христоборная ересь проклята таким столпом Церкви. Тогда все люди, бес различия пола и возраста, не только христиане, но и еретики, даже сами язычники, собирались к преподобному, говоря:
- Желаем видеть человека Божьего.
Так все называли Антония, и имя его пользовалось такою необычайною славою, что стремились прикоснуться хотя бы к краю одежд его, надеясь и чрез это получить великую для себя пользу. Нельзя и пересказать, сколько бесноватых и страдавших различными болезнями получили тогда исцеления, сколько закрылось идольских капищ, сколько присоединилось к стаду Христову язычников - чрез пребывание Антония в городе, его слова и чудеса
13
. Некоторые, думая, что большое стечении народа стесняет святого, стали отгонять от него народ; но он кротко сказал таким:
- Число приходящих ко мне не больше полчищ демонов, с которыми ведем непрестанную борьбу на горе.
Составитель этого жития, Святой Афанасий Великий, говорит: Когда Антоний возвращался к себе, и мы пошли провожать его, то одна женщина кричала сзади:
- Подожди, человек Божий, умоляю тебя, - подожди! Дочь моя жестоко мучится от беса. Умоляю тебя, - подожди, чтобы и мне, бежа за тобой, не потерпеть несчастья!
Тронутый этими словами и нашими просьбами, дивный старец остановился и не пошел дальше. Когда женщина подошла, а дочь ее была брошена нечистым духом на землю, Антоний помолился в душе Господу Иисусу Христу, - и тотчас нечистый дух оставил больную. Мать ее и весь народ возблагодарили Бога; радовался и сам Антоний, что возвращается в свою любимую пустыню.
Было и то еще удивительно в преподобном, что, не учившись грамоте, он был мудр и весьма рассудителен. Однажды два языческих философа, еллины по происхождению, пришли к Антонию, чтобы испытать и, если можно, победить его в мудрости. Он был на вершине горы и, когда увидал их, то, поняв с первого взгляда, - кто они, сам встретил пришедших и спросил чрез переводчика:
- Зачем вы, мудрецы, приняли на себя труд идти издалека к неразумному и хотите спорить с неосмысленным?
- Мы считаем тебя не глупым, но, напротив, весьма мудрым, - отвечали они.
- Если вы пришли к неразумному, - снова смело обратился к ним Святой, - то труд ваш напрасен. Если же, как говорите, я человек мудрый, то должны следовать тому, кого называете мудрецом, потому что следует подражать мудрым и благочестивым. Если бы я пришел к вам, то мне нужно было бы подражать вам; но так как вы пришли ко мне, как мудрецу, то будьте же, как я, христианами.
И философы ушли, изумляясь и проницательности его разума и изгнанию им бесов, что они видели своими глазами.
Приходили к нему и другие ученые, подобные этим философам, желая посмеяться над ним, как над человеком неученым и неграмотным. Но он пристыдил их и заставил замолчать таким рассуждением:
- Ответьте мне, - сказал он, - что появилось раньше, - ум или письмена, и что из этого дало начало другому: письмена ли создали разум, или разум произвел письмена?
- Ум изобрел и передал письмена, - отвечали они.
Тогда Антоний сказал:
- Итак поэтому, в ком здоровый ум, тот может и не нуждаться в письменах.
Также и в третий раз пришли к нему люди, изучившие всякую мирскую мудрость и превосходившие всех современников своею ученостью. Искусными вопросами стали они допытываться у него основания нашей веры во Христа, - с явною целью поглумиться над