На
7 октября н.ст. (23 сентября ст.ст.)
"Жития
святых на русском языке, изложенные по руководству
Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями из пролога"
ИТИЕ
И ЧУДЕСА ПРЕПОДОБНОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО СЕРГИЯ,
РАДОНЕЖСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1)
Преподобный и богоносный отец наш
Сергий родился в Ростовской области от благочестивых родителей Кирилла
и Марии (2). Еще от чрева матери Бог избрал его на служение Себе. Незадолго
до его рождения мать его в воскресный день, по своему обычаю, пришла к
литургии в церковь. Пред началом чтения святого Евангелия младенец во
чреве ее так громко вскрикнул, что голос его слышали все стоявшие в храме;
во время Херувимской песни младенец вскрикнул во второй раз; а когда священник
произнес «Святая Святым», – в третий раз послышался из утробы матери голос
младенца. Из сего уразумели все, что произойдет на свет великий светильник
миру и служитель Пресвятой Троицы. Подобно тому как пред Божией Матерью
радостно взыграл во чреве св. Иоанн Предтеча (Лк.1:41), так и сей младенец
взыграл пред Господом во святом Его храме. При сем чуде мать преподобного
была объята страхом и ужасом; сильно также были удивлены все слышавшие
голос. Когда наступил день рождения, Бог даровал Марии сына, коему нарекли
имя Варфоломей. С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим
постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался
молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери
и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие,
мать вовсе отказалась от мясной пищи.
Достигнув семилетнего возраста, Варфоломей был отдан родителями в ученье
грамоте; вместе с ним учились и два его брата, старший Стефан и младший
Петр. Они учились хорошо и делали большие успехи, а Варфоломей далеко
отставал от них: трудно давалось ему ученье, и хотя учитель занимался
с ним весьма усердно, тем не менее он мало успевал.
Сие было по смотрению Божию, дабы дитя получило разум книжный не от людей,
но от Бога. Сильно печалился о том Варфоломей, горячо и со слезами молился,
чтобы Бог даровал ему разумение грамоты. И Господь внял молитве, исходившей
из глубины сердца благочестивого отрока.
Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми; привыкший беспрекословно повиноваться
воле своих родителей, отрок тотчас же отправился; такое поручение тем
более приходилось ему по душе, что он всегда любил уединение и безмолвие.
Его путь проходил лесом; здесь он встретил некоторого инока, или скорее
посланного Богом ангела в иноческом образе; он стоял среди леса и творил
молитву. Варфоломей приблизился к старцу и, поклонившись ему, стал ожидать,
пока тот не окончит своей молитвы. По окончании ее, старец благословил
отрока, облобызал его и спросил, что ему нужно.
Варфоломей отвечал:
– Я отдан, отче, в книжное обучение, но мало разумею, что говорит мне
мой учитель; очень скорблю я о сем и не знаю, что мне делать.
Сказав сие, отрок попросил старца, чтобы он помолился о нем Господу. Инок
исполнил просьбу Варфоломея. Окончив молитву, он благословил отрока и
сказал: – Отныне Бог даст тебе, дитя мое, уразуметь то, что нужно, так
что ты и других можешь поучать.
При сем старец достал сосудец и дал Варфоломею как бы некоторую частицу
от просфоры; он велел ему вкусить, говоря:
– Возьми, чадо, и съешь; сие дается тебе в знамение благодати Божией и
для разумения Святого Писания. Не смотри на то, что сия частица так мала:
велика будет радость твоя, если вкусишь от нее.
После сего старец хотел было продолжать свой путь, но обрадованный отрок
стал усердно просить инока посетить дом его родителей.
– Не минуй дома нашего, – умолял Варфоломей, – не лиши и родителей моих
твоего святого благословения.
Уважавшие иноков родители Варфоломея с честью встретили желанного гостя.
Они стали предлагать ему пищу, но он отвечал, что следует прежде вкусить
пищи духовной – и когда все начали молиться, старец велел читать Варфоломею
псалмы. – Я не умею, отче, – отвечал отрок.
Но инок пророчески произнес:
– Отныне Господь дарует тебе знание грамоты.
И действительно, отрок тотчас же начал стройно читать псалмы. Родители
его сильно дивились такой перемене, совершившейся с их сыном.
При прощании старец сказал родителям святого:
– Велик будет сын ваш пред Богом и людьми, он станет некогда избранной
обителью Святого Духа и служителем Пресвятой Троицы.
Подобно тому как земля, обильно напоенная дождем, бывает плодоносна, так
и святой отрок с того времени без всякого затруднения читал книги и понимал
всё написанное в них; легко давалась ему грамота, ибо "отверз
ему ум к уразумению Писаний (Лк.24:45). Отрок возрастал летами, а
с тем вместе возрастал разумом и добродетелью. Рано почувствовал он любовь
к молитве, с самых юных лет познал сладость в беседе с Богом; посему так
ревностно стал посещать храм Божий, что не пропускал ни одной службы.
Не любил он детских игр и старательно избегал их; не по сердцу ему приходились
веселье и смех сверстников, ибо он знал, что «худые сообщества развращают
добрые нравы» (1Кор.15:33). Твердо он помнил, что «начало мудрости
– страх Господень» (Пс.110:10), и посему всегда старался научиться
сей мудрости. С особенным тщанием и ревностью он предавался чтению Божественных
и священных книг. Зная, что воздержанием лучше всего побеждаются страсти,
юный отрок наложил на себя строгий пост: по средам и пятницам он ничего
не вкушал, а в прочие дни питался только хлебом и водою. Так возненавидел
он свою плоть, чтобы спасти свою душу. Если ему встречался кто-либо из
неимущих, то Варфоломей радостно делился с ним своей одеждой и всячески
старался послужить ему. Не будучи еще в монастыре, он вел иноческую жизнь,
так что все изумлялись, видя такое воздержание и благочестие юноши. Сначала
мать, беспокоясь за здоровье своего сына, уговаривала его, чтобы он оставил
столь суровый образ жизни. Но благоразумный отрок смиренно ответствовал
своей матери:
– Не отклоняй меня от воздержания, ибо оно так сладостно и полезно для
моей души. Удивившись мудрому ответу, мать не желала более препятствовать
доброму намерению сына. Так, смиряя воздержанием свою плоть, Варфоломей
не выходил из воли родителей.
Между тем Кирилл и Мария переселились из вышеупомянутого города Ростова
в местность, называвшуюся «Радонеж» (3); сие произошло не потому, чтобы
то место было известно, или чем-нибудь знаменито, но так благоизволил
Бог: на сем именно месте Ему угодно было прославить Своего усердного служителя.
Варфоломей, коему было тогда около 15 лет от роду, также последовал за
своими родителями в Радонеж. Братья его к тому времени уже женились, Когда
юноше исполнилось 20 лет, он стал просить своих родителей, чтобы они благословили
его постричься в иноки: уже давно стремился он посвятить себя Господу.
Хотя родители его и ставили выше всего иноческую жизнь, однако просили
сына подождать некоторое время.
– Чадо, – говорили они ему, – ты знаешь, что мы стары; уже недалек конец
жизни нашей, и нет кроме тебя никого, кто бы послужил нам на старости;
потерпи еще немного времени, предай нас погребению, и тогда уже никто
не возбранит тебе исполнить свое заветное желание.
Варфоломей, как покорный и любящий сын, повиновался воле своих родителей
и усердно старался успокоить их старость, чтобы заслужить их молитвы и
благословения. Незадолго до кончины Кирилл и Мария приняли иночество в
Покровском-Хотьковом монастыре, отстоявшем верстах в трех от Радонежа
(4). Сюда также пришел овдовевший около того времени старший брат Варфоломея
– Стефан и вступил в число иноков. Немного спустя родители святого юноши,
один вскоре после другого, с миром преставились ко господу и были погребены
в сем монастыре. Братья после смерти родителей провели здесь сорок дней,
вознося усердные молитвы Господу о упокоении новопреставленных рабов Божиих.
Всё свое имущество Кирилл и Мария оставили Варфоломею. Видя преставление
своих родителей, преподобный так размышлял сам с собою: «Я смертен, и
тоже умру, как и родители мои». Раздумывая таким образом о кратковременности
сей жизни, благоразумный отрок раздал всё имущество родителей, ничего
не оставив для себя; даже для пропитания он ничего не удержал себе, ибо
уповал на Бога, «дающего хлеб алчущим» (Пс.145:7).
Стремясь к отшельничеству, Варфоломей вместе с братом своим Стефаном отправился
отыскивать место, удобное для пустынной жизни. Долго братья ходили по
окрестным лесам, пока не пришли туда, где ныне возвышается монастырь Пресвятой
Троицы, столь прославленный именем преподобного Сергия. Место сие в то
время было покрыто густым, дремучим лесом, которого не касалась рука человека;
ни одна дорога не пролегала чрез сей лес, ни одно жилище не стояло в нем,
лишь только звери да птицы обитали здесь. С горячей молитвою обратились
к Богу братья, призывая Божие благословение на место будущего обитания,
и предавали Его святой воле свою судьбу. Устроив хижину, они стали ревностно
подвизаться и молиться Богу. Воздвигли они также небольшую церковь и с
общего согласия решили освятить ее во имя Пресвятой Троицы; для сего они
пошли в Москву и просили митрополита Феогноста (5), чтобы он дал свое
благословение на освящение церкви. Святитель ласково их встретил и послал
с ними священнослужителей освятить церковь. Так скромно было положено
основание Свято-Троицкого монастыря.
С усердием и неусыпным рвением предался теперь Варфоломей духовным подвигам:
великой радостью был объят юный подвижник, когда увидел, что исполнилось
заветное его желание.
Старший же брат его Стефан, тяготясь жизнью в таком пустынном месте, оставил
Варфоломея, переселился в Москву в Богоявленский монастырь и здесь сблизился
с Алексием (6), бывшим потом митрополитом Московским.
Оставшись в совершенном одиночестве, Варфоломей еще более стал приготовляться
к иноческой жизни; лишь только тогда, как укрепился он в трудах и подвигах
и приучил себя к строгому исполнению правил монашеских, он решил принять
иноческое пострижение.
В то время к нему пришел один игумен, по имени Митрофан; он и постриг
в иноческий чин блаженного Варфоломея на двадцать третьем году его жизни.
Обряд пострижения был совершен в день памяти святых мучеников Сергия и
Вакха (7), и Варфоломею было дано имя Сергий (7). После пострижения Митрофан
совершил Божественную литургию в церкви Пресвятой Троицы и сподобил нового
инока причащения Святых Христовых Таин; в сие самое время церковь исполнилась
необычайного благоухания, которое распространялось даже за стенами храма.
Семь дней новопостриженный инок неисходно пребывал в церкви. Каждый день
Митрофан совершал литургию и приобщал его Святых Тела и Крови Господних.
За всё сие время пищею Сергия была просфора, даваемая ему ежедневно Митрофаном.
Всё время Сергий проводил в молитве и богомыслии, постоянно взывал к Богу
из глубины своего чистого сердца, славословил великое имя Господне, воспевал
псалмы Давидовы и песни духовные: он весь был объят радостью, и душа его
горела Божественным огнем и благочестивой ревностью. Пробыв несколько
дней с Сергием, Митрофан сказал ему:
– Чадо, я оставляю сие место и предаю тебя в руки Божии; Господь да будет
твоим заступником и хранителем.
И провидя будущее, он предрек:
– На месте сем Бог воздвигнет большую и славную обитель, где будет прославляться
великое и страшное имя Его и просияет добродетель.
Сотворив молитву и преподав несколько наставлений об иноческой жизни,
Митрофан удалился. Святой Сергий, оставшись на том месте один, ревностно
подвизался, умерщвлял свою плоть постом, бдением и многоразличными трудами;
а во время лютой зимы, когда от мороза трескалась земля, переносил он
стужу в одной одежде. Особенно много скорбей и искушений испытал он от
бесов в начале своего одиночества в пустыне. С ожесточением ополчились
на инока невидимые враги; не терпя его подвигов, они хотели устрашить
святого для того, чтобы он покинул то место. Они обращались то в зверей,
то в змей. Сергий же отгонял их молитвою: призывая имя Господне, он разрушал
как тонкую паутину бесовские наваждения. Однажды ночью бесы, как бы целым
воинством, грозно приблизились к нему и со страшной яростью кричали:
– Уйди с сего места, уйди, иначе ты погибнешь лютою смертью!
Когда бесы произносили сии слова, из уст их вырывался пламень. Преподобный
же, вооружившись молитвою, отогнал силу вражию и, славословя Бога, пребывал
там без всякого опасения.
Однажды, когда отшельник читал ночью правило, вдруг из леса поднялся шум;
бесы во множестве опять окружили келлию и с угрозами кричали преподобному
Сергию: – Уйди же отсюда, зачем ты пришел в сию лесную глушь? Чего ты
ищешь? не надейся более жить здесь, сам видишь – место сие пусто и непроходимо!
Разве ты не боишься умереть с голоду или погибнуть от рук разбойников?
Такими словами устрашали бесы преподобного, но тщетны были все усилия
их: святой помолился Господу, и тотчас же исчезло бесовское полчище.
После сих видений не так страшен был для подвижника вид диких зверей;
мимо его одинокой келлии пробегали стаи голодных волков, готовых растерзать
инока, заходили сюда и медведи. Но сила молитвы и здесь спасала пустынника.
Однажды преподобный Сергий заметил перед своей келлией медведя; видя,
что медведь очень голоден, он сжалился над зверем, вынес ему кусок хлеба
и положил его на пень. С тех пор медведь стал часто приходить к келии,
ожидал обычного подаяния и с кротостью смотрел на святого; преподобный
Сергий делился с ним пищей, часто даже отдавал ему последний кусок. И
дикий зверь сделался настолько кроток, что повиновался даже сову святого.
Так Господь не оставлял Своего угодника в пустыне: с ним Он был во всех
скорбях и искушениях, помогал ему, ободрял и подкреплял усердного и верного
раба Своего. Между тем о преподобном стала повсюду распространяться слава.
Одни говорили о его строгом воздержании, трудолюбии и прочих подвигах,
другие удивлялись его простоте и незлобию, иные рассказывали о его власти
над злыми духами, – и все поражались его смирением и душевной чистотой.
Посему многие из окрестных городов и селений начали стекаться к преподобному.
Кто обращался к нему за советом, кто желал насладиться его душеспасительной
беседой. Всякий находил у него добрый совет, всякий возвращался от него
утешенным и успокоенным, у всякого на душе становилось светлее: так действовали
кроткие и благодатные слова, коими Сергий встречал всех приходивших к
нему за советом или за благочестивым наставлением. Преподобный с любовью
принимал всех; некоторые просили даже у него позволения жить вместе с
ним, но святой отговаривал их, указывая на трудности иноческого жития.
– Места сии, – говорил преподобный, – пустынны и дики, много лишений предстоит
нам здесь.
Проникнутые глубоким чувством уважения к святому, пришельцы сии просили
лишь об одном, чтобы Сергий позволил им поселиться здесь. Видя твердость
их намерения и крепкую решимость посвятить себя Богу, преподобный должен
был уступить их просьбам. Вскоре под руководством преподобного собралось
двенадцать человек, и долго не изменялось сие число: если кого-либо из
братий постигала кончина, то на его место приходил другой, так что многие
усматривали в сем числе совпадение: число учеников преподобного было такое
же, каково было число учеников господа нашего Иисуса Христа; иные же сравнивали
его с числом двенадцати колен Израилевых. Пришедшие построили 12 келлий.
Сергий вместе с братией обнес келлии деревянным тыном. Так возник монастырь,
существующий по благодати Божией доныне.
Тихо и мирно проходила подвижническая жизнь пустынников; ежедневно они
собирались в свою небольшую церковь и здесь возносили Господу усердные
молитвы; семь раз в день принимала церковь под свой кров иноков: они совершали
здесь полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый час, вечерню и повечерие,
а для совершения Божественной литургии приглашали к себе из ближайших
сел священника.
Спустя год после того, как пришли к Сергию братия, поселился в новооснованной
обители и вышеупомянутый священноинок Митрофан, совершивший обряд пострижения
над преподобным Сергием; с радостью он был встречен братией, и был единодушно
всеми избран игуменом. Иноки радовались, что теперь стало возможно совершать
литургию гораздо чаще, чем прежде. Но Митрофан вскоре предал Господу свою
душу. Тогда братия стали просить преподобного, чтобы он принял на себя
сан священства и был бы у них игуменом. Сергий отказался от сего: он хотел
подражать Господу и быть всем слугою; сам он построил несколько келлии,
выкопал колодезь, носил воду и ставил ее у келлии каждого брата, рубил
дрова, пек хлебы, шил одежду, готовил пищу и исполнял смиренно другие
работы. Свободное от трудов время Сергий посвящал молитве и посту, питался
одним только хлебом и водой и то в небольшом количестве, каждую ночь он
проводил в молитве и бдении, лишь на краткое время забывался сном. К величайшему
удивлению всех, столь суровая жизнь не только не ослабляла здоровья подвижника,
но даже как будто укрепляла его тело и придавала ему силы для новых еще
больших подвигов. Своим воздержанием, смирением и благочестивой жизнью
преподобный Сергий подавал пример всей братии. С удивлением взирали отшельники
на сего «ангела во плоти» и всеми силами старались подражать ему; так
же, как и он, пребывали они в посте, молитве и постоянных трудах: то шили
одежды, то переписывали книги, то возделывали небольшие свои огороды и
исполняли другие подобные работы. Совершенное равенство было в монастыре,
но выше всех стоял преподобный: он был первым подвижником в сей обители
или, лучше сказать, первым и последним, ибо многие в его время и после
подвизались здесь, но никто не может сравниться с ним: он сиял как луна
среди звезд. Слава о его подвижнической жизни всё росла, укреплялась и
распространялась: брат его Стефан привел к нему своего двенадцатилетнего
сына Иоанна; отрок, услышав о святой жизни Сергия, возгорел желанием последовать
ему; он принял пострижение и был наречен Феодором; в сей обители Феодор
прожил около 22 лет и занимался икон описанием.
Прошло более десяти лет с тех пор, как пришли к Сергию первые сподвижники,
и с каждым днем всё сильнее чувствовалась нужда в игумене и иерее. Приглашать
к себе священников было не всегда возможно, да и нужен был руководитель,
облеченный властью игуменскою. Не было другого лица, более достойного
занять такое место, кроме основателя сей обители, но преподобный Сергий
страшился игуменства: не начальником, а последним иноком желал он быть
в монастыре, основанном его трудами. Наконец отшельники, собравшись вместе,
пришли к преподобному и сказали:
– Отче, не можем мы жить без игумена, желаем, чтобы ты был нашим наставником
и руководителем, мы хоти приходить к тебе с покаянием и, открывая пред
тобою все наши помышления, всякий день получать от тебя разрешение наших
грехов. Совершай у нас святую литургию, дабы мы из честных рук твоих приобщались
Божественных Таин.
Сильно и долго отказывался Сергий:
– Братия мои, – говорил он, – у меня и помысла никогда не было об игуменстве,
одного желает душа моя – окончить дни свои простым иноком. Не принуждайте
же вы меня. Лучше предоставим всё сие Богу; пусть Он Сам откроет нам Свою
волю, и тогда увидим, что нам делать.
Но иноки продолжали неотступно просить преподобного, чтобы он исполнил
их желание, и говорили:
– Если ты не хочешь заботиться о душах наших и быть нашим пастырем, т
все мы принуждены будем оставить сие место и нарушить обет, данный нами;
тогда нам придется блуждать подобно овцам без пастыря.
Еще долго убеждали, просили и даже настаивали иноки. Наконец, тронутый
и побежденный их мольбами, святой отправился с двумя старцами в Переяславль
Залесский (8) к Афанасию, епископу Волынскому, ибо последний, по случаю
отъезда святого Алексия митрополита в Царьград, управлял тогда делами
митрополии. Святитель ласково принял подвижника, о коем уже давно дошли
до него слухи. Облобызав его, он долго беседовал с ним о спасении души.
По окончании беседы преподобный Сергий смиренно поклонился Афанасию и
стал просить у него игумена. На сию просьбу святитель ответствовал:
– Отныне будь отцом и игуменом для братии, тобою же собранной в новой
обители Живоначальной Троицы!
Так он посвятил преподобного Сергия сначала в иеродиакона, затем рукоположил
в иеромонаха; с величайшим благоговением, весь исполненный страха и умиления
совершал Сергий первую литургию, после коей и был поставлен во игумена.
Афанасий долго беседовал с новопоставленным игуменом и сказал ему:
– Чадо, теперь ты воспринял великий сан священничества, знай же, что тебе
подобает по заповеди великого Апостола «Мы, сильные, должны сносить
немощи бессильных и не себе угождать» (Рим.15:1); помни слово его:
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»
(Гал.6:2).
После сего святитель Афанасий, облобызав и благословив преподобного,
отпустил его с миром в обитель Пресвятой Троицы. С ликованием встретили
своего первого игумена пустынножители, они вышли навстречу своему наставнику
и отцу и с сыновней любовью поклонились ему. Радовался и игумен, видя
своих духовных чад, Придя в церковь, он обратился к Господу с усердной
молитвою и просил, чтобы бог благословил его, послал ему всесильную помощь
в новом, трудном служении. Помолившись, преподобный обратился к братии
с словом поучения, побуждал иноков не ослабевать в подвигах, просил у
них содействия себе и в первый раз преподал им свое игуменское благословение.
Просто и немногословно было его наставление, но своей ясностью и убедительностью
оно навсегда укоренилось в сердцах людей. Впрочем, преподобный не столько
действовал словом, сколько самой своею жизнью показывал всем добрый пример.
Став игуменом, он не только не изменил своей прежней строгости, но еще
с большею ревностью стал исполнять все правила монашеские; постоянно носил
он в сердце своем слова Спасителя: «кто хочет быть первым между вами,
да будет всем рабом» (Мрк.10:44). Ежедневно совершал он Божественную
литургию, всегда сам приготовлял просфоры; молол для них собственноручно
пшеницу и исполнял всякие другие работы. Особенно любимым трудом преподобного
было печение просфор, до сего дела никого другого он не допускал, хотя
многие из братии и желали бы взять на себя сей труд. Первым он приходил
в церковь, где стоял прямо, никогда не позволял себе ни прислониться к
стене, ни сесть; последним уходил из храма Божия; неусыпно и с любовью
поучал он братию, убеждал ее следовать стопам великих подвижников Божиих,
жития коих он часто рассказывал своим духовным чадам. Так ревностно пас
он свое словесное стадо, наставляя его на путь спасения и молитвою прогоняя
от него мысленных волков.
По прошествии некоторого времени, бесы, не терпя добродетельной жизни
святого, снова стали восставать на него. Обратившись в змей, они вползли
в его келлию в таком большом количестве, что покрыли весь пол. Тогда блаженный
обратился с молитвой к Господу и со слезам просил избавить его от диавольского
наваждения, и тотчас бесы исчезли как дым. С сего времени Бог даровал
своему угоднику такую власть над нечистыми духами, что они даже приблизиться
к преподобному не осмеливались.
Долгое время братии в монастыре было 12 человек. Но вот приходит из Смоленска
архимандрит по имени Симеон. Отказавшись от видного положения, с чувством
глубокого смирения Симеон просил преподобного принять его как простого
инока. Сильно был тронут такой просьбой Сергий и с любовью принял прибывшего.
Архимандрит Симеон принес с собою много имущества и передал его преподобному
для того, чтобы святой мог построить более обширный храм. На пожертвование
Симеона преподобный, с Божиею помощью, скоро построил новую церковь, расширил
монастырь и вместе с своею братией славословил Бога день и ночь.
С того времени многие стали собираться к преподобному Сергию, чтобы под
руководством сего славного подвижника спасать свои души; с любовью принимал
святой игумен всех приходящих, но, зная на опыте трудность монашеской
жизни, не скоро постригал их. Обыкновенно он приказывал облечь приходившего
в длинную одежду из черного сукна и повелевал ему исполнять вместе с прочими
иноками какое-либо послушание. Так поступал он для того, чтобы вновь прибывший
мог узнать весь устав монастырский; лишь после долгого испытания преподобный
Сергий постригал прибывшего в мантию и давал клобук.
Принимая иноков после столько тщательного испытания, святой и потом заботился
о их жизни. Так преподобный строго запрещал инокам после повечерия выходить
из своих келлии или вступать в беседу друг с другом; каждый из них должен
был в сие время пребывать в своей келлии, занимаясь рукоделием или молясь.
Поздно вечером, особенно в темные и долгие ночи, неутомимый и ревностный
игумен, после келейной молитвы, совершал обход келлий и через оконце смотрел,
чем кто занят. Если он заставал инока или творящим молитву, или занимающимся
рукоделием, или читающим душеспасительные книги, то с радостью воссылал
о нем Богу молитвы, и просил, чтобы Господь подкрепил его. Если же он
слышал недозволенную беседу или заставал кого-либо за суетным занятием,
то, постучав в дверь или окно, отходил далее. На следующий же день он
призывал к себе такого инока и вступал с ним в беседу. Послушный инок
сознавался, просил прощения, и Сергий с отеческою любовию прощал его,
на не покоряющегося же он налагал епитимию. Так преподобный Сергий заботился
о вверенном ему стаде, так умел он соединять кротость со строгостью. Истинным
пастырем был он для иноков своей обители.
Богатая примерами истинно христианской жизни обитель преподобного Сергия
в первое время своего существования была бедна самыми необходимыми предметами;
часто подвижники испытывали крайний недостаток в самом нужном. Удаленная
от жилищ, отрезанная от всего света глухим, дремучим лесом, изобиловавшим
всякими дикими зверями, обитель сия не могла рассчитывать на помощь людскую.
Часто у братии не было вина для совершения Божественной литургии, и они
были принуждаемы с глубоким чувством сожаления лишать себя и сего духовного
утешения; часто не хватало пшеницы для просфор или фимиама для каждения,
воска для свеч, елея для лампад, – тогда иноки зажигали лучины и при таком
освещении совершали службы в церкви. В бедно и скудно освещенном храме
они сами грели и пламенели любовью к Богу яснее самых ярких свеч. Проста
и несложна была внешняя жизнь иноков, также просто было и всё, что их
окружало и чем они пользовались, но величественна была простота сия: сосуды,
кои употреблялись для таинства Причащения, были сделаны из дерева, облачение
было из простой крашенины, богослужебные книги писались на бересте. Иногда
иноки сей обители, где тогда еще не было общежития, терпели в пище недостаток;
даже сам игумен нередко испытывал нужду. Так однажды у преподобного не
оставалось ни одного куска хлеба, да и во всем монастыре была скудость
в пище; выходить же из обители для того, чтобы просить пропитания у мирян,
преподобный строго запрещал инокам: он требовал, чтобы они возлагали надежду
на Бога, питающего всякое дыхание, и у Него с верою просили бы всего благопотребного,
а что он повелевал братии, то и сам выполнял без всякого опущения. Посему
три дня терпел святой. Но на рассвете четвертого дня он, томимый голодом,
взяв топор, пришел к одному старцу, живущему в сем монастыре, по имени
Даниилу, и сказал ему:
– Я слышал, старче, что ты хочешь пристроить сени к своей келлии; желаю,
чтобы руки мои не оставались праздными, посему и пришел к тебе, позволь
мне построить сени.
На сие Данил отвечал:
– Да, я уже давно желаю сделать сени, даже заготовил всё необходимое;
жду только плотника из деревни; поручить же такое дело тебе я не решаюсь,
ибо тебя нужно и вознаградить хорошо.
Но Сергий сказал, что ему нужно только несколько кусков старого, заплесневевшего
хлеба. Тогда старец вынес решето с кусками хлеба, но преподобный сказал:
– Не сделав работы, я не беру платы.
Затем он с рвением принялся за работу; целый день занимался сим делом
и, с Божией помощью, кончил его. Лишь вечером на заходе солнца он принял
хлеб; помолившись, святой стал вкушать его, причем некоторые иноки заметили,
что из уст преподобного вылетает пыль от хлеба, покрытого плесенью. Видя
сие, пустынножители дивились его смирению и терпению.
Как-то в другой раз случилось оскудение в пище; два дня переносили сие
лишение иноки; наконец, один из них, сильно страдая от голода, стал роптать
на святого, говоря:
– Доколе ты будешь запрещать нам выходить из монастыря и просить того,
что для нас необходимо? Еще одну ночь мы перетерпим, а утром уйдем отсюда,
чтобы нам не умереть с голода.
Святой утешал братию, напоминал им подвиги святых отцов, указывал, как
ради Христа они терпели голод, жажду, испытывали много лишений; привел
он им слова Христовы: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни
жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:26).
– Если же Он питает птиц, – говорил святой, – то неужели не может
подать пищу нам? Вот теперь время терпения, мы же ропщем. Если мы перенесем
кратковременное испытание с благодарностью, то сие самое искушение послужит
нам на большую пользу; ведь, и золото не бывает без огня чисто.
При сем он пророчески произнес:
– Теперь у нас на короткое время случилось оскудение, но утром будет изобилие.
И предсказание святого сбылось: на следующий день утром от одного неизвестного
человека было прислано в монастырь множество свежеиспеченных хлебова,
рыбы и других недавно приготовленных яств. Доставившие всё сие говорили:
– Вот это христолюбец прислал авве (9) Сергию и братии, живущей с ним.
Тогда иноки стали просить посланных вкусить с ними пищи, но те отказались,
сказав, что им приказано немедленно вернуться обратно, – и поспешно удалились
из обители. Пустынники, увидя обилие привезенных яств, поняли, что Господь
посетил их Своею милостью, и, возблагодарив горячо Бога, устроили трапезу:
при сем иноки сильно были поражены необычайной мягкостью и необыкновенным
вкусом хлеба. На долго было достаточно для братии сих яств. Преподобный
игумен, воспользовавшись сим случаем для наставления иноков, сказал, поучая
их:
– Братия, смотрите и удивляйтесь, какое воздаяние посылает Бог за терпение:
«Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных
[не забудет убогих своих до конца]» (Пс.9:33). Он никогда не оставит
сего святого места и живущих на нем Своих рабов, служащих Ему день и ночь.
Часто и в других случаях сказывалась отеческая заботливость преподобного
о своей братии и его величайшее смирение, как сие видно из следующего.
Прибыв в пустыню, преподобный Сергий поселился на безводном месте. Не
без намерения остановился здесь святой: нося издалека воду, он тем самым
хотел сделать свой труд еще большим, ибо стремился всё сильнее изнурить
свою плоть. Когда же, по Божию благоизволению, умножилась братия и образовался
монастырь, то в воде стал замечаться большой недостаток, ее приходилось
носить издалека и с большими затруднениями. Посему некоторые стали роптать
на святого, говоря:
– Зачем ты, не разбирая, поселился на сем месте? Зачем, когда здесь нет
поблизости воды, ты устроил обитель?
Преподобный на сии упреки смиренно отвечал:
– Братия, я желал один безмолвствовать на сем месте, Богу же было угодно,
чтобы здесь возникла обитель. Он может даровать нам и воду, только не
изнемогайте духом и молитесь с верою: ведь, если Он в пустыне извел воду
из камня непокорному народу еврейскому, то тем более не оставит вас, усердно
служащих Ему.
После сего он однажды взял с собой одного из братии, и тайно сошел с ним
в чащу, находившуюся под монастырем, где никогда не было проточной воды.
Найдя во рве немного дождевой воды, святой преклонил колена и стал так
молиться:
– Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, сотворивший небо и землю и
всё видимое и невидимое, создавший человека и не хотящий смерти грешника,
молим Тебя мы, грешные и недостойные рабы Твои, услыши нас в час сей и
яви славу Твою; как в пустыне через Моисея чудодействовала крепкая десница
Твоя, источив из камня воду, так и здесь яви силу Твою, – Творец неба
и земли, даруй нам воду на месте сем, и да разумеют все, что Ты внемлешь
молящимся Тебе и воссылающим славу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и
во веки веков. Аминь.
Тогда внезапно забил обильный источник. Сильно поражена была братия; ропот
недовольных сменился чувством благоговения пред святым игуменом; иноки
даже стали называть сей источник «Сергиевым». Но смиренному подвижнику
было тяжело прославление людское; посему он сказал:
– Не я, братия, дал вам сию воду, но сам Господь послал ее нам недостойным.
Посему не называйте его моим именем.
Внимая сим словам своего наставника, братия перестала называть тот источник
«Сергиевым».
С того времени иноки уже не испытывали более недостатка в воде, но брали
воду из сего источника для всех монастырских потребностей; и часто почерпающие
сию воду с верою получали от нее исцеление.
Уже не мало лет прошло с тех пор, как преподобный Сергий положил основание
обители. Святая жизнь сего великого подвижника не могла остаться незаметной,
и вот многие люди стали селиться в тех места, сплошь покрытых дремучим
лесом; многие стали обращаться к преподобному, прося его молитв и благословения;
многие из поселян стали часто приходить в монастырь и доставлять необходимое
для пропитания. Молва о святом всё более возрастала и увеличивалась. Много
различных чудес совершил преподобный еще при жизни. Господь даровал Своему
угоднику необыкновенную чудодейственную силу: так однажды преподобный
воскресил мертвого. Сие произошло следующим образом: в окрестностях обители
жил один муж питавший к Сергию великую веру; единственный сын его был
одержим неизлечимою болезнью; твердо надеясь, что святой исцелит его сына,
сей поселянин отправился к преподобному. Но в то время, как он пришел
в келлию святого и стал просить его помочь болящему, отрок, изнуренный
сильною болезнью, умер. Потеряв всякую надежду, отец сего отрока стал
горько плакать:
– Увы мне, – говорил он святому, – я пришел к тебе, человек Божий, с твердой
уверенностью, что ты поможешь мне; лучше было бы, если бы сын мой умер
дома, тогда не оскудел бы я верою, которую доселе имел к тебе.
Так скорбя и рыдая, он вышел, чтобы принести всё нужное для погребения
своего сына.
Увидев рыдания сего человека, преподобный сжалился над ним и, сотворив
молитву, воскресил отрока. Вскоре возвратился поселянин с гробом для своего
сына. Святой же сказал ему:
– Напрасно ты неосмотрительно предаешься печали: отрок не умер, но жив.
Так как сей человек видел, как умер его сын, то не хотел верить словам
святого; но подойдя, он с удивлением заметил, что отрок действительно
жив; тогда обрадованный отец тал благодарить преподобного за воскрешение
своего сына.
– Ты обманываешься, – сказал Сергий, – и не знаешь сам, что говоришь.
Когда ты нес отрока сюда, от сильной стужи он изнемог, – ты же подумал,
что он умер; теперь в теплой келлии он согрелся – а тебе кажется, что
он воскрес.
Но поселянин продолжал утверждать, что сын его воскрес по молитвам святого.
Тогда Сергий запретил ему говорить о сем, прибавив:
– Если ты станешь рассказывать о том, то и вовсе лишишься своего сына.
В радости великой вернулся сей муж домой, прославляя Бога и Его угодника
Сергия. О чуде сем узнал один из учеников преподобного, который и поведал
о нем. Много и других чудес совершал преподобный. Так один из окрестных
жителей впал в тяжкую болезнь; несколько времени он не мог ни спать, ни
принимать пищи. Братье его, слыша о чудесах преподобного Сергия, принесли
болящего к подвижнику и просили его исцелить страждущего, святой помолился,
окропил больного святою водою, после чего тот заснул, а проснувшись, он
встал совершенно здоровым и бодрым, как будто никогда не хворал; прославляя
и благодаря великого подвижника, сей поселянин возвратился к себе домой.
К преподобному стали приходить люди не только из окрестных селений, но
даже из отдаленных местностей. Так однажды к Сергию привезли с берегов
Волги знатного человека, одержимого нечистым духом. Сильно страдал он:
то кусался, то бился, то убегал от всех; десять человек едва могли удержать
его. Родные его, услышав о Сергие, решили привести сего бесноватого к
преподобному. Больших трудов, немалого усилия потребовалось для того.
Когда болящего привезли в окрестности монастыря, он с необычайной силой
разорвал железные оковы и стал кричать так громко, что его голос был слышен
даже в обители. Узнав о том, Сергий совершил молебное пение о болящем;
в сие время страждущий стал несколько успокаиваться; его даже ввели в
самый монастырь. По окончании молитвенного пения, преподобный подошел
с крестом к бесноватому и стал осенять его; в сие самое мгновение тот
человек бросился с великим воплем в воду, скопившуюся неподалеку после
дождя. Когда же преподобный осенил его святым крестом, он почувствовал
себя совершенно здоровым и рассудок возвратился к нему. На вопрос, почему
он бросился в воду, исцелевший отвечал:
– Когда меня привели к преподобному, и он стал осенять меня честным крестом,
я увидел великий пламень, исходящий от креста, и, думая, что тот огонь
сожжет меня, устремился в воду.
После сего несколько дней он пробыл в монастыре, прославляя милосердие
Божие и благодаря святого угодника за свое исцеление.
Часто и других бесноватых приводили к святому, и все они получали избавление.
Милосердный Господь даровал такую силу Своему усердному и верному рабу,
что бесы выходили из людей, одержимых ими, еще прежде, чем болящих подводили
к святому. Много и других чудес происходило по молитвам подвижника. «Слепые
прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются» (Мф.1:5), словом
все, с верою приходящие к святому, какими бы ни страдали недугами, получали
телесное здоровье и нравственное назидание, так что обретали сугубую пользу.
Слух о таких чудесах преподобного Сергия распространялся всё далее и далее,
молва о его высокоподвижнической жизни росла всё шире и шире; число посещавших
обитель возрастало всё более и более. Все прославляли преподобного Сергия,
все благоговейно почитали его; многие приходили сюда из различных городов
и мест, желая видеть святого подвижника; многие стремились получить от
него наставление и насладиться его душеполезной беседой; многие иноки,
оставив свои монастыри, приходили под кров основанной преподобным обители,
желая подвизаться под его руководством и жить вместе с ним; простые и
знатные жаждали получить от него благословение, князья и бояре приходили
к сему блаженному отцу. Все его уважали и считали как бы за одного из
древних святых отцов или за пророка. Уважаемый и прославляемый всеми,
преподобный Сергий оставался всё тем же смиренным иноком: людская слава
не прельщала его; всё также продолжал он трудиться и служить всем примером.
Всем, что только было у него, он делился с бедными; не любил он мягких
и красивых одежд, но постоянно носил одеяние из грубой ткани, собственноручно
им самим сшитое. Однажды в монастыре не было хорошего сукна, оставался
всего один кусок, и тот был так плох и гнил, что монахи отказывались брать
его. Тогда Сергий взял его себе, сшил из него одежду и носил ее до тех
пор, пока она не развалилась.
Вообще же святой всегда носил ветхую и простую одежду, так что многие
не узнавали его и считали за простого инока. Один крестьянин из дальнего
селения, слыша много о святом Сергие, пожелал видеть его. Посему он пришел
в обитель преподобного и стал спрашивать, где находится святой. Случилось,
что преподобный тогда в огороде копал землю. Братия сказали о сем прибывшему
поселянину; тотчас же он пошел в огород и там увидел святого, копающего
землю, в худой, разодранной одежде, испещренной заплатами. Он подумал,
что указавшие ему на сего старца посмеялись над ним, ибо он ожидал видеть
святого в большой славе и чести.
Посему, возвратившись в монастырь, он вторично стал спрашивать:
– Где святой Сергий? Покажите мне его, так как я пришел издалека посмотреть
на него и поклониться ему.
Иноки же отвечали:
– Старец виденный тобою и есть преподобный отец наш.
После сего, когда святой вышел из огорода, крестьянин отвернулся от него
и не хотел смотреть на блаженного; негодуя, он так размышлял:
– Сколько труда понапрасну понес я! Пришел взглянуть на великого угодника
и надеялся увидеть его в большой почести и славе – и вот теперь вижу какого-то
простого, бедного старца.
Провидя его мысли, святой горячо возблагодарил Господа в душе своей; ибо
всегда на сколько тщеславный превозносится о похвале и почести своей,
на столько же смиренномудрый радуется о бесчестии и уничижении. Позвав
того поселянина к себе, преподобный поставил перед ним трапезу и стал
радушно угощать его.; между прочим святой сказал ему:
– Не скорби, друг, ты вскоре увидишь того, кого хотел видеть.
Лишь только блаженный произнес сии слова, пришел вестник, уведомляя о
прибытии в монастырь князя. Сергий встал и вышел навстречу знатному гостю,
приехавшему в монастырь в сопровождении множества слуг. Увидев игумена,
князь еще издали поклонился преподобному до земли, испрашивая смиренно
у него благословения. Святой же, благословив князя, с подобающею честью
ввел его в обитель, где старец и князь сели рядом и стали беседовать,
а прочие все предстояли. Поселянин, оттесненный далеко слугами князя,
не мог, несмотря на все свои старания, издали узнать того старца, коим
он ранее гнушался. Тогда он тихо спросил у одного из предстоящих:
– Господин, что это за старец сидит с князем?
Тот же отвечал ему:
– Разве ты пришлец здесь, что не знаешь сего старца? Это – преподобный
Сергий.
Тогда поселянин стал порицать и укорять себя:
– Истинно я ослеп, – говорил он, – когда не поверил показывавшим мне святого
отца.
Когда же князь вышел из обители, поселянин быстро подошел к преподобному
и, стыдясь прямо глядеть на него, поклонился старцу в ноги, прося прощения
за то, что согрешил по неразумию. Святой же ободрил его, говоря:
– Чадо, не скорби, ибо ты один верно думал о мне, говоря, что я простой
человек, все же прочие ошибаются, полагая, что я велик!
Из сего ясно видно, сколь великим смирением отличался преподобный Сергий:
земледельца, который пренебрег им, он возлюбил сильнее, чем князя, оказавшего
ему почесть. Сими кроткими словами святой утешил простого поселянина;
прожив несколько времени в миру, сей человек скоро опять пришел в обитель
и принял здесь пострижение: так сильно тронуло его смирение великого подвижника.
Однажды поздно вечером блаженный, по своему обычаю совершал правило и
усердно молился Богу о своих учениках, вдруг он услышал голос, звавший
его:
– Сергий!
Преподобный сильно изумился такому необычайному в ночное время явлению;
отворив окно, он хотел посмотреть, кто зовет его. И вот, видит он большое
сияние с неба, которое не столько разгоняло ночной мрак, что стало светлее
дня. Голос послышался во второй раз:
– Сергий! Ты молишься о своих чадах, и моление твое услышано: посмотри
– видишь число иноков, собирающихся под твое руководство во имя Пресвятой
Троицы.
Оглянувшись, святой увидел многое множество прекрасных птиц, сидевших
в монастыре и вокруг него и певших несказанно сладко. И опять был слышен
голос: – Так умножится число твоих учеников, подобно сим птицам; и после
тебя оно не оскудеет и не умалится, и все пожелавшие следовать твоим стопам
чудесно и многоразлично будут украшены за их добродетели.
Святой был изумлен таким дивным видением; желая, чтобы и другой кто-либо
порадовался вместе с ним, он громким голосом позвал Симеона, жившего ближе
прочих. Удивившись необычайному призыву игумена, Симеон поспешно пришел
к нему, но видеть всего видения уже не сподобился, а узрел только некоторую
часть сего небесного света. Преподобный подробно рассказал Симеону всё,
что он видел и слышал, и оба они провели без сна всю ночь, радуясь и прославляя
Бога.
Вскоре после сего к преподобному пришли послы от святейшего патриарха
Константинопольского Филофея 10 и передали святому вместе с благословением
дары от патриарха: крест, параманд 11 и схиму.
– Не к другому ли кому вы посланы, – сказал им смиренный игумен, – кто
я грешный, чтобы мне получать дары от святейшего патриарха?
На сие посланцы отвечали:
– Нет, отче, мы не ошиблись, не к другому кому мы отправились, а к тебе
Сергию. Они принесли от патриарха следующее послание:
«Милостию Божиею архиепископ Константина града, вселенский патриарх господин
Филофей сыну и сослужебнику нашего смирения о Святом Духе Сергию благодать
и мир и наше благословение! Мы слышали о твоей добродетельной жизни по
заповедям Божиим, восхвалили Бога и прославили имя Его. Но вам еще не
достает одного и притом самого главного: нет у вас общежития. Ты знаешь,
что и сам Богоотец пророк Давид, всё обнимавший своим разумом, изрек «Как
хорошо и как приятно жить братьям вместе!» (Пс.132:1). Посему и мы
преподаем вам добрый совет – устроить общежитие, и да будет с вами милость
Божия и наше благословение.
Получив сие патриаршее послание, преподобный отправился к блаженному митрополиту
Алексию и, показав ему сию грамоту, спросил его:
– Владыко святый, как ты повелишь?
На вопрос старца митрополит отвечал:
– Сам Бог прославляет верно служащих Ему! Он сподобил и тебя такой милости,
что слух о твоем имени и о твоей жизни достиг до отдаленный стран, и как
советует великий вселенский патриарх, так и мы советуем и одобряем то
же самое. С того времени преподобный Сергий установил в своей обители
общежитие и строго приказал соблюдать общежительные уставы: ничего не
приобретать для себя, не называть ничего своим, но по заповедям святых
отцов всё иметь общим. Между тем преподобный тяготился людской славой.
Установив общежитие, он желал поселиться в уединении и среди тишины и
безмолвия трудиться пред Богом. Посему вышел он тайно из своей обители,
– и направился в пустыню. Отойдя около шестидесяти верст, он нашел одно
место, сильно понравившееся ему близ реки, называемой Киржа (т (12). Братия
же, увидевши себя покинутой своим отцом, пребывала в большой скорби и
смущении; оставшись как овцы без пастыря, иноки стали повсюду его отыскивать,
По прошествии некоторого времени они узнали, где поселился их пастырь
и, придя, со слезами умоляли святого, чтобы он возвратился в обитель.
Но преподобный, любя безмолвие и уединение, предпочел остаться на новом
месте. Посему многие из его учеников, оставив лавру, поселились вместе
с ним в той пустыне, воздвигли монастырь и построили церковь во имя Пресвятой
Богородицы. Но иноки великой лавры, не желая жить без своего отца и в
то же время будучи не в состоянии упросить его возвратиться к ним, отправились
к преосвященному митрополиту Алексию, и просили его, чтобы он убедил преподобного
возвратиться в обитель Пресвятой Троицы. Тогда блаженный Алексий послал
к преподобному двух архимандритов с просьбой, чтобы он внял молению братии
и, возвратившись, успокоил ее. Он увещевал Сергия сделать сие для того,
чтобы иноки основанной им обители не разошлись, не имея пастыря, и святое
место не запустело. Беспрекословно исполнил преподобный Сергий сие прошение
блаженного святителя: он возвратился в лавру на место первого своего пребывания,
чем братия была очень утешена и обрадована.
Святой Стефан, епископ Пермский (13), питавший великую любовь к преподобному,
однажды ехал из своей епархии в город Москву; дорога, по коей проезжал
святитель, отстояла от Сергиева монастыря верстах в восьми; так как Стефан
очень спешил в город, то проехал мимо обители, предполагая посетить ее
на обратном пути. Но когда он был против монастыря, то встал с своей колесницы,
прочитал: «Достойно есть» и, сотворивши обычную молитву, поклонился преподобному
Сергию со словами:
– Мир тебе, духовный брат.
Случилось, что тогда блаженный Сергий вместе с братией сидел за трапезою
Уразумев духом поклонение епископа он тотчас же поднялся; немного постояв,
он сотворил молитву и в свою очередь также поклонился епископу, отъехавшему
от обители уже на далекое расстояние, и сказал:
– Радуйся и ты, пастырь Христова стада, и благословение Господне да будет
с тобою. Братия была удивлена таким необычайным поступком святого; некоторые
же поняли, что преподобный удостоился видения. По окончании трапезы иноки
стали расспрашивать его о происшедшем, и он сказал им:
– В тот час против нашего монастыря остановился епископ Стефан на пути
в Москву, поклонился Пресвятой Троице и благословил нас грешных.
Впоследствии некоторые из учеников преподобного узнали, что сие действительно
было так, – и подивились прозорливости, дарованной от Бога их отцу Сергию
(14). Многие благочестивые мужи просияли славою в обители преподобного;
многие из них за великие добродетели были поставлены на игуменство в другие
монастыри, а иные возведены на святительские кафедры. Все они преуспевали
в добродетелях, наставляемые и руководимые своим великим учителем Сергием.
Среди учеников преподобного был один, по имени Исаакий; он желал посвятить
себя подвигу безмолвия и посему часто просил у святого благословения на
столь великий подвиг. Однажды премудрый пастырь в ответ на его прошение
сказал:
– Если ты, чадо, желаешь безмолвствовать, то на следующий день я дам тебе
на сие благословение.
На другой день по окончании Божественной литургии, преподобный Сергий
осенил его честным крестом и сказал:
– Господь да исполнит твое желание.
В сие самое мгновение Исаакий видит, что необыкновенный пламень исходит
от руки преподобного и окружает его, Исаакия; с сего времени он пребывал
в молчании, лишь только однажды чудесное явление разрешило ему уста.
Преподобный Сергий еще при жизни, будучи во плоти, сподобился иметь общение
с бесплотными. Сие произошло таким образом. Однажды святой игумен совершал
Божественную литургию вместе с братом своим Стефаном и племянником Феодором.
В церкви тогда среди прочих находился также Исаакий молчальник. Со страхом
и благоговением, как и всегда, совершал святой великое таинство. Вдруг
Исаакий видит в алтаре четвертого мужа, в чудно блистающих ризах и сияющего
необычайным светом; при малом входе с Евангелием небесный сослужитель
следовал за преподобным, лицо его сияло как снег, так что невозможно было
взирать на него. Чудное явление поразило Исаакия, он отверз уста свои
и спросил рядом стоящего с ним отца Макария:
– Что за дивное явление, отче? Кто сей необыкновенный муж?
Макарий же, не менее украшенный добродетелями, также был сподоблен сего
видения; изумленный и пораженный сим, он отвечал:
– Не знаю, брате; я и сам ужасаюсь, взирая на такое дивное явление; не
пришел ли разве какой священнослужитель с князем Владимиром?
Князь Владимир Андреевич (15) в то время был в церкви вместе с своими
боярами; старцы спросили у одного из них, не приходил ли с князем иерей;
спрошенный ответил, что с князем не было священника. Тогда иноки поняли,
что с преподобным Сергием сослужит ангел Божий. По окончании литургии
названные ученики святого приступили к нему и спросили его о сем. Сначала
игумен не хотел открывать им тайны:
– Какое необычайное явление видели вы, чада? Служили литургию Стефан,
Феодор и я грешный; более никого не было.
Ученики же продолжали просить его; тогда преподобный сказал им:
– Чада, если Сам Господь Бог открыл вам, то могу ли я утаить сие? Тот,
кого вы видели, был ангел Господень; не только ныне, но и всегда, когда
мне недостойному приходится совершать литургию, он, Божиим изволением,
служит вместе со мною. Вы же строго храните сие втайне, пока я жив.
Среди учеников преподобного был один по имени Андроник, происходивший
из того же города Ростова, откуда был рядом и сам преподобный. Еще в юных
летах он пришел к блаженному отцу Сергию в монастырь и был принят им в
число иноков. Здесь он подвизался много лет, украсил себя многими добродетелями
и подъял много трудов; посему и святой сильно любил своего ревностного
ученика и усердно молился о нем Господу. В то время митрополитом Московским
был еще святой Алексий; тесная дружба и узы братской любви соединяли сего
святителя с блаженным Сергием; они часто вели душеполезные беседы, нередко
святой митрополит спрашивал совета у преподобного игумена. Однажды, посетив
монастырь, Алексий сказал Сергию:
– Возлюбленный, хочу просить у тебя одного благодеяния и думаю, что ты
по любви ко мне не откажешь в моей просьбе.
Старец же отвечал архиерею:
– Владыко святый, мы все в твоей власти, ничто тебе не возбранено в сей
обители. Тогда митрополит сказал:
– Я хочу, с Божией помощью, построить монастырь. Ибо, когда мы плыли из
Константинополя, поднялась сильная буря, так что корабль должен был потонуть,
и нам грозила гибель. Все начали молиться Богу; также и я стал просить
Его, чтобы Он избавил нас от предстоящей смерти. При сем я дал обет построить
храм во имя того святого, память коего празднуется в тот день, когда Господь
дарует нам высадиться на берег. С того часа буря прекратилась, наступила
тишина, и мы достигли берега 16 августа (16); теперь хочу исполнить свой
обет – построить церковь во имя Господа нашего Иисуса Христа, в честь
Нерукотворенного Его образа; при ней хочу устроить и монастырь, и в нем
ввести в общежитие. Посему прошу тебя, дай мне возлюбленного ученика твоего
Андроника.
Святой с готовностью исполнил просьбу митрополита. Пожертвовав на монастырские
нужды, Алексий отправился в Москву и здесь на берегах Яузы основал монастырь
(17). где старейшинство поручил вышеназванному Андронику. Спустя несколько
времени сам преподобный Сергий прибыл в новую обитель; благословив ученика
своего, он сказал:
– Господи, призри с небеси на место сие и посети его Своею милостию.
Тот же святитель Алексий, благодаря Господа за исцеление по его смиренным
молитвам татарской царицы Тайдулы, основал другой монастырь в Москве –
в память Чуда архистратига Михаила (18); и для сей Чудовской обители митрополит
испросил у Сергия нескольких старцев.
Имя преподобного связано с основанием еще одного монастыря в Москве, именно
Симоновского (19). Вышеупомянутый Феодор, племянник Сергия, долго время
пребывал в обители великого подвижника, процветая добродетелями, изнуряя
плоть свою воздержанием. Никогда ничего он не скрывал от своего наставника
игумена, но исповедовал ему всякий помысл. Когда он уже был священноиноком,
он пожелал основать где-либо монастырь; о сем он и рассказал преподобному
Сергию. Спустя некоторое время святой Сергий, видя в сем изволение Божие,
благословил Феодора и отпустил его, а также некоторых из братии. Нашедши
одно место близ реки Москвы, Симоново, Феодор помыслил основать здесь
обитель. Когда преподобный услышал о том, то пришел, благословил Феодора
и похвалил его намерение. Феодор построил церковь во имя Пречистой Владычицы
нашей Богородицы, в честь Ее славного Рождества; устроив здесь монастырь,
Феодор и в нем ввел общежитие. Слава о добродетельной жизни Феодора стала
широко распространяться, число иноков его обители всё возрастало. Сам
преподобный Сергий неоднократно посещал сию обитель и принимал, по преданию,
участие в трудах братии. Спустя некоторое время преподобный Феодор был
возведен в сан архиепископа Ростовского и своими добродетелями светло
сиял там подобно яркому светильнику до самой своей кончины, бывшей 28
ноября 1394 года.
Не только в Москве, но и во многих других местах возникали обители, сии
светочи истинной веры, основанные учениками преподобного Сергия или же
устроенные самим великим подвижником. Так великий князь Димитрий Иоаннович,
желая воздвигнуть монастырь в Коломне на месте, называемом Голутвино,
усердно просил святого Сергия благословить то место и воздвигнуть церковь.
Тронутый такою верою великого князя и движимый любовью к нему, преподобный
отправился в Коломну пешим – он всегда имел такой обычай – благословил
то место и воздвиг там церковь во имя святого Богоявления. ПО просьбе
великого князя он дал для новой обители одного из своих учеников священноинока
Григория, мужа благоговейного и благочестивого; вскоре и сия обитель,
где также было установлено общежитие, Божией благодатью, процвела во славу
Единого, в Троице славимого Бога (20).
По просьбе другого князя, Владимира Андреевича, преподобный благословил
место в Серпухове для монастыря в честь Зачатия Пресвятой Богородицы.
В сей монастырь, называемый Высоцким, святой послал строителем одного
из своих самых любимых учеников Афанасия, сильного в Божественном Писании,
отличавшегося необыкновенным послушанием и другими добродетелями и много
трудившегося над переписыванием книг (21). Так преподобный Сергий, благословляя
многие обители и посылая туда своих учеников, трудился на пользу церкви
и во славу святого и великого имени господа нашего Иисуса Христа. Равноангельная
жизнь преподобного, необычайное его смирение, труды на пользу церкви внушили
святому митрополиту Алексию желание – иметь блаженного Сергия своим преемником
и заместителем. Сей достойный пастырь стада Христова, замечая, что уже
приближается кончина его, призвал к себе преподобного Сергия и, взяв свой
украшенный золотом и драгоценными каменьями архиерейский крест, подал
его преподобному. Но великий подвижник, смиренно поклонившись, сказал:
– Прости мне, владыко святой, от юности не был я златоносцем, а в старости
тем более желаю пребывать в нищете.
Святой же Алексий сказал ему:
– Возлюбленный, я знаю, что таковым было всегда твое житие; теперь же
покажи послушание и приими подаваемое тебе от нас благословение.
При сем он сам возложил на святого крест, а потом начал говорить:
– Ведаешь ли, преподобный, зачем я тебя призвал, и что желаю предложить
тебе. Вот, я держал Богом врученную мне Российскую митрополию, сколько
Господу было то угодно; но теперь уже близок мой конец, не знаю только
дня моей кончины. Я желаю при жизни моей найти мужа, который бы после
меня мог пасти Христово стадо, и никого кроме тебя не нахожу. Мне хорошо
известно, что и князь, и бояре, и духовенство, – словом все до последнего
человека – любят тебя, все станут просить тебя, чтобы ты вступил на архипастырский
престол, так как ты один вполне достоин сего. Итак, восприими теперь сан
епископский, чтобы после моей кончины быть моим заместителем.
Услышав сии речи, преподобный, почитавший себя недостойным такого сана,
сильно смутился духом.
– Прости меня, владыко, – ответил он святителю, – ты хочешь наложить на
меня бремя выше моих сил. Сие невозможно: я – грешный и самый последний
из всех людей, как же дерзну я воспринять столь высокий сан?
Долго убеждал преподобного блаженный святитель Алексий. Но возлюбивший
смирение Сергий остался непреклонным.
– Владыко святой, – сказал он, – если ты не желаешь изгнать меня из сих
пределов, то не говори более о сем и не позволяй никому другому досаждать
мне такими речами: никто во мне не найдет на сие согласия.
Видя, что святой остается непреклонным, архипастырь перестал говорить
ему о сем: он боялся, как бы преподобный не ушел в более отдаленные места
и пустыни, и Москва не лишилась бы такового светильника. Утешив его духовной
беседою, святитель с миром отпустил его в обитель.
По прошествии некоторого времени святой митрополит Алексий скончался;
тогда все усиленно просили Сергия воспринять Российскую митрополию. Но
преподобный пребывал непреклонным как адамант. Между тем на архипастырский
престол вступил архимандрит Михаил; он дерзнул облечься в святительскую
одежду и возложить на себя белый клобук прежде своего посвящения. Полагая,
что Сергий воспрепятствует его дерзновенному намерению и сам пожелает
занять митрополию, он начал строить козни против преподобного и его обители.
Блаженный, узнав о сем, сказал своим ученикам:
– Возносящийся над сею обителью и над нашей худостью Михаил не поучит
желаемого и даже не увидит Царяграда, ибо он побежден гордостью.
Пророчество святого сбылось: когда Михаил плыл на корабле в Царьград для
посвящения (22), он заболел и скончался, а на престол быв возведен Киприан
(23). ________________________________________________________________________
1 Составлено на основании жития прп. Сергия, написанного
учеником преподобного Епифанием в XV веке, и других пособий.
2 Год рождения преподобного Сергия в точности неизвестен, вероятно оно
было в 1314 году.
3 На месте древнего Радонежа находится ныне село Городище или Городок;
оно расположено между Москвой и Троице-Сергиевой Лаврой, в 12 верстах
от последней.
4 Монастырь сей имел в то время два отделения – одно для иноков, другое
для инокинь.
5 Феогност был митрополитом с 1328 до 1353 г.
6 Их память совершается 7 октября.
7 Имя Сергий – древнеримское, обозначает «высокий, почтенный».
8 Переяславль Залесский – ныне уездный город Владимирской губернии.
9 Авва – отец.
10 Филофей был патриархом от 1354 г. до 1355 г., и во второй раз с 1362
до 1376 г.
11 Параманд – небольшой четвероугольный плат с изображением Страстей Господних.
12 Покровского уезда Владимирской губернии.
13 Память святого Стефана, просветителя Перми, празднуется 27 апреля;
его мощи почивают в Московском соборе Спаса на Бору.
14 В память сего и доселе сохраняется в Троице-Сергиевой лавре такой обычай:
перед последним блюдом, по звуку колокольчика, все монашествующие встают,
очередной иеромонах произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи
Иисусе Христе, помилуй нас», – после чего все опять садятся оканчивать
трапезу.
15 Князь Владимир Андреевич Серпуховский, в пределах которого находилась
Троицкая лавра, сподвижник Димитрия Иоанновича Донского в Куликовской
битве. 16 16 августа празднуется перенесение из Ефеса в Константинополь
нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, бывшее в 944 г.
17 Спасо-Андроников монастырь был основан в 1361 г.
18 Чудо архистратига Михаила воспоминается 6 сентября; Чудов монастырь
в Кремле был основан в 1365 г.
19 Начало Симонова монастыря – около 1370 года.
20 Сначала Коломенский Голутвин монастырь, основанный около 1385 года,
находился в 4 верстах от города Коломны при впадении реки Москвы в Оку;
но в XVIII веке сей монастырь перенесли в самый город, почему он и стал
называться «Новоголутвиным».
21 Высоцкий монастырь, прозванный так потому, что расположен на высоком
берегу реки Нары, был основан в 1374 году.
22 В то время российская церковь была еще подчинена патриарху Константинопольскому.
23 Он был митрополитом с 1354 по 1391 год.
|