- Прошу тебя, - сказал тогда святой, - сохранить такой порядок судопроизводства и для меня.
- И для тебя, и для всех, - отвечал правитель, - законы необходимо соблюдать ненарушимо со всем должным к ним уважением.
- Итак, прошу тебя, - заметил святой, - пусть твоя строгость будет соединена с милосердием и ты, как мудрейший из всех, благоволи больше выслушивать увещание, чем увещавать сам, разумно обсуждая всякий предмет. В противном случае, без всяких рассуждений и законов - мучь, убивай, делай, что хочешь.
- Говори смело и свободно, что хочешь, - отвечал правитель, -суд будет основан более на увещаииии, чем на страхе.
Святой Евстратий спросил:
- Каким богам прикажешь принести жертву?
- Сначала Зевсу, - отвечал правитель, - а потом Аполлону и Посейдону
6
.
- От каких же мудрецов, или бытописателей, или пророков слышали вы, что должно кланяться Зевсу и прочим мнимым богам?"
- От Платона, Аристотеля, Гермеса
7
и других философов, - сказал правитель, - и если бы ты знал их, то чтил бы их память, Евстратий, как мужей боговдохновенных и дивных".
- Мне не безизвестны их учения, - отвечал святой Евстратий, - так как я занимался ими с юных лет и хорошо изучил еллинские науки и искусства; и если прикажешь, то начнем сперва с Платона.
Правитель стал ссылаться на сочинение Платона "Тимей"
8
, из которого будто бы ясно видно, что Платон усердно почитал языческих богов и богинь
9
. Евстратий, на основании того же сочинения премудрого Платона, доказал, что он явно и сильно осуждал самого Зевса, которого язычники считают властителем богов и людей, неба и земли, и утверждал, что Бог - источник и виновник всякого блага, каковым, по языческим басням, Зевс отнюдь не был; при этом, святой указывал на различные басни язычников, в подтверждение приводя также и слова знаменитейших языческих поэтов, как-то: Гомера и Эсхила
10
.
- Я терплю твою дерзость, - сказал на это правитель, - только потому, что сам люблю рассуждать. Итак скажи мне, как можете вы признавать Богом Того, Которого ты чтишь, как Бога, когда Он был человек, который был осужден и пригвожден ко кресту?
Святой отвечал:
- Если ты согласен терпеливо выслушать меня, то я спрошу тебя сначала о некоторых предметах, о кторых я собирался тебя спросить, а затем уже изложу тебе по порядку всё, о чем ты меня спрашивал.
- Даю тебе право, - сказал правитель, - говорить решительно всё, чего бы только ты ни пожелал.
- Всякий человек, - продолжал Евстратий, - обладающий здравым умом, должен представлять себе Бога, как праведного, непостижимого, неописанного и неисповедимого, неизменного и превышающего всё сущее Своими Божественными свойствами. Не так ли думаешь и ты, премудрый судия?
- Да, думаю так, - ответил судия.
- К сему нужно прибавить, - заметил святой, - и то, что в Боге нет никакого недостатка или несовершенства, но что Он - совершен во всём?
- Несомненно так, - согласился Агриколай.
- Итак что-же? - продолжал Евстратий далее, - не признать ли нам, что существуют еще и другие некоторые боги, имеющие совершенное и нетленное божественное естество?