11 Патриарх Адриан, последний из всероссийских патриархов, управлял Русскою церковью с 1690 до 1700 года.
Житие святого равноапостольного царя Константина и святой матери его Елены,
Память 21 мая
В то время как языческий мир, вооружаясь против христианства огнем и мечем, помышлял в конце III и начале IV столетий совсем стереть с лица земли самое имя христиан
1
, Промысл Божий уготовал для Церкви Христовой, среди самих кесарей-гонителей христианства, царственного покровителя ее в лице Константина - царя, еще при жизни своей получившего - наименование, навсегда упрочившееся за ним в христианской истории, Равноапостольного, во всемирной же истории Великого.
Рожденный, в 274 году у родителей, хотя и не христиан, но знакомых с христианством и ему покровительствовавших, Константин с детства чуждался языческих суеверий и приближался ко Христу истинному Богу. Десница Господня сама постепенно приуготовляла его и многоразличными способами очищала его, как избранной сосуд славы Божией.
Отец Константина Констанций Хлор, цезарь в Западной половине империи
2
, будучи по наружности - официально - идолопоклонником, в душе далёк был от языческого суеверия; внутренно он отрёкся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога, - Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними посвящал одному Царю-Богу
3
. Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам, об этом свидетельствует следующий замечательной случай из его жизни. Констанций, отказавшийся от служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным:
- Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться при почестях, тот должен приносить жертвы идолам, а кто отказывается от этого, тот пусть удалится с глаз моих и не рассчитывает впредь на мое благоволение, ибо я не могу оставаться в общении с неединоверными.
Приняв за истину слова цезаря, придворные тотчас же разделились на две партии: одни, люди лицемерные, без действительных религиозных убеждений, с гибкою совестью, могущею склоняться направо и налево, сейчас же изъявили согласие на предложение царя, хотя до этого времени по низменным расчётам и следовали его благому примеру в отрицании идолослужения; другие же, которые от искреннего сердца пренебрегли языческим суеверием и теперь остались верными своим убеждениям, как истинные рабы Христовы, отказываясь от земных и тленных почестей, начали выходить из состава царской свиты. Видя это, Констанций возвратил оставлявших царский дворец, истинных христиан и сказал им:
- Так как вас вижу я верно служащими своему Богу, то вас я хочу иметь и своими слугами, - друзьями и советниками, ибо надеюсь, что вы верны будете и мне так же, как верны своему Богу.
Обращаясь же к тем, которые склонялись к отлучению от христианства и поклонению идолам, царь сказал:
- Вас я не могу терпеть при своем дворе, - если вы не соблюдаете верности своему Богу, то как будете верны мне!
И так пристыдив их, он удалил этих лицемеров от своего лица; а верных рабов Божиих приблизил к себе и сделал их начальниками в своей области
4
. И таким образом в то время, когда во всех других пределах обширной Римской империи кипело гонение