веры, где определенно выражалась мысль, что "Сын Божий" есть "произведение", "тварь", и "было время, когда Его не было", единодушно было отвергнуто отцами Собора как лживое и нечестивое - самый свиток, на котором оно было написано, был разорван.
Бесповоротно осудив таким образом арианство, отцы Собора решили дать верующим точное исповедание православного учения - символ веры. Евсевий, епископ кесарийский, представил их вниманию "крещальный символ", которой с давнего времени употреблялся в его церкви и был изложен почти исключительно выражениями, взятыми из святого Писания. Отцы встретили этот символ с одобрением; но чтобы с решительностью устранить возможность вкладывания в него еретической мысли, они признали нужным заменить некоторые общие выражения в нем такими, которые бы в совершенстве определяли церковную истину. Присутствовавший на Соборе император присоединился к отцам в одобрении Кесарийского символа и исповедал свое полное согласие с ним; но с тем вместе Константин предложил внести в символ формулу, на которой останавливались вожди Церкви еще на предварительных совещаниях для выражения церковной мысли о Сыне Божием и Его отношении к Богу-Отцу, - наименование Его "единосущным" Отцу. Слово, сказанное царем, единодушно было принято Собором и послужило определительною основою учения о Лице Господа Иисуса, центрального христианского догмата.
Символ "крещальный" был исправлен и Собором изложен новый Никейский символ веры непререкаемый для всей Вселенской Церкви.
Заключительное торжественное собрание отцов в Никее состоялось в императорском дворце 25 августа 325 года; оно совпало с 20-летним юбилеем царствования Константина
40
.
Отпуская отцов Собора, Константин в прощальной речи к ним умолял их иметь мир между собою.
- Берегитесь, - говорил он, - горьких между вами споров. Пусть никто не имеет зависти к явившим особенную мудрость: достоинство каждого - считайте общим достоянием всей Церкви. Высшие и превосходные, не смотрите высокомерно на низших: Богу одному ведомо, кто превосходнее, Совершенство редко где бывает и надо иметь снисхождение к слабейшим братиям; мирное согласие дороже всего. Спасая неверующих, помните, что не всякого можно обратить учёным рассуждением,- научения надобно сообразовать с различными расположениями каждого, подобно врачам применяющим свои лекарства к различным болезням.
Исполнилось таким образом заветное желание благочестивого императора, которое он исповедал, однажды даже приводя
Самого Бога во свидетели, - желание - "учение всех народов его державы о Божестве соединить в один общий строй". Великая мысль, подсказываемая царю его святым религиозным чувством, осуществление которой он ставил для себя жизненной задачей с задушевным желанием, - эта, поразительная по возвышенности содержания и широте объёма, мысль Великого Константина теперь введена была в общее сознание, стала достоянием всего христианского мира. Мало того - для осуществления этой мысли в христианской жизни благочестивый царь указал и вернейший путь - Вселенский Собор,- шествуя по которому овцы пажити Христовой, как уже званные, так и иные - еще не званные, по благодати Божией, безошибочно входят во двор Небесного Отца, для истинной жизни (Иоан.10:9). И это истинно-победное торжество равноапостольного царя еще возглавилось тогда же отрадным для него получением бесценного сокровища, частицы животворящего Креста Господня, привезенной из Иерусалима ему в дар матерью царицею Еленою.
Константин жил после того еще более 10 лет и во всё это время своего царствования с неизменною верностью держался Никейского исповедания веры
41
, и ревностно старался утверждать дух христианского благочестия в своем царстве, в себе самом представляя пример достойный подражания. Обладая основательным общим образованием и