красными, изменялся цвет лица, появлялось какое-то удушье. Во всех монастырях один за другим умирали иноки, а еще более было больных. Когда заболел Пахомий, Феодор с сыновнею любовью служил ему. Болезнь великого аввы длилась много дней. Он постепенно ослабевал. Жар был необычайный. Старец по три дня совсем не принимал пищи и даже воды. Однако он продолжал вести беседы с братиями. Дней сорок Пахомий пролежал в больнице. О нем заботились наравне со всеми больными. Он так ослабел, что его страшно тяготило толстое покрывало. Он просил Феодора покрыть его более легким одеялом. Феодор немедленно принес легкое и притом новое одеяло и покрыл им старца. Пахомий заметил, что для него сделано предпочтение, и нашел это несправедливым. Старец боялся, что это может кого-нибудь ввести в соблазн. Тогда Феодор снял с него это покрывало и одел его другим, наравне со всеми больными.
Преподав инокам и особенно их начальникам много полезных наставлений, святой Пахомий скончался в четырнадцатый день месяца Пашонс
16
, вероятнее всего - в 348 г., 53 лет от роду.
Рука Феодора закрыла глаза великого Пахомия. Братия бросились к святым останкам, со слезами лобызали уста и святое тело аввы Пахомия. Они читали молитвы об упокоении его и весь этот день и целую ночь. Утром была принесена за него бескровная жертва. Затем братия с пением отнесли тело Пахомия к горе и похоронили по обычаю. Это было в пятнадцатый день месяца Пашонс.
Возвратившись в монастырь, братия с великою скорбно говорили друг другу:
- Поистине, мы сегодня осиротели.
Тропарь, глас 8:
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пахомие отче наш. Моли Христа Бога, спастися душам нашым.
Кондак, глас 2:
Светильник светел показался еси в концех, пустыню же грады сотворил еси множествы монашескими: сам себе распен, крест твой на рамо взем, и воздержанием тело изнурил еси, моля непрестанно о всех нас.
________________________________________________________________________
1 Метафраст и потом св. Димитрий Ростовский думали, что это - Оксириих, славившийся благочестием своих жителей, заключавший в своих пределах, по свидетельству Руфина, до десяти тысяч девственников и до двадцати тысяч девственниц. Но рассказ новооткрытых документов прямо указывает имя этого города - Эсне.
2 Ок. 295 г.
3 Город на правом берегу Нила, против Ермополя, построенный императором Адрианом в честь своего любимца Антиноя.
4 Маркион, еретик II в., учил, что в мире существуют два самостоятельных начала: доброе - благой Бог, и злое - материя, находящаяся под владычеством диавола.
5 О существовании особенных иноческих одежд в первое время иночества мы знаем уже из изречений святого Антония Великого. См. книгу архимандрита Палладия "Новооткрытые изречения преподобного Антония Великого. Но коптскому сборнику сказаний о преподобном" (Казань, 1898 г), стр. 30.
6 Теперь селения Тавенниси совсем не существует.
7 Араб. "житие" называет его именем - Амриарагабул. Другая переделка этого имени - Иеракаполлон.
8 Разумеется гидравлическая машина, к которой привязывают животное, чтобы заставить его вращать колесо, поднимающее воду.
9 Киновиями (от греч. xoinos; - общий и bios - жизнь) - называются общежительные монастыри, в которых братия содержатся на счет монастыря и взамен того предлагают свой труд на общую пользу монастыря.
10 Пост, греческ. νηστεία, - означает совершенное невкушение пищи.
11 Монастырь Певоу находился немного к северу от Тавенниси, на восточном берегу Нила, в области Диоспольской.
12 Копты - египтяне (христиане).
13 Александрия - знаменитый по своей образованности, политическому значению и торговле город, основанный греческим императором Александром Великим в Египте ок. 333 г. до Р. Х.