запрещено было насильственно привлекать христиан на языческие празднества. Сделавшись единодержавным, Константин Великий уничтожил указы и постановления прежних императоров, изданные против христиан; он возвратил права, имущество и свободу всем, лишившимся их в прежнее время за исповедание христианства. Особым указом им было предписано посвящать Богу воскресный и другие праздничные дни; во время праздников закрывались зрелища и суды. В церкви Константин Великий старался поддерживать мир и согласие; для прекращения арианских смут им был созван первый Вселенский собор в Никее (325 г.). Не желая пребывать в Риме, где язычество было особенно сильно, Константин Великий перенес столицу в Византию; здесь он уничтожил идолов и украсил город христианскими храмами. В 337 г. он принял крещение, после которого вскоре умер на 65 г. жизни. В V в. Церковь причислила Константина к лику святых; память его 21-го мая.
2
Констанций, сын Константина Великого, по смерти отца получил восток, Азию и Египет; в 361 г. победив убийцу брата своего Констанса, Магнеция, он соединил под своею властью всю римскую империю. Он разрушал языческие храмы или отдавал их христианам для обращения в церкви; несколько раз им издавался закон, под страхом смерти запрещавший языческие богослужение. Но своим сочувствием ереси Ария Констанций сильно увеличил религиозные раздоры того времени; он преследовал православных епископов, не разделявших заблуждений ариан, низводил их с кафедр и даже подвергал заточению; при нем ариане занимали высшие места в государстве. Констанций умер в 361 г. во время похода против своего двоюродного брата Юлиана, провозглашенного войсками в Галлии императором, куда он сам его назначил главнокомандующим. Григорий Назианзин сообщает, что пред смертью Констанций раскаивался в своем преследовании православных.
3
Родоначальником арианской ереси был пресвитер александрийский Арий. Он отрицал единосущие Сына Божия с Отцом, почитал Иисуса Христа творением и не признавал за Ним божественных совершенств, - всемогущества, всеведения и проч. Ересь Ария подверглась решительному осуждению на первом (326 г.) и втором (381 г.) Вселенских соборах, при чем было установлено равенство Сына Божия о Отцом, что и исповедует каждый христианин во втором члене Символа Веры, которой был составлен отцами 1-го всел собора. В V- в. арианство исчезло из римской империи, но возродилось в Германии среди готов, бургундов, вандалов и лонгобардов.
4
Македоний был епископом Константинопольским во время Констанция и разделял ересь Арич. Низложенный впоследствии за свою жестокость даже к арианам, он, желая быть главою нового учения, развил в смысле Ария учение о Св. Духе: Македоний считал Св. Духа по существу отличным от первых двух Лиц Св. Троицы, не имеющим участия в Божестве и славе Отца и Сына. Ересь Македония была осуждена на втором вселенском соборе (381 г.) и в восьмом члене Символа Веры навсегда было установлено истинное учение Церкви о Св. Духе. С ересью Македония особенно деятельно боролись свв. отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Нисский и Григорий Богослов.
5
Кесария, город находившийся на восточном берегу Средиземного моря, на север от Яффы, древней Иоппиии. Он был построен Иродом на развалинах древнеяго хананейского города Стратона в честь Кесаря Августа. При императоре Веспасиане (69-79) она была обращена в римскую колонию. Еще до разрушения Иерусалима Кесария сделалась местом пребывания римских прокураторов (Деян. 23:23-24). во времена апостольские этот город был замечателен тем, что здесь был обращен в христианство Апостолом Петром первый язычник, сотник Корнилий (Деян. 10 гл.); эдесь жил ап. Филипп, один из первых диаконов (Деян. 8:40; 21:8); сюда приходил Ап. Павел и здесь 2 года пробыл в узах (Деян. 9:30; 18:22; 21:8; 23:23; гл. 24-26). По разрушении Иерусалима Кесария была главным городом Палестины и местопребыванием епископа. В 638 г. с распространением могометанства, Кесария подпала под власть турок, от которых была освобождена во времена Крестовых походов Балдуином в 1102 г., но в 1265 г. опять была завоевана турками и совершенно разрушена, так что от города остались одни развалины.
6
Это было в 351 г.
7
Голгофа, гора на которой был распят Господь Иисус Христос: она находилась ранее вне Иерусалима (Мф. 27:32-33; Иоанн. 19:17, 41; Евр. 13:12), лежит на северо-западной стороне. Свое название Голгофа, с еврейского «череп», Лобное место (Лук. 23:33), вероятно, получила по сходству с черепом. По преданию здесь был погребен Адам.
8
Гора Елеонская или Масличная одна из гор иудейских, лежит к востоку от Иерусалима (Иезек. 11:23); свое название Масличной, она получила, благодаря множеству росших на ней масличных деревьев. Господь, Иисус Христос во время Своей земной жизни часто приходил на гору с учениками Своими (Иоан. 8:1; 18:2). На западном склоне горы Елеонской находится Гефсиманский сад, где Господь молился в ночь пред страданиями и где был предав Иудою (Мф. 26:30-60; Мрк.14:26- 46; Лук. 22:39). На юго-восточном склоне горы находилось селение Вифания, откуда Господь предпринял торжественной вход в Иерусалим (Мф. 21:21; Лук. 19:29). По преданию с горы Елеонской Господь вознесся на небо (Деян. 1:12). В IV в. матерью Константина Великого на горе Елеонской был воздвигнут христианский храм, обращенный впоследствии турками в мечеть.
9
Это разрушение произошло, спустя несколько десятков лет по смерти Христа Спасителя, Который часто предсказывал Иерусалиму ожидающую его печальную участь (Мф. гл. 24; Марк. гл. 13; Лук. 19:41-44). В царствование Нерона (64-88) иудеи восстали против римлян. Нерон отправил против возмутившихся войско под предводительством Веспасиана, который вскоре овладел Галилеей и готовился уже осадить Иерусалим,