- Я исповедую и почитаю Троицу: верую во Отца, исповедую Сына и поклоняюсь Святому Духу.
После этого игемон сказал;
- Поведай мне, как ты веруешь в одного Бога, а трех исповедуешь?
На это святой мученик ответил так:
- Хотя ты и плотской человек и не разумеешь того, "что от Духа Божия" (1Кор.2:11), однако ради предстоящих людей я тебе отвечу на твой вопрос. Как ты, будучи человеком, имеешь слово и дыхание, так и всесильный Бог Отец имеет Свое Слово и всесвятого Духа Своего; Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его Своим образом, вдохнув в него дух жизни, и поселил его в раю; но когда сатана, исполняющий ныне через тебя свою волю, принудил человека к преступлению заповеди Божией, как он и теперь через тебя это делает, - и таким образом отторг его от исполнения повелений Божиих, - тогда Бог, желая восстановить погибшее создание рук Своих и привести его на путь истинный, послал на землю Сына Своего, то есть - Слово; и так, сие Слово Божие вселилось в Пречистой Деве и родилось от Нее - через Него-то Бог Отец и даровал спасение миру.
После этого игемон спросил:
- Разве какое-либо слово рождает человека?
Святой на это ответил:
- Не разумеешь ты тайн Божиих. Но если бы ты познал силу всесильного Бога, то уразумел бы, что Тот, кто от персти создал человека и основал на водах землю, утвердил небеса и сотворил все естество, - что Тот-то именно и есть Христос. Но так как естество человеческое не может зреть Божества, то поэтому милосердый Господь, из-за Своей любви к роду человеческому, стал человеком и принял на Себя человеческое естество, дабы - как единым первозданным человеком смерть вошла в мир, так через единого Человека Господа нашего Иисуса Христа произошло бы воскресение мертвых (Рим.5:13).
Тогда игемон сказал:
- Что ты говоришь? Разве будет воскресение мертвых? На это святой мученик ответил:
- Да, будет; иначе как же Бог станет судить мир, если мертвые не восстанут?"
Максим сказал:
- Не хочу, чтобы ты мне говорил эти лживые слова; итак, поверь; как умрем, так мертвыми и будем лежать.
- Ты это правду сказал, - ответил мученик, - что вы мертвы, ибо веруете в мертвых идолов, и потому никогда не придете в воскресение живота, но войдете лишь в воскресение суда и вечной муки; но только подобает всем людям предстать перед судище Христово и дать ответ о всем соделанном (2Кор.5:10).
Тогда мучитель повелел воинам связать мученика железными оковами и держать его заключенным в темнице.
На другой день, рано утром, Максим снова повелел раба Божия Дулу представить на суд, и когда мученик явился, он сказал ему:
- О нечестивый, какая тебе польза хулить наших богов?
Блаженный на это ему ответил:
- Я великую награду приемлю от Бога моего, когда укоряю ваших богов; а тебя еще живым постигнет казнь Божия.
Тогда Максим, желая осквернить святого жертвоприношением, сказал предстоящим слугам;
- Вложите в рот его жертвенное мясо и вино.
После этого блаженный сказал:
- Если ты и весь свой богомерзкий жертвенник измоешь и все это вольешь в уста мои, - то и тогда нимало этим не осквернишь раба Божьего.
На это мучитель воскликнул:
- Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей!
Святой мученик на это ответил: