7 Арий, бывший еще диаконом Церкви в Александрии, был отлучен святым Петром, епископом Александрийским; но преемником св. Петра, престарелым епископом Ахиллом, Арий был помилован, восстановлен в диаконстве и даже посвящен в пресвитеры. Арий занял тогда важное место в Александрии; он был в многолюдном приходе Вокалис председателем, преподававшим вероучение христианское. Арий был учен, безупречен в нравственности житейской, вид имел суровый, рост высокий, поступь имел важную и вся его наружность способствовала к обольщению многих. Одежда его походила на монашескую; он всегда носил тунику без рукавов и очень узкую мантию, а его мягкая речь, притворно вежливое обращение и ласкательства, расточаемые, когда ему было это нужно, привлекали к нему слушателей. Когда после отлучения Ария Вселенским Собором опять решено было, по проискам его единомышленников, обратно принять его в 336 г. в лоно Церкви, Арий, не доходя до храма, скоропостижно захворал, внутренности его вывалились и он умер на площади.
8 Филарета, архиепископа Черниговского, Православное Догматическое Богословие, изд. 1865 г., ч. 1, с. 164. И "Учение об отцах Церкви", изд. 1859 г., т. 2, с. 13.
9 Святой Александр, ревностный защитник православия, бывший епископом Александрийским с 313 до 328 года и прославившейся твердостью в вере. На I Вселенском Никейском соборе в 325 г. он был влиятельным поборником православия вместе со святым Евстафием Антиохийским и со святым Афанасием, которого потом назначил по себе преемником в Александрии. К святому Евстафию, как к известному защитнику православия, св. Александр писал послание об Арии.
10 Исповедниками называются в христианской Церкви те лица, которые во время гонений за веру открыто исповедывали христианство и претерпели за это мучения, но остались в живых. Они пользовались особым уважением среди христиан и им по преимуществу поручалось воссоединение с Церковью падших и отрекавшихся.
11 Святой равноапостольный Константин Великий царствовал в западной половине Римской империи с 306 года, а потом единовластным государем всей империи с 324 по 337 г.
12 Никея была главным городом Вифинии, северо-западной провинции Малой Азии, завоеванной римлянами за 75 лет до Рождества Христова. В древности Никея была богатым и цветущим городом, а ныне на ее месте бедный городок Исник.
13 Святой Афанасий Великий, епископ Александрийский, утверждает, что I Вселенский Собор представлял собою "всю" нашу вселенную, потому что приглашения императора Константина на этот собор были сообщены епископам, находившимся и вне пределов Римской империи, чем и объясняется присутствие на этом соборе епископов Персии и Скифии, стран, не входивших в состав Римской империи
14 Философ значит: любитель мудрости. Философами называются люди, посвятившие себя исследованию высших вопросов бытия о Боге, о начале и законах мира и человека, о конечных целях бытия и тому подобном.
15 На I Вселенском Соборе председательствовали поочередно епископы знаменитейших престолов, и первым из этих председательствующих был святой Евстафий Антиохийский. (Подроб об этом в Истории Церкви Д. Б Вл. Геттэ, изд. 1875 г., т. 3 с. 6-7 и 10).
16 Деяния Вселенских Соборов, издан. в русск. перев. при Казанск. Дух. Акад. Изд. 1859 г., т. 1, с 86-87.
17 Деяния Вселенск. Собор изд. 1859 г., т. 1, с. 104-106.
18 Деяния Вселенск. Собор, изд. 1859 г., с. 145.
19 Деяния Вселенск. Собор, изд. 1859 г., с. 157, 22, 29 и проч. Собор Никейский, Вселенский первый, по словам церковных историков, был "в консульство Павлина и Юлиана, в 20 день месяца мая, в 636 год от Александра царя Македонского", это был 20-й год царствования Константина Великого и 325 год по Р. X.
20 Феон, епископ Мармарикский, и Секунд, епископ Птолемаидский, которые отказались подписать Символ веры, утвержденный всем собором.
21 Известный историк Церкви Феодорит, епископ Кирский, родился в Антиохии на Оронте в 390 г., сделан епископом Кирским, в Антиохийском патриархате, в 423 году, а скончался в 457 году; он принадлежал к числу образованнейших архипастырей Восточной Церкви пятого века.
22 Евсевий, епископ Никомидийский, вместе с епископами Менофонтом Ефесским, Патрофилом Скифополисским, Феогнисом Никейским, Нарсисом Нерониадским, Феоною Мармарикским и Секундом Птолемаидским представили опыт Символа веры, составленный по армянским заблуждениям, которые они старались прикрыть выражениями двусмысленными, но эта уловка была немедленно обнаружена исповедниками правого учения веры, и Символ Евсевия Никомидийского был отвергнут без колебаний, как еретический. Второй опыт Символа, представленный и другим Евсевием, Кессарии Палестинской, был одобрен с тем, чтобы в него было включено слово: "Единосущный". Принято же было собором изложение