88 Юстин - Византийский император с 518-527 г. Когда означенное определение Юстина было привезено в Иерусалим, то собралось бесчисленное множество монахов и мирских, прибыл также святой Савва, и много епископов, и 6-го августа в праздник Преображения Господня определения четырех (Вселенских) соборов, по замечанию списателя жития прп. Саввы Освященного, внесены были в священные постановления. "Таким образом, - заключает списатель жития, - пророчество Божественного старца исполнилось на императоре Анастасии".
89 Здесь разумеется Кесария Палестинская.
90 Память св. Иоанна Хозевита, епископа Кесарийского, совершается Церковью 3-го октября. Наименование "Хозевитской" получил от лавры Хузивской, в которой он провел большую часть своего иноческого жития (в пустынной дикой местности между Иерусалимом и Иерихоном).
91 Патриарх Иерусалимский Иоанн скончался в 524 году. Преемник его, патриарх Петр, патриаршествовал с 524-544 г. Елевферополитский, он назван по своей родине - городу Елевферополю в Южной Палестине.
92 Юстин еще при жизни своей, по причине старости и телесной слабости, по согласию всего Сената, при рукоположении от Константинопольского патриарха Епифания, возсел на императорский престол своего племянника Юстиаиана, еще ранее того управлявшего государственными делами. Юстиниан царствовал с 527-565 г.
93 В 529 году, 12-го января.
94 Самаряне - жители Самарии, срединной области Палестины, на запад от Иордана, получившие свое имя от столичного города Самарии. Самаряне представляли из себя враждебную Иудеям секту, признававшую из священных книг лишь одно Пятикнижие Моисеево за истинное Откровение Божие, отвергавшую, все прочие книги Писания и Иудейские предания и утверждавшую некоторые неправильные мысли о Мессии, об Ангелах, о воскресении мертвых и будущей жизни и т. д.
95 Неаполис - ныне Наблус - древний Сихем, город в долине между горами Гаризин, где был храм Самарянский, и Гевал, в прекрасно цветущей доныне местности.
96 Св. Епифаний - патриарх Константинопольский с 520-535 г. Память его - 25 августа.
97 Виттиг - один из последних королей Остготского государства в Италии, основанного Теодорихом Великим в 493 г. Виттиг царствовал в 537-538 г Остготское королевство было завоевано знаменитыми полководцами Византийского императора Юстиниана Велизарием и окончательно Нарзесом в 564 году.
98 Гелимер - последний король Вандальского государства в Северной Африке, на месте древнего Карфагена. Вандальское королевство было разрушено и завоевано Византийским полководцем Вирдизарием в 531 году. Взятый в плен, Гелимер отослан был в Константинополь, где сопровождал Велизария в его триумфальном шествии.
99 Царский указ касался, главным образом, уничтожения ересей арианской, монофпзитокой, Несториевой и Оригеновой и Самарянских лжеучений и об утверждении православия.
100 Преп. Савва Освященный преставнлся в 532 году.
101 О мощах преп. Саввы списатель его жития, инок Кирилл, много времени спустя, писал: "Тело его до настоящего дня сохранилось во гробе в целости и нетлении. Это я сам своими глазами видел в прошедший индиктион. Когда открыли драгоценный гроб, дабы положить в него останки блаженного Кассиана, то я сошел в него, чтобы поклониться мощам Божественного старца, и увидел, что они были целы и нетленны". Мощи преп. Саввы, как живого, видел в его Лавре русский паломник начала VII в., игумен Даниил. Обитель его доселе стоит у потока Кедрона, около 13 верст на восток от Иерусалима и пользуется широкою известностью на Востоке и славой строгой, подвижнической жизни своих иноков. Впоследствии мощи преп. Саввы перенесены были латинянами в Венецию, где ныне почивают в церкви св. Марка.
102 Литра, византийская мера веса, равная 72 золотникам, стоила в серебре до 42 р.; таким образом сто литр серебра равнялись слишком тысяче рублей.
103 Киновия св. аввы Маркиана находилась около Вифлеема.
104 Прп. Савва Освященный написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем Иерусалимского и принятой всеми Палестинскими монастырями. По свидетельству Симеона Солунского, "божественный отец наш Савва изложил устав, приняв его от преподобных Евфимия и Феоктиста (бывших первыми наставниками Саввы в подвигах пустынных), а они приняли от бывших прежде них и от исповедника Харитона", скончавшегося в 270 году, т. е. короче по преданию Апостольскому. Впоследствии Устав Саввы Освященного обогащен был многими необходимыми и важными дополнениями, согласно требованиям благочестия; еще позднее он затерялся и был возобновлен Софронием, патриархом Иерусалимским.