Слово I на Пятидесятницу
Лев
Великий
I. Сердцам всех правоверных, возлюбленные, хорошо известно, что сегодняшнее
торжество должно почитаться наравне с другими особыми праздниками, и не
сомневаемся мы в том великом благоговении, которое подобает этому дню,
ведь Cам Святой Дух освятил его необыкновеннейшим чудом Cвоего Дара. Считая
с того дня, в который вознесся Господь превыше небес, собираясь воссесть
одесную Бога Отца, нынешний день будет десятым, но он воссиял для нас
еще в тот день, от которого мы ведем отсчет, - в день Воскресения. Заключены
же в нем великие тайны ветхих и новых таинств, в которых ясно показано,
что милость была предвозвещена через закон, а закон был исполнен через
милость. Ибо как некогда еврейский народ был выведен из Египта, и на пятидесятый
день после заклания агнца дан был ему закон на горе Сионе (Исх.19,17 и
далее), так и после страданий Христа, когда был умерщвлен истинный Агнец
Божий, в пятидесятый день после Его Воскресения сошел Святой Дух на апостолов
и прочих уверовавших; поэтому без особого труда усердный христианин может
постичь, что начала Ветхого Завета подчинились евангельским началам и
что тем же Духом дан второй Завет, каким и первый.
II. Итак, как свидетельствует апостольское повествование: При наступлении
дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался
шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом,
где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные,
и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и
начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян.2,1-4).
О, сколь стремительно оказалось слово мудрости и сколь легко усваивалось
преподаваемое там, где учителем был Сам Бог! Ведь для усвоения здесь не
нужно дополнительное разъяснение, опыт исполнения и время для изучения;
и так как Дух истины дышит где хочет (Ин.3,8), то присущие отдельным народам
языки сделались общедоступными в устах Церкви. Итак, именно с этого дня
возвестила труба евангельской проповеди; именно с этого дня потоки благодати,
реки благословений напоили всякую пустыню и всю сушу (Ис.35,6 и далее).
И как для обновления лица земли (Пс.103,30) Дух Божий носился над водой
(Быт.1,2), и для изгнания изначальной тьмы вспыхивали молнии нового света;
так и в сиянии огненных языков принимается огненное красноречие и лучезарное
слово Господа, к которому для уразумения и для истребления греха добавились
способность озарять и сила опалять.
III. И хотя, возлюбленные, чудесен сам внешний образ свершившегося, и
не подлежит сомнению, что в этом ликующем созвучии людских голосов присутствует
величие Святого Духа, однако пусть никто не подумает, что в видимом телесными
очами могла бы открыться Его Божественная сущность. Ибо природа, невидимая
и общая для Отца и Сына, свой дар и дело явила в том образе, в каком пожелала,
однако оставив при этом скрытым свойство своей сущности в Божественности;
ибо как ни Отца, ни Сына, так и Святого Духа не в состоянии коснуться
человеческий взор. Ведь в Божественной Троице нет ни несходства, ни неравенства;
и во всем, что можно помыслить о Ее Сущности (то есть о силе, славе, вечности),
не может быть никакого разделения. И когда, следуя свойствам лиц, один
есть Отец, другой - Сын, третий - Святой Дух, то ведь в них не разная
Божественность, и не различная природа. Ибо как Сын единороден с Отцом
и от Отца, так и Святой Дух - Дух от Отца и Сына [1], то есть не как какое-либо
творение Отца и Сына, но вместе с обоими существуя и владычествуя, Он
вечно исходит из Того, что есть Отец и Сын. И поэтому Господь накануне
дня Своего страдания, предвещая ученикам Своим приход Святого Духа, говорит:
Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же
приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя
говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и
возвестит вам (Ин.16,12-13;15). Следовательно, то, что присуще Отцу, Сыну
и Святому Духу, не имеет различных свойств, но все, что имеет Отец, имеет
Сын, имеет и Дух Святой; и всегда в Троице было это единство, ибо целиком
пребывать там - значит то же самое, что всегда существовать. И пусть не
помышляется здесь ничего временного, никаких степеней и никаких различий;
и так как никто и не в состоянии истолковать то, что свойственно Богу,
то пусть никто не рискует признавать того, что Ему не свойственно. Ибо
извинительнее не говорить достойного о неизъяснимой природе, чем устанавливать
противное ей. Поэтому все, что благочестивые сердца относят к вечной и
неизменной славе Отца, пусть это же самое неотделимо и без различия мыслят
одновременно и о Сыне и Святом Духе. Ведь потому признаем мы блаженную
Троицу одним Богом, что в этих трех лицах нет какого-либо различия в сущности,
могуществе, воле и действии.
IV. Поэтому, наравне с арианами, которые хотят, чтобы некое расстояние
было между Отцом и Сыном, равно отвергаем мы и македонян, которые хотя
и воздают равенство для Отца и Сына, но однако принижают природу Святого
Духа; они ведь и не задумываются о том, чтобы прекратить это хуление,
которое не будет прощено судом ни в настоящем, ни в будущем веке, ибо
говорит Господь: Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится
ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке,
ни в будущем (Мф.12,32). Пребывая же в этой нечестивости, лишаются они
милости, ибо не допускает их к Себе Тот, через Которого они могли бы исповедоваться;
и никогда не смогут прибегнуть к исцелению прощением те, кто не имеет
себе Защитника, Который бы им покровительствовал. Ибо именно благодаря
[Святому Духу] возможно и призывание Отца, и слезы кающихся, и воздыхания
молящихся: и никто не может называть Иисуса Господом, как только Духом
Святым (1Кор.12,3); равное всемогущество Которого с Отцом и Сыном и одинаковую
Божественность с наибольшей наглядностью проповедует Апостол Павел, говоря:
Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один
и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во
всех (1Кор.12,4-6).
V. Этими и прочими свидетельствами, возлюбленные, которыми несчетно сияет
власть Божественных изречений, единодушно побуждаемся мы к почитанию Пятидесятницы,
ликуя во славу Святого Духа, через Которого освящается вся Кафолическая
Церковь, наполняется всякая разумная душа; ведь Он есть вдохновитель веры,
учитель знания, источник любви, знак целомудрия и основа всякого нравственного
совершенства. Пусть же радуются души верных тому, что во всем мире один
Бог - Отец, Сын и Святой Дух, прославляемый исповеданием всех языков;
и еще тому, что это знамение, явившееся в образе огня, и ныне продолжается
в делах и дарах. Ибо Сам Дух истины стремится, чтобы сиял дом славы Его
и Его света, и хочет, чтобы в храме Его не было ни мрака, ни холода. Его
силой и учением даровано было нам очищение с помощью поста и милостыни.
Ибо вслед за этим почитаемым днем следует время целительного поста. Его
великую пользу испытывали на себе все святые, и к ревностному исполнению
его увещеваем мы и вас своим пастырским служением; так что если в последние
дни вы согрешили небрежением или беспечностью, то и это пусть также исправится
строгостью поста и исцелится благоговением и любовью. Давайте же будем
поститься в среду и пятницу, а в субботу с привычным соблюдением обычаев
будем отправлять всенощное бдение; благодаря Иисусу Христу, Господу нашему,
Который со Отцем и Святым Духом - Один Бог, живущий и царствующий во веки
веков. Аминь.
Лев
Великий
Перевод с латинского Д. ЗОТОВА
Leon Le Grand. Sermons // Sources Chretiennes. T. III. Paris, 1961. P.
144-149.
Примечание:
1. Утверждения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, которые
встречаются (как в данном случае у святителя Льва Великого) у отцов Церкви
эпохи патристики, нельзя истолковывать в духе позднейшего католического
филиокве, поскольку до IX века вопрос об исхождении Святого Духа в отчетливой
постановке (исключительно от Отца или же от Отца и Сына) еще не существовал.
- Прим. ред.
Источник:
Журнал Московской Патриархии, N6, 1999
|