Смысл Пятидесятницы
Монах
Феогност (Пушков)
Есть два образа, с которыми неразрывно связан праздник Пятидесятницы:
один из них исторический, другой - анагогический, или нравственный.
Современный праздник уходит своими корнями в глубокую древность Ветхозаветной
Церкви. В церковном песнопении на День Крестовоздвижения есть такие слова:
"Неплодящей прежде Церкви ныне процвело древо Креста" (Канон
на Воздвижение Креста. Утреня, песнь 3, ирмос). "Неплодящая Церковь"
- это Церковь ветхозаветная, которая образовалась у подножия Синая именно
в пятидесятый день после Пасхи и исхода из Египта (см. кн. Исход).
Позже, когда ветхий Израиль войдет в землю обетованную, Господь часто
будет повторять ему: "Когда вы были еще не народ, люди многочисленные,
я избрал вас, освятил и сделал Своим народом". В наше время странно
слышать такие слова, ведь для нас народ это и есть "люди многочисленные".
Но на языке Библии люди многочисленные - это толпа. А народ - это люди,
принявшие определенную структуру. Народ Божий - это люди, принявшие Божию
структуру, вошедшие в Его область, признавшие Его Своим Господом, то есть
Господином. Структура Божия - это Церковь. Посмотрите, наши современники
часто уверяют, что верят в Бога, но не испытывают нужду в Церкви. Да,
они могут действительно верить в Бога, но и бесы веруют, только любви
не имеют. А те, кто возлюбил Господа - те пожелали стать Его народом,
Его Церковью, и Бога всемогущего признали Своим Господином. Одной веры
в бытие Божие для такого шага недостаточно - нужны еще и доверие и покорность.
Стать народом Божиим - это значит, войдя в структуру Церкви, признать
ее нормативные требования, отказаться от своих эгоистических амбиций и
всю жизнь превратить в служение Богу. Это относится не только к священникам
и монахам, но и ко всем, кто принял крещение в Церкви и стал христианином.
У подножия Синая толпа выходцев из Египта становится народом Божиим. Господь
освящает этот народ, очищая его грехи и скверны. В Исх. 24 описано, как
произошло рождение ветхозаветной Церкви: Господь предлагает условия вступления
в союз с Ним, то есть условия того, чтобы эти люди стали Церковью Божией;
народ принимает условия и приносит священную жертву, кровью которой он
окропляется со словами: "Вот кровь завета, который заключил Господь
с вами" (Исх.24:8). Таким образом, они совершили священнодействие
и стали народом Господним. Это было на пятидесятый день после их выходя
из Египетского рабства, а потому праздник был назван Пятидесятницей: видимо,
народ не мог найти никакого изысканного выражения, могущего выразить их
радость, а потому и назвали это событие весьма простым словом. Так зародилась
Церковь Ветхого Завета, причем она была еще неплодной, сухой, так как
мера благодати Божией, которую могли вместить в себя люди того времени,
была еще малая - лишь во Христе мы обретаем полноту благодати, которая
дается даром, из любви к нам.
Рождение Святым Духом новозаветной Церкви совершилось именно в день памяти
Рождения Церкви ветхозаветной, в день Пятидесятницы. Это не случайно:
Бог показал преемство Нового Завета: Ветхий Завет достиг своей полноты,
смысла в Новом.
У Апостола Павла дважды - в послании к Рим. и в послании к Гал. - встречаем
указание на то, что все исторически значительные события Ветхозаветной
Церкви были прообразами Новозаветных. Это не значит, что все ветхозаветные
события не ценны как исторические факты: давая уставы и законоположения
ветхому Израилю, Бог живописал в этих событиях прообразы грядущих. Он
сделал так, что смысл ветхозаветных событий и уставов вполне может быть
постигнут только во Христе, в свете совершенного откровения Нового Завета.
Христос - "Исполнение" Закона и пророков. Для современного человека
"исполнить", значит "выполнить": эти слова стали почти
синонимами. Но изначально это не так: выполнить - значит завершить, что-то
сделать. Исполнить же, значит "наполнить", довести до полноты,
до завершенности, то есть до конца. Полнота всего Ветхого Завета явлена
нам во Христе, Который и есть смысл всего, сказанного и сделанного до
Него. День рождения Ветхозаветной Церкви у подножия Синая был прообразом
дня рождения Новозаветной Церкви в Сионской Горнице.
При чтении книги Деяний Апостольских в переводе на русский язык нельзя
увидеть там одной очень важной детали, которую открывает нашему взору
язык греческого оригинала: В синодальном русском переводе читаем: "при
наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе" (Ден.2:1).
Греческий оригинал представляет более сложную конструкцию: "esan
apantes omothumadon epi to auto", что на русский язык можно перевести
приблизительно так: "были все единодушно на тоже самое". Греческое
"epi to auto" означает, что люди, по отношению к которым эта
фраза была сказана, заняты каким-то непременным для них действием, о котором
уже было сказано выше. "Epi to auto" - это что-то важное, что
является самоочевидным и не требует особого разъяснения. Из позднейшей
христианской письменности мы можем понять, что самоочевидной для них была
Евхаристия. Этой же фразой первые христиане называли свои Евхаристические
богослужения, свои первые литургии. Т.о. апостолы в сионской горнице собрались,
чтобы совершить вечерю по заповеди Христа. Но Евхаристия - это не только
воспоминание о Христе: это причастие Самому Христу. А причаститься к Вечности
человек сам не может: лишь Благодать Святаго Духа может разорвать узы
времени и приобщить человека ко Христу. Итак, Святой Дух сошел на собранную
Церковь, чтобы освятить ее и превратить Трапезу Воспоминания о Христе
в Трапезу Причастия ко Христу: Он освятил Церковь во Христе. Пятидесятница
неповторима, но у каждого человека есть момент, когда он приобщается к
ней: это Таинство миропомазания, которое святые отцы называли личной Пятидесятницей,
когда человек входит в священное пространство Церкви. Пятидесятница неповторима,
но сила Святаго Духа в нас постоянно действует, раскрываясь в новом ракурсе.
Второй образ, который неразрывно связан с христианским праздником - образ
вавилонской башни и смешения языков. "Когда сошел, сливая наречия,
разделил народы Всевышний, а когда огненные языки раздал, к соединения
всех призвал, и в согласии славим Всясвятаго Духа". Чтобы понять
это чудо, нужно вникнуть, что означает смешение языков в Вавилоне.
Когда люди разных национальностей общаются в мире и взаимопонимании, мы
говорим: "они нашли общий язык", или "они общаются на одном
языке", - и для нас не важно, что один из них - француз, другой -
араб, а третий - русский, поскольку понятийный аппарат первичен по отношению
к грамматическому в любом языке. Знать язык - значит, обладать его духовным,
культурным корнем, знать его историю и те условия, которые повлияли на
формирование именно его смысловой базы, базы формулировок и определений.
Единство, коалиция может распасться только в случае, если ее цели и методы
каждый видит по-своему, то есть если люди начинают оперировать разными
понятиями, или, что тоже самое, "говорить на разных языках".
В Вавилоне произошло именно смешение языков общения. Это вовсе не предполагает,
будто сразу же в готовом виде образовались отличительные черты грамматики
и лексики разных языков: лингвисты знают, что люди древности могли понимать
друг друга и лишь со временем различия в языках углублялись. Всякое предприятие
держится на единстве, но истинное единство возможно только в Боге. Там,
где в возникает грех, Бог помощником быть не может: Господь покинул тех,
кто воодушевил себя лукавым начинанием и… оно распалось, как дом, построенный
на песке: хлынули потоки человеческой страсти, гордости и эгоизма и как
могли люди сообща построить башню, если каждый тянул "одеяло на себя",
каждый создавал свою собственную башню у себя в душе. Об одной общей цели
уже речи быть не могло, ведь каждый видел в ней только средство для достижения
своей личной, эгоистической цели. Так грех разделил людей.
В первосвященнической молитве Христос просил Отца: "Да будут все
едино в Нас" (Ин.17:11,21). Обратите внимание: не просто "едины",
но - едины в Господе, в Котором только и возможно подлинное и вечное единство.
Всякие другие принципы единства призрачны. Единство - это союз, общение.
Дух Святой нам дарует благодать общения и единства, поэтому Пятидесятница
- обновление общения, которое было расстроено грехом, но восстановлено
силой Святаго Духа во Христе Богом.
Не следует думать, будто создание вавилонской башни - дело прошлое: мы
строим эти башни и сегодня. Не мы ли создаем мир иллюзий вокруг себя,
чтобы "проще" было жить? Не ставим ли мы в этом иллюзорном мире
для себя каких-то личных целей, для которых мы готовы жертвовать многим
самым святым и чистым? Вот вам Вавилон: люди из одного дома живут каждый
в собственном рукотворном мире фантазий, не замечая близстоящего человека.
Но "частная вера немыслима так же, как частное солнце или частная
луна: мировоззрение создается не для того, чтобы соответствовать человеку,
а для того, чтобы соответствовать миру" (Г.Честертон. Книга Иова).
Истина одна, и истина Едина, ибо цельна и неделима. Противостояние истине
есть создание своей собственной "истины", которая есть лишь
только форма многоликой лжи.
© Монах Феогност (Пушков)
2002
|