Господа имеющим власть хотения не по Божеству только, но и по человечеству, а особенно мы не отрицаем его двух волей и двояких действий.
Авва Максим отвечал:
- Если вы веруете так, как учит Церковь Божья, и как прилично разумному существу, то зачем принуждаете меня принять "типос", который совершенно отрицает то, что вы говорите теперь?
Епифаний возразил:
- Типос написан ради улажения не совсем понятных истин, чтобы не впал в заблуждение народ вследствие особенной тонкости их выражения.
На это авва Максим ответил:
- Это противно вере, а между тем всякий человек освящается правильным исповеданием веры.
Тогда патриций Троил возразил:
- Типос не отрицает двух волей во Христе, а только заставляет молчать о них ради мира Церкви.
Авва Максим сказал на это:
- Замалчивать слово, значит, отрицать его, как об этом говорит Дух Святой чрез пророка: "Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их" (Пс.18:4). Поэтому, если какое-либо слово не высказывается, то это вовсе не есть слово.
Тогда Троил сказал:
- Имей в сердце своем какую угодно веру; никто тебе но запрещает.
Святой Максим возразил:
- Но полное спасение зависит не от одной сердечной веры, а и от исповедания ее, ибо Господь говорит: "кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф.10:33). Равно и Божественный апостол учит: "сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:10). Если же Бог и Божественные пророки и апостолы повелевают исповедовать словом и языком таинство веры, которое приносит всему миру спасение, то нельзя принуждать к молчанию относительно исповедания, чтобы не умалялось спасение людей.
На это Епифаний злобным голосом воскликнул:
- Подписал ли ты постановления собора, бывшего в Риме?
- Подписал, - ответил святой.
Тогда Епифаний продолжал:
- Как ты осмелился подписать и анафемствовать исповедующих веру так, как прилично разумным существам и как учит католическая церковь? Воистину собственным судом мы приведем тебя в город и поставим на площадь связанного, соберем всех комедиантов, и блудниц и весь народ, и заставим их бить тебя по щекам и плевать тебе в лицо.
На это Святой отвечал:
- Да будет так, как ты сказал. Если же ты утверждаешь, что мы анафемствовали тех, которые признают два естества, соединившиеся в Господе нашем, а равно две воли и два действия, соответствующие каждому естеству во Христе Господе, Который по естеству Божественному есть истинный Бог, а по естеству человеческому - истинный человек, то прочти, господин мой, книгу, заключающую в себе деяния этого собора, и если вы найдете то, что сказали, делайте, что хотите. Ибо я и сотрудники мои, и все подписавшие деяния собора, анафематствовали тех, которые, подобно Арию и Аполлинарию
41
, признают в Господе одну волю и одно действие и не исповедуют Господа нашего и Бога имеющим два естества, в которых Он пребывает, а равно имеет силу хотения и действования, коими совершает наше спасение.