Христос же Спаситель наш
не попустил долго мучиться святому и погибнуть от навета бесовского, но
скоро по молитвам Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
избавил его от муки: стенания святого Никандра и крики бивших его были
услышаны проходящими мимо людьми; придя, они стали говорить:
– Сей старец не причинил вам никакого зла; что делаете, безумцы, неповинного
человека хотите предать смерти?
Те люди устыдились и стали молить святого, чтобы он простил их; также
предложили ему пищу, какую ему было угодно; но святой отказался вкусить
и стал так молиться за мучивших его:
– Господи Иисусе Христе Сыне Божий, не вмени им сего во грех: не ведают
они, что творят.
Лишь утром на следующий день Никандр вкусил немного хлеба и со смирением,
простив от всего сердца поселян, причинивших ему в неведении побои, отправился
в путь. Однажды во время своего дальнейшего путешествия святой, утомившись,
прилег и стал забываться в дремоте; вдруг видит он, что на него готовы
броситься два огромных и сильных волка. Встав, святой осенил себя крестным
знамением и, ударив своим посохом по земле, сказал:
– «Удалитесь от меня все, делающие беззаконие» (Пс.6:9).
И звери тотчас же исчезли. Прибыв в свою пустыню, святой снова предался
подвигам, целых 15 лет прожил он там, много напастей испытал от бесов
и злых людей, но одолел и победил коварство их непрестанными молитвами
и слезными рыданиями о грехах своих, как светлым бисером украшая подвигами
душу свою, и всегда назидал себя душеполезными размышлениями.
Велика благодеяния Творца всех Бога нашего. Он не только прославил своего
угодника на небесах после его преставления, но еще и при жизни ниспослал
ему дар прозорливости, как сие видно из следующего. Некий человек, по
имени Петр, по прозванию Есюков, живший в двенадцати верстах от хижины
святого, сильно скорбел, что нет у него детей. И вот однажды подбежал
лось к самому двору Петра. Сие произошло не случайно, но Божиим изволением,
ибо в Евангелии сказано: «Не может укрыться город, стоящий на верху
горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и
светит всем в доме» (Мф.5:14). Так и преподобного Никандра милосердный
Господь указал посредством лося. Сев на коня, Петр вместе с своими людьми
погнался за зверем; спутники его мало-помалу стали отставать от него,
так что наконец он остался один; долго Петр преследовал зверя, старавшегося
укрыться в лесу; заехав в глухую, непроходимую дебрь, Петр потерял из
вида лося; в сие самое время он заметил небольшую хижину; думая, что здесь
кто-нибудь живет, Петр постучался в дверь со словами
– Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас.
Но ответа не было; лишь только после третьего раза (таков был обычай у
святого) дверь отворилась, и Никандр встретил Петра, ранее никогда не
видевшего преподобного, со словами:
– Сын мой, Петр, ступай к дубу, где устроено помещение для приходящих,
я сейчас приду туда.
Придя в указанное место, Петр вскоре увидел, что к нему приближается благообразный
старец, он поклонился ему и просил у него благословения.
– Благословение Господне да будет над тобою и над супругою твоею, – отвечал
старец.
Петр же подумал:
– Поистине благодать Божия обитает в сем человеке, поистине исполнен т
Духа Святого, ибо, ни разу не видя меня, он знает и мое имя и то, что
я женат.
Поклонившись земно старцу, Петр спросил, как зовут его и сколько времени
живет он в пустыне.
– Грешный Никандр – мое имя, а о летах моего пребывания здесь – ты не
спрашивай: о сем знает один только Бог, – смиренно ответствовал старец.
Тогда Петр, упав пред святым на колена, стал горько жаловаться на свое
несчастье:
– Вот уже я стар, а нет сына у меня.
На се преподобный Никандр отвечал:
– Встань, чадо, и возвратись в дом свой: по молитвам Пресвятой Богородицы
родится у вас сын.
И действительно, предсказание святого исполнилось, С тех пор Петр стал
часто приходить к преподобному и насыщался его душеполезными наставлениями.
Однажды угодник Божий сказал ему:
– По отшествии моем в жизнь вечную, сие пустынное место будет вознесено
и прославлено; над гробом, где будет положено грешное тело мое, воздвигнута
будет церковь в честь славного Благовещения Пресвятой Владычицы нашей
Богородицы.
В другой раз к Никандру пришел некий муж, по имени Симеон, желая получить
от святого благословение и наставление. Преподобный же, прозрев, что Симеону
скоро предстоит кончина, сказал:
– Чадо Симеон, время жизни твоей сокращается, – и, подав ему ножницы,
продолжал:
– Ступай в монастырь, какой укажет тебе Господь и восприми иноческий образ,
ибо приближается конец жизни твоей.
Услышав то, Симеон отправился в один из монастырей, принял там пострижение
и вскоре, причастившись Христовых Таин, с миром отошел в жизнь вечную.
Между тем люди, услышав о подвижнической жизни преподобного Никандра,
стали всё чаще и чаще приходить к нему; когда они тихо подходили к его
келлии, то слышали, как молится святой, как часто кладет он земные поклоны.
Лишь только святой замечал их приход, он делал вид, что спит. Когда приходящий
стучался к нему в двери со словами: «Благослови, отче», – Никандр молчал;
не отвечал он и на второй раз; лишь только после третьего раза, как будто
встав от сна, святой ответствовал:
– Господь наш Иисус Христос да благословит тебя, чадо.
В таких подвигах проводил святой все дни и ночи; никогда не ложился блаженный
спать, но если его одолевал сон, то он сидя забывался дремотой, и то лишь
на короткое время, а потом опять начинал молиться; свое пренебрежение
к плоти Никандр простер до того, что умывал водой только руки и лицо;
питался он, по большей части, растениями; когда же благочестивые люди
приносили ему хлеб, то преподобный принимал приношение с благодарением;
затем давал хлебу высохнуть и в таком виде вкушал его на заходе солнца;
жажду он утолял водой; хотя он и вел столь суровую жизнь, однако никогда
нельзя было видеть лицо его хмурым, но всегда он светилось радостью и
спокойствием; в течение всей великой четыредесятницы святой вкушал только
раз в неделю, а в великий пяток он шел в Демьянский монастырь; приобщившись
там страшных и животворящих Таин Христовых, он снова уходил к себе в пустыню,
считая себя недостойным быть в числе братии сей обители. Одному лишь Богу
ведомы труды и подвиги, какие святой Никандр перенес в пустыне. Часто
злые духи являлись смущать преподобного и даже наносили ему раны, как
то было и со святым Антонием Египетским (7). Подкрепляя подвижника Своего
Господь послал ему в видении преподобного Александра Свирского (8); сей
угодник Божий ободрил Никандра на брань с невидимыми врагами. В Евангелии
сказано, что род сей ничем не изгоняется, как только молитвою и постом,
– сим оружием и преподобный Никандр одержал победу над князем тьмы. Но
долго пришлось ему бороться с думами злобы: всякий раз как Никандр хотел
отдохнуть от своих трудов, вокруг его келлии поднимался такой шум, что
казалось, будто проезжает множество колесниц, или же слышалась игра на
тимпанах и свирелях (9). Тогда преподобный начинал читать псалмы Давидовы,
и шум прекращался; так злые духи долгое время днем и ночью не позволяли
отдохнуть святому до тех пор, пока Божией благодатью он не одолел их в
конец. Однажды большой медведь пришел к келлии святого и стал чесаться
о нее с такою силой, что келлия стала дрожать и была готова рухнуть. Перекрестив
оконце своей келлии и осенив себя самого крестным знамением, святой взглянул,
– и видит большого зверя, стоящего у келлии. Тогда преподобный, еще раз
ознаменовав себя крестом, вышел из келлии и перекрестил зверя. Будто пораженный
какой-то невидимой силой, медведь упал перед святым, стал кротко лизать
его честные ноги, а потом удалился в лес. И снова в другой раз ему явился
в сенях келлии преподобный Александр Свирский; укрепляя его на подвиги,
он сказал:
– Не бойся, брат мой Никандр: с сего времени избавит тебя Господь от всех
сетей вражиих.
С того времени святой приобрел такую власть над бесами, что они даже не
осмеливались приступить близко к его келлии.
Один человек, по имени Назарий, живший недалеко от келлии преподобного,
впал в тяжкий недуг: всё тело его покрыли черви, особенно же большая язва
у него открылась на груди, так что можно было видеть внутренности; при
сем больной не мог пошевельнуться без страшной боли; столь тяжким недугом
Назарий страдал год и шесть месяцев. Домашние его, видя, что Назарий впал
в такую неисцелимую болезнь, плакали, не зная чем облегчить мучения болящего.
Назарий же, слышав о чудесах и подвижнической жизни святого Никандра,
повелел своим домашним отнести себя к преподобному; они исполнили просьбу
Назария и, принеся, положили болящего пред келлией отшельника. Когда Никандр
вышел из своего жилища, Назарий, собрав все свои силы, стал обнимать и
орошать слезами ноги святого, начал просить блаженного, чтобы он помолился
о нем Господу. Преподобный же отвечал:
– Назарий, не прикасайся к ногам моим; напрасно ты целуешь их, напрасно
ты просишь у меня исцеления, потому что исцеление твое невозможно для
человека, он возможно для Бога; Его и должно с верою просить об исцелении.
Слыша сие, больной удивился тому, что преподобный знал его им, хотя прежде
никогда не видал его; посему еще усерднее стал просить его.
– Если же ты, отче, – прибавил Назарий, – оставишь меня, то я не уйду
с сего места и умру перед твоей келлией.
Тогда преподобный, видя горячую веру Назария, приказал отнести его в помещение
для приходящих путников, и сказал ему, чтобы он там постарался заснуть.
Но больной отвечал:
– Отче святой, во время всей болезни моей я ни разу не мог сомкнуть глаз
моих, как же ты теперь советуешь мне заснуть.
На сие Никандр сказал:
– Еще до прихода твоего я истопил то помещение, ибо мне известно было,
что ты прибудешь ко мне; теперь же, пока я отправлюсь помолиться, старайся
заснуть, а потом покажешь мне твои раны.
Назарий хотел было сейчас же открыть свою язву, но не мог, ибо рубашка
пристала к его телу так крепко, что ее нельзя было оторвать. Увидев то,
святой перекрестил рану и отпустил Назария в указанное место, где тот
вскоре и заснул крепким сном. А сам преподобный, заключившись у себя в
келлии, всю ночь усердно молил Господа, да подаст Он, Единый Целитель
всех страждущих, здравие болящему и вместе с тем просветит душевные его
очи и укрепит в вере. Скорый на помощь всем, с верою призывающим святое
имя Его, Господь услышал молитву раба своего: на утро Назарий, проснувшись,
почувствовал себя совершенно здоровым; тотчас встал он на ноги: струп
вместе с рубашкой отстал как кора; тогда он горячо начал благодарить Бога,
даровавшего ему исцеление, и прославлять Его угодника святого Никандра;
преподобный же, не желая себе славы от людей, запретил ему рассказывать
о бывшем, – «чтобы не было с тобой еще хуже», – добавил он.
В другой раз один крестьянин Симеон Васильев, человек князя Кострова,
пришел к Никандру и горько жаловался преподобному, что у него украли лошадь;
святой, услышав о сем глубоко вздохнул; Симеон же продолжал жаловаться
и сказал, что с того времени уже прошло пять дней. Тогда Никандр с великим
смирением и кротостью стал говорить:
– Не о том, сын мой, должно жалеть, что у тебя украли лошадь; нет, не
об украденному должно скорбеть, а об украдшем, ибо человек сделал сие
по внушению диавола.
Симеон же с удивлением заметил ему:
– Так ты, отче, скорбишь о человеке, сделавшем похищение?
Тогда Никандр ответил:
– Чадо Симеон, отправляйся в дом свой, украденное у тебя возвратится.
Сии слова святого сбылись: в ту же ночь лошадь сама прибежала домой. Симеон
вторично пришел к преподобному, благодарил его и рассказывал о том, что
случилось.
– А человек, похитивший мою лошадь, – добавил он, – потонул в реке.
Услышав о сем, Никандр опечалился и стал так поучать Симеона:
– Сын мой, должно скорбеть о христианах, коих постигла смерть прежде,
чем они успели покаяться в грехах своих; и о сем человеке нужно молиться,
ибо Господь сказал: «если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:3).
Долго говорил преподобный и своими назиданиями, исполненными любви, просветил
душевные очи Симеона; последний еще усерднее стал славословить господа,
пославшего такого угодника Своего на землю.
Между тем преподобный Никандр, видя, что приближается конец земной его
жизни, начал готовиться к тому, чтобы украшенным всеми добродетелями войти
в царство небесное. Денно и нощно молился он и просил, чтобы Всемилосердный
Господь отпустил ему его прегрешения; не довольствуясь обычной строгостью
своей жизни, он решился уподобиться ангелам и возложить на себя великую
схиму. Для сего преподобный отправился в Демьянский монастырь и здесь
принял от руки игумена великое пострижение,; сие было за восемь лет до
его кончины, после чего святой опять поселился в своем уединении.
В то время к преподобному стал часто приходить один диакон из города Порхова,
по имени Петр. Много беседовал с ним святой о Божественному Писании, о
вере Христовой, о добродетелях христианских. Однажды Никандр поведал Петру
о некоем чуде, бывшем с ним.
– Часто и сильно страдал я прежде ногами, теперь же, по милости Божией,
я освободился от болезни.
Взглянув на ноги святого, Петр увидел, что все голени его были обнажены
от своего телесного покрова, – и сильно был поражен тем. В другой раз
Никандр сказал Петру:
– Скоро Господь призовет к Себе мою грешную душу; когда ты узнаешь о моей
кончине, то приди и погреби мое бренное тело.
– Скоро ли произойдет то, о чем ты мне говоришь, – спросил Петр, – и как
дашь ты мне знать о случившемся?
– Не знаю, как извещу тебя, ибо в то время будет брань: тогда придут сюда
польские и литовские войска и будут держать Псков и Порхов в осаде; ты
же, когда услышишь о моем отшествии к Богу, небоязненно погреби тело мое
на том месте, где найдешь его; и над моим гробом будет воздвигнута церковь
в честь великого и славного Благовещения.
Так Никандр мирно готовился оставить сей временный мир. По прошествии
47 лет и 2 месяцев с тех пор, как преподобный в последний раз поселился
в своей уединении, он впал в телесный недуг; вскоре святой почувствовал
приближение смерти и со слезами стал просить Господа даровать ему отпущение
всех прегрешений, призывал в молитвах всех святых и вручал пустынное свое
местопребывание попечению Пресвятой Владычицы Богородицы. Затем преподобный
Никандр возлег на одр свой, крестообразно сложил руки свои и со словами:
«Благословен Бог, так изволивый, слава Тебе», – предал Господу дух свой.
Так с миром опочил в господе сей досточудный отец наш преподобный Никандр
24 сентября 1582 года.
Божиим попущением польский король Стефан Баторий (10) навел свои полки
на землю Русскую; враги осадили города Псков и Порхов, по всей той области
во множестве находились польские и литовские люди, так что нельзя было
горожанам выходить за городские стены. В пустыню, где жил преподобный,
пришел в то время, чтобы получить благословение от святого, некий крестьянин
села Боровичей, по имени Иоанн, по прозвищу Долгий. Постучав раз, другой,
третий – в двери келлии Никандра, Иоанн все-таки не получал ответного
возгласа подвижника; тогда, войдя в келлию, он увидел, что святой Никандр
отошел к Господу, а вся хижина была наполнена необычайным благоуханием.
Тогда Иоанн, благоговейно взяв честное тело святого, с сердечным умилением
покрыл его землею; затем незамеченный, по молитвам святого, польскими
войсками, он пришел в город Порхов и рассказал всем жителям о кончине
преподобного. При сем известии граждане Порхова стали рыдать и скорбеть,
что лишились такого славного заступника и молитвенника пред Богом; сильно
желали они отправиться на погребение святого, но боялись врагов. Тогда
диакон Петр, видя колебание своих сограждан, обратился к ним с такою речью:
– Мужи братия, послушайте, что скажу вам о новопреставленном отце Никандре,
ибо сам я собственными глазами видел многотрудную и подвижническую жизнь
сего старца; человеческими устами поведать языком невозможно о всех добродетелях
сего отца. Сам преподобный предрек мне о своем преставлении к Богу; он
предсказал, что его кончина последует во время нашествия литовских людей;
вы же не страшитесь и не бойтесь, но смело идите и предайте погребению
честное тело сего подвижника, ибо сам преподобный сказал мне, что Господь
Бог не предаст вас в руки врагов, и зло не коснется вас.
Своею речью Петр убедил сограждан безбоязненно идти в пустыню, где так
ревностно подвизался угодник Божий в течение своей земной жизни. Никем
не задерживаемые, все граждане, миряне и священнослужители, мужи и жены,
старцы и юные, пришли в пустыню на то место, где было прикрыто землей
тело преподобного, и с честью погребли его.
Преподобный Никандр прожил 75 лет и 8месяцев. Во все дни своей жизни он
верно и нелицемерно служил Господу, оставив нам пример доброй и богоугодной
жизни; последуем и мы его стопам и будем постоянно подражать сему угоднику
в терпении и смирении, да ниспошлет и подаст он помощь и покровительство
всем, с верю взывающим: «Преподобне отче Никандре, моли Бога о нас».
В 1585 году некий инок Исаия, желая последовать примеру преподобного Никандра,
пришел в то место, где жил и подвизался сей угодник Божий. Долгое время
Исаия страдал болезнию ног и наконец, по молитвам преподобного, получил
исцеление от своего недуга. Сей Исаия на месте подвигов преподобного Никандра
устроил монастырь (11) и собрал в нем большую братию. По настоятельному
прошению братии Исаия принял игуменство и был возведен в священный сан
епископом Новгородским Александром. Епископ стал тщательно заботиться
о новом монастыре, снабдил его денежными средствами и повелел выстроить
над гробом преподобного Никандра церковь в честь Благовещения Пресвятой
Богородицы.
Тропарь, глас 4:
Глас божественный, иже во Евангелии, услышав преподобне отче Никандре:
приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы, и прием
крест, последовал еси Христу: мир оставль, в пустыню вселился еси, пощением
же и бдением небесный дар восприим, душы недужных, приходящих к тебе с
верою, исцеляеши. Темже и со ангелы срадуется, преподобне, дух твой.
Кондак, глас 1:
Яко лучу тя солнечную Христос паказа преподобне: сияеши бо в земли российстей
чудес благодатию, и отгоняеши тьму страстей же и скорбей, от приходящих
к тебе с верою. Темже почитаем твою память, Никандре отче наш, и вопием
ти: радуйся пустынножителей красото, и стране нашей похвала и утверждение.
________________________________________________________________________
1 Князь Василий Иоаннович 1505-1533 гг.
2 Преподобный Савва, основатель Крыпецкого Иоанно-Богословского монастыря
в 20 верстах от Пскова, преставился в 1495 г.; память его 28 августа;
преподобный Евфросин Псковский преставился в 1481 году; мощи его почивают
в основанном им Спасо-Великопустынском Елеазаровом монастыре в Псковской
губернии на реке Толбе в 30 верстах от Пскова; память прп. Евфросина –
15 мая.
3 Ныне уездный город Псковской губернии.
4 Блаженный Николай Псковский преставился 28 февраля 1576 года.
5 Уж или ужевник – дикая горчица, другое название этого растения – брылена.
6 Келарь (от греческого «келлариос») обязан был хранить монастырские припасы.
7 Память преподобного Антония Великого, который доблестно вел брань с
духами злобы, празднуется 17 января.
8 Его память 30 августа.
9 Тимпан – музыкальное орудие, обтянутое кожей и состоящее из двух металлических
тарелок, по бокам прикреплены погремушки. Свирель – духовой инструмент.
10 Стефан Баторий был королем Польским с 1576 по 1586 гг.
11 Благовещенская Никандрова пустынь, ныне заштатная, в 20 верстах от
Порхова.
|