1 Под именем Галлии в древнем мире известна была обширная страна, обнимавшая собою, кроме нынешней Франции, еще и Бельгию, часть Нидерландов, Зарейнские области Германии и большую часть Швейцарии. Сверх того, отец св. Амвросия Медиоланского, по имени также Амвросий, был наместником также Испании. У него были и другие дети, старше Амвросия -дочь Марцеллина и сын Сатир, западною церковью также причисленные к лику святых.
Амвросий Медиоланский родился около 340 года в городе Трире, где жили тогда его родители.
2 По выражению составителя жития св. Амвросия, диакона и секретаря его Павлина, в этом случае "в нем говорил дух Господень, который приуготовлял его к священству".
3 В Риме, недалеко от Капитолия, доселе еще показывают дом, в котором воспитывался св. Амвросий. Дом обращен в церковь и монастырь дев его имени.
4 Лигурия - страна, границы которой на западе со стороны Галлии составляли: река Варус и приморские Альпы, на юго-востоке со стороны Италии р. Макра, на севере - р. Падус, на юге-лигурийский залив. Таким образом эта страна обнимала нынешнюю южную Францию, пограничную с Италией и часть северо-западной Италии, Ниццу, Геную, Южный Шемонт и западную часть Пармы и Шаченцы.
5 Эмилия - провинция Галлии, расположенная между Лигурией и Фламинией, приблизительно в средней части нынешней северной Италии.
6 Медиолан - древний город т. н. Цизальпинской Галлии или нынешней северной Италии, - центр процветания наук и искусств; ныне - главный цветущий город Итальянской области Ломбардии, с многочисленным населением.
7 Эти слова как бы пророчески предзнаменовали будуще славное святительское служение св. Амвросия в сем городе.
8 Тицин - древний город в Цизальпинской Галлии, на главной дороге из Рима в Галлию,- ныне Павия, значительный город северной Италии при р. Тичино, недалеко от впадение ее в По.
9 Валентиниан I или Старший-император Западной Римской империи, царствовал с 364-375 г.
10 Это было 7-го декабря 374 г. Св. Амвросию в это время было всего 34 года. Посвящение Амвросия одинаково одобрили епископы как восточной, так и западной церкви, считая его дело исключительным. Правда, это рукоположение не было строго каноническим, но канон Никейского собора делал исключение, когда наречение обусловливалось высшим божественным указанием, как это и было в настоящем случае. Св. Василий Великий, в ответ на извещение его о посвящении Амвросия, написал письмо, в котором благодарил Бога за избрание. "Бог, соделавший пророка из пастуха Амоса, - пишет вселенский учитель в этом письме, - теперь соделал епископа из Амвросия, человека благородного происхождения, высокого сана, возвышенного характера и изумительного красноречия, который тем не менее презрел все эти земные отличия, чтобы приобресть Христа... Мужайся же, о муж Божий".
11 Феодорит, епископ Киррский, - церковный историк V века.
12 Дамас 1-й - Римский папа с 366-384 г.; известен в истории Церкви своими ревностными трудами в защиту православия в борьбе с арианством и другими ересями.
13 Святой Амвросий слушал устные наставление сего Симплициана, которого любил, как своего отца, который имел огромное влияние на образование Амвросия в деле веры и впоследствии сделался его преемником по епископской кафедре в Медиолане (Милане). Кроме того, Амвросий ревностно читал и изучал творения знаменитого Оригена, Дидима, святого Василия Великого, с которым находился в близком дружественном общении, святого Григория Богослова и других выдающихся отцов и учителей Церкви. По словам блаженного Августина, впоследствии епископа Иппонийского и знаменитого учителя Церкви, обращенного из язычества в христианство святым Амвросием, последний сидел в своем доме в течение коротких промежутков непрерывных занятий, устремив свои глаза на книгу и забывая о всем, что происходило вокруг него. При таких ревностных занятиях, обладая высокими способностями и знанием светских наук, особенно же греческой литературы, Амвросий оказал в короткое время удивительные успехи и в христианской науке.
14 Сатир среди этого подвига и скончался - по одним в 378 году, по другим позднее (Римская церковь чтит его в святых 17 сентября, равно как и сестру святого Амвросия Марцеллину под 17 июля). - Сам же Амвросий, немедленно по вступлении на епископскую кафедру, освободился от всякого мирского попечения должным распределением своих имений. Серебро и золото он предоставил в пользу бедных, имение были отданы Церкви, причем сестре своей он предоставил пожизненное пользование ими.
15 Усвоив своим умом и сердцем Святое Писание и истины святой веры, Амвросий с великим усердием стал проповедывать народу, не оставляя его ни в но воскресный и праздничный день без поучения и пользуясь всяким случаем к тому, а иногда не один раз в день восходил на церковную кафедру; слово его было удобопонятно для слуха, голос его тих, и потому в храме, во время его проповеди, царствовала