каменьями; потом, разложив костер, бросили на него тело святого апостола для сожжения. Но когда сюда впоследствии тайно от всех пришел святой Марк вместе с прочими братиями, то он нашел тело святого апостола Варнавы невредимым, совершенно не пострадавшим от огня; взяв его, он похоронил его в одной пещере, отстоявшей на пять стадий от города, причем, согласно завещанию апостола, положил на груди его Евангелие
20
. Потом отправился на поиски апостола Павла; найдя его в Ефесе
21
, рассказал ему все о кончине святого апостола Варнавы; святой Павел оплакал кончину Варнавы, Марка же удержал при себе.
После убиения святого Варнавы в городе Саламине поднялось великое гонение от евреев на верующих; поэтому все бежали из этого города и скрывались, где могли. С этого времени пришло в забвение то место, где были положены честные мощи апостола Варнавы. Спустя много лет, когда вера Христова распространилась по всем концам земли, когда Греко-римским царством управляли христианские цари и когда остров Кипр просиял благочестием и правоверием, Господу благоугодно было прославить то место, на котором почивали мощи Апостола Варнавы. На этом месте начали происходить многие дивные чудеса. Так первоначально один недужный, переночевавший на том месте, получил здравие. То же самое случилось и с другим больным. Когда же об этом узнали верующие, то нарочито приходили к тому месту, проводили здесь ночь и получали исцеление от недугов своих. Таким образом место то сделалось всюду известным; поэтому сюда приносили многих немощных и расслабленных; все получали здесь полное исцеление от недугов своих и возвращались в дома свои здоровыми. Приводились сюда также и бесноватые, и тотчас духи нечистые отбегали от людей с громкими воплями. Здесь хромые получали хождение, слепые прозрение, и вообще всякий, кто бы ни был одержим каким недугом, получал здесь исцеление. Жители города Саламина весьма радовались по поводу этого, хотя и не знали, по какой причине на этом месте творились столь великие чудеса, ибо никто ничего не знал о мощах апостоловых; поэтому место то назвали "Местом здравия". Но необходимо знать, каким образом были обретены честные мощи святого апостола.
Некий злой еретик, Петр белильник, по прозванию Кнафей, противник IV Вселенского собора святых отцов
22
, происходившего в городе Халкидоне
23
, и защитник ереси Евтихиевой, а также и пособник зловерия Аполлинариева
24
, в царствование Зенона
25
, хитростью захватил престол антиохийского патриаршества и приносил весьма большой вред своим неправым учением Церкви Христовой. Но он не удовольствовался назначенной ему антиохийской епархией, в которой гнал и преследовал христиан, предавая их многим мучениям; он пожелал захватить под свою власть и остров Кипр, издревле свободный, дабы сеять в нем свое лжеучение и преследовать всех, кто стал бы противиться ему (следует заметить, что кипряне, будучи правоверными христианами, отвергали его неправое мудрствование о том, что на кресте пострадало божество).
Но он всячески старался привлечь их на свою сторону, говоря так: "Так как слово Божие пришло в Кипр из Антиохии, то по этой причине кипрская церковь должна подчиняться патриарху антиохийскому".
По причине всего этого архиепископ кипрский, по имени Анфим, повергся в великую печаль, ибо знал, что тот Петр, пользуясь у царя милостью, очень легко мог достигнуть всего, чего бы ни захотел. И действительно в скором времени пришло приказание царское в Кипр, повелевавшее архиепископу кипрскому прибыть в Царьград для ответа на соборе перед патриархом антиохиянам, требовавшим подчинения острова Кипра епархии антиохийской.
Архиепископ не знал, как ему поступить, ибо и повеление царского ослушаться он не дерзал, и идти в Царьград боялся. Хотя он и проводил святую жизнь, но не обладал даром красноречия и боялся, что будет побежден в споре своими противниками. Посему он начал усердно поститься и молиться, испрашивая со слезами помощи, защищения и совета полезного от Самого Бога.