В своем же послании к Антиохийцам он снова пишет:
- Вас целует Онисим, пастырь Ефесский.
Отсюда становится известным, что святой Онисим, обошедши много стран и городов, прибыл в Ефес, будучи уже старцем; там пас он некоторое время Церковь Божию, потом быль схвачен неверующими и приведен из того города в Рим, что происходило в царствование Траяна
6
; в Риме же он был отдан на пытку епарху Тертиллу. Епарх спросил святого:
- Кто ты?
Онисим отвечал:
- Я христианин.
Тогда епарх опять спросил:
- К какому сословие принадлежишь ты?
На это святой сказал:
- Некогда я был рабом одного мужа, а ныне я верный раб благого Владыки Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.
Епарх продолжал допрашивать Онисима:
- Почему же ты перешел к другому господину?
Онисим отвечал:
- Потому что я познал истину и возненавидел идолопоклонство.
Тогда епарх спросил:
- Какой ценой ты был продан новому господину?
Онисим отвечал:
- Божий Сын Иисус Христос искупил меня от погибели честною Своею кровью, переселил в нетление, как писано о том в наших писаниях: "не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца" (1Петр. 1:18-19).
Епарх спросил:
- Скажи нам, какую жизнь называют ваши писания суетной?
- Суетная жизнь есть беззаконное прелюбодеяние, которое за малую сладость плотскую готовит вечный огонь страстным грехолюбцам; она же заключается и в сребролюбии, ради которого обижают ближнего, в чародеянии, когда жительствуют с бесами, - последнее зло есть корень всякого навета и ловительства; она есть гордость, когда своим высокоумием возносятся над другими, - зависть, научившая братоубийству Каина и многих других, - злословие и необузданный язык, который распространяет на всех издевательство, словно облако; она есть лицемерие и ложь, противница истины, пособница диавола, чрез которую и Еву прельстил всезлобный враг; она есть гнев, побуждающий на проклятие и возбуждающий брани и убийства отцов, - пьянство, которое сопровождается невоздержанием и порождает сладострастие, побуждая на сквернословие; нет в ней доброго помысла, одно безобразие. Все эти пороки и есть жизнь суетная. Источником такого жития и матерью всего является служение идолам, которое вы совершаете; оно есть основание блудодеяния, учитель неведения Бога, ослепление ума, возбудитель сладострастных страстей; в нем нет чести, оно воюет против Господа всяческих, старается разорить истинное Богопочитание; сие служение - вождь смерти, служитель змея, пища злых, противник добродетели, оно бегает нетления; оно является проповедником пагубного вашего закона, горячим сторонником тьмы и мрака, другом кровопролития, князем ненависти; оно улавливает простых неведающих Бога, чуждо