страдал он, когда с него снимали перед крещением одежды. Святой Поликарп спросил его:
- Веруешь ли, не сомневаясь, что Единородный Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, имеет власть дать тебе здоровье и отпустить грехи?
Транквиллин отвечал:
- Верую, что Христос - Сын Божий и Бог всё может, но я от Его благости ищу только прощения грехов, о телесной же болезни не забочусь.
Все стоявшие около прослезились от радости и молили Господа, чтобы Он показал плод веры мученика. Когда началось крещение, и Транквиллин был спрошен: "веруешь ли в Бога Отца, Сына и Святого Духа?" и когда он отвечал: "верую", то не успело еще слово то сойти с его уст, как освободились от болезненных уз руки и ноги его, утвердились его ступни и колена, вся немощь старости отступила от него, обновилась, "подобно орлу, юность твоя" (Пс.102:5), - и он воскликнул:
- Ты Единый истинный Бог, Коего не знает сей окаянный мир!
После него все остальные крестились по одному. И в продолжения 16 дней, которые остались от данного Маркеллину и Марку времени, ночью и днем прославляли они Бога церковными песнями и псалмами, утверждались в вере и готовились к мученическому подвигу за имя Христово.
Когда приближался конец 30-дневному сроку, епарх города Рима Агрестий Хроматий призвал к себе Транквиллина, отца Маркеллина и Марка, и спросил его о сыновьях, - согласились ли они отступить от христианства.
Транквиллин отвечал:
- Не нахожу слов, чтобы благодарить тебя за твои благодеяния: если бы ты, по своей кротости, не остановил и не отдалил на столько дней смертный приговор моих сыновей, то и я лишился бы их, и сыновья мои лишились бы отца. Все родные, любящие друзья и, думаю, что и твоя светлость порадуется со мной, так как мертвым дана жизнь, скорбным веселие, печальным возвратилась радость.
Тогда епарх, думая, что сыновья Транквиллина хотят поклониться богам, сказал:
- Приходите в последний день и пусть сыновья твои произведут должное каждение фимиама богам.
Услышав сие, Транквиллин сказал:
- О светлейший муж! Если бы ты справедливо рассудил о том, что случилось со мною и сыновьями моими, то мог бы понять, как велико и сильно имя христианина.
Епарх сказал:
- Не беснуешься ли ты, Транквиллин?
- До сих пор я бесновался и телом и душою, - отвечал Транквиллин, - но как только уверовал во Христа, тотчас же получил здоровье души и тела.
- Как вижу, - сказал епарх, - я не для того отдалил казнь твоим сыновьям, чтобы ты отвратил их от их заблуждения, но, чтобы они тебя склонили к своему заблуждению!
Транквиллин отвечал:
- Умоляю твою светлость рассудить, какие дела следует называть заблуждением.
Епарх сказал:
- Скажи сам, что должно называть заблуждением.
- Первое заблуждение, - отвечал Транквиллин, - заключается в том, чтобы оставить путь жизни и идти путем смерти.
- Который же путь смерти? - спросил епарх.