время появилась толпа моавитян, которые производили набег на землю израильскую. Несшие умершего еще издали увидали неприятелей и бросили труп в близ лежащую пещеру. Это была та пещера, в которой покоился прах пророка Елисеея. Лишь только мертвец коснулся костей пророка, как тотчас ожил и, выйдя из пещеры, пошел в город
24
.
Так и по смерти Бог прославил Своего угодника
25
. За все сие Богу нашему слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь
26
.
Тропарь, глас 4:
Во плоти ангел, пророков основание, вторый Предтеча пришествия Христова, Илия славный, свыше пославый Елисееви благодать, недуги отгоняти, и прокаженныя очищати: темже и почитающым его точит исцеления.
Кондак, глас 2:
Пророк Божий явился еси, сугубую благодать прием, воистинну достойную тебе, Елисее блаженне: Илии бо был еси совсельник, с ним же Христу Богу молися непрестанно о всех нас.
________________________________________________________________________
1 А по иным сказаниям он происходил из колена Манассиина.
2 Город Авел-Мехола находился недалеко от реки Иордана.
3 Хорив - гора в пустыне Аравийской, западная возвышенность того же горного хребта, восточную часть которого составляет гора Синай.
4 Милоть - верхняя одежда, плащ.
5 Цари других народов на войне употребляли коней и колесницы. Поэтому Елиссей назвал великого Илию колесницею Израилевой и конником, так как его одного было достаточно для того, чтобы поразить врагов и даровать победу соплеменникам (блаж Феодор, вопр 8).
6 Кармил - гора в колене Иссахаровом; здесь часто пребывал пророк Илия (3Цар.18:19).
7 Руно - шерсть, шкура.
8 "Возливал воду на руки Илии", т.е. был постоянным служителем пророка Илии, и посему является пророком, заслуживающим полного доверия, как сказал о Елиссее царь иудейский Иосафат (4Цар.3:12), видимо уже слышавший о нем.
9 В том, что пророк Елиссей для приготовления своего духа к воспринятию откровения или для успокоения духа от гнева на царя Иорама (4Цар.3:13-14), прибегает к действию струнной музыки, после чего "была Рука Господня на нем" (ср. 3Цар.18:16; Иер.1:9), усматривается, во-первых, известный в древности обычай - прибегать к музыке (ср. 1Цар.16:16) для отвлечения духа от внешнего мира, успокоения и возбуждения; во-вторых, употребление музыки (с пением гимнов) в пророческих школах(1Цар.10:5), с которыми прор. Елиссей стоял в тесной связи. По словам блаж. Феодорита, "священники по Моисееву закону, употребляли трубы, а левиты - гусли, псалтири, кимвалы и другие музыкальные орудия. В употреблении же у них при сем было Давидово духовное сладкопение. Одного из этих певцов велел призвать пророк. И когда певец воспевал, благодать Духа назнаменовала, что делать" (вопр. 12 на 4Цар.).
10 3Цар.18:3 и след. Намерение кредитора продать в рабство детей вдовы оправдывалось буквой закона (Лев.25:39; Исх.21:2) и жестокой практикой жизни (Мф.18:25).
11 Город Сонам или Сунем находился в колене Иссахаровом (Нав.19, 18) против гор Гелвуя (1Цар.28:4), близ Кармила.
12 Болезнью сына благочестивой женщины, видимо, был солнечный удар (Иудифь 8:2-3; Пс 120:6).
13 Действие пророка при воскрешении умершего ребенка очень сходны по существу с действиями прор. Илии при воскрешении сына вдовы Сарептской (3Цар.17:19-23). Пророк Елиссей "собственные свои орудия чувств приложил к орудиям чувств умершего, чтобы умерший стал причастен жизни живого, очевидно, по действию духовной благодати, дарующей жизнь" (блаж. Феодор, вопр. 18). Чудо это прообразовало воскресение Господа Иисуса Христа. (Повествование 4Цар.4:8-37 читается в качестве паремии 12-й на вечерне в Великую субботу).
14 Ваал-Шалиша (ср. 1Цар.9:4) - город, по предположению, в колене Ефремовом.
15 Проказа - это самая страшная и отвратительная, заразительная болезнь; она господствует преимущественно в странах с жарким климатом, особенно в Египте, Палестине, Сирии, Аравии, Индии и вообще на Востоке. При развитии этой болезни кожа делается белой, потом пухнет, сохнет, покрывается струпьями и язвами с отвратительным запахом, далее отпадают члены тела, и по большей части в конце концов пораженные этой болезнью умирают в страшных мучениях.
16 Когда Нееман прибыл к дому пророка Елиссея "он, храня закон, как живущие под законом, не согласился видеть Неемана, как прокаженного (по закону Лев.13:14), а приказал ему семь раз измыться в р. Иордан" (блаж. Феодор, вопр. 19).