Октоихе пятого гласа в среду на вечерне, после двенадцати апостолов упоминает и собор семидесяти двух апостолов.
Благодатными молитвами всех сих апостолов да сподобимся и мы быть причастниками небесного блаженства и лицезреть Высшего Апостола и Архиерея исповедания нашего Иисуса Христа, восхваляя его с Богом Отцом и Святым Духом, во веки веков, аминь.
Евсевий, епископ Кесарии Палестинской, в первой книге своей истории, в двенадцатой главе пишет следующее: "им каждого (из двенадцати) апостола Христова довольно известно всякому из свидетельства евангельских, а перечня семидесяти апостолов вполне точного, нет нигде. Если же внимательнее всмотреться в дело, то можно найти их более семидесяти, придерживаясь только одного свидетельства святого апостола Павла, который в первом посланий к Коринфянам говорит: "Что явился (Христос по воскресений Своем) Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили" (1Кор.15:5-6). Из таковых многих трудившихся в деле благовествования о Христе, в первенствующей Церкви, просветивших верою разные страны подобно святым апостолам, и достойных поэтому имени апостольского, о некоторых упомянем здесь особливо.
Святой Лазарь, бывший мертвым в течение четырех дней и воскрешенный Господом. Во время гонения на церковь Иерусалимскую, после убиения святого первомученика Стефана, он был изгнан из пределов Иудеи (Деян.8:1) и пущен в море на лодке, без весел вместе со святым учеником Господним Максимином и со святым Келидонием, который родился слепым, но был исцелен Господом. По Божественному произволению, лодка приплыла к острову Кипру и святой Лазарь начал проповедовать в городе Кидонии о Христе. Впоследствии он был в этом город рукоположен апостолом Варнавой в сан епископа, и там же на острове Кипре он почил в мире. Святое тело его спустя много лет было обретено на том острове в мраморном ковчеге, на котором была надпись: "четверодневный Лазарь, друг Христов"
120
.
Святой Иосиф, происходивший из Аримафеи
121
и бывший тайным учеником Иисуса Христа, а потом испросивший пречистое его тело у Пилата (Лк.23:50-52; Мф. 27:67; Мрк. 15:42; Иоан. 19:38), также был изгнан завистливыми иудеями из пределов иудейских и проповедовал Христа в Англии, где и преставился. Жителями Англии он почитается как апостол их страны
122
.
Святой Никодим, приходивший к Иисусу ночью послушать его учения (Иоан.3:1-2) и давший благой совет иудеям не осуждать его, прежде чьи услышать его Самого и рассмотрят его дело (Иоан.7:50-51), а потом предавший вместе с Иосифом тело Иисусово погребению и намастивший его ароматами (Иоан.19:39), - также пострадал от иудеев за веру во Христа и Апостольскую проповедь, и был изгнан из Иудеи
123
.
Святой Гамалиил был учителем святого апостола Павла. Он подал благоразумный совет синедриону относительно проповеди святых апостолов, сказав: "если это дело от человеков, то оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его; берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками" (Деян.6:34-40). После мученической кончины архидиакона Стефана, он взял его тело и похоронил у себя в селе недалеко от Иерусалима. Также он скрывал изгнанного за проповедь Христову святого Никодима, которого и похоронил после кончины его, близ гроба святого первомученика Стефана, где потом был погребен и сам
124
.
Евнух царицы Эфиопии Кандакии, крещенный святым апостолом Филиппом на дороге (Деян.8:26-39) и обративший эту царицу к Христу, был первым проповедником о Христе в Эфиопии
125
, где и скончался мученическою смертью.
Святой Закхей, который принял с радостью в доме своем Господа и услышал от Него: "ныне пришло спасение дому сему" (Лк.19:1-10). По вознесении Господнем Закхей