благословил его, так что сбылось Писание: Псалом 108:28 – "Они проклинают, а Ты благослови".
3) Повелевалось исповедывать, что не только святые, по смерти своей, не могут помочь нам своим ходатайством, но и Сама Матерь Божия.
4) Запрещалось нарицать святыми Апостолов, мучеников, исповедников, преподобных, и всех угодивших Богу.
5) Сей нечестивый собор, сделавший такие определения, причислялся к первым шести вселенским соборам и повелевалось называть его седьмым вселенским собором. Всякий же, непризнающий того собора, подвергался анафеме, подобно Арию, Несторию, Евтихию и Диоскору
20
.
На соборе этом важнейшими епископами после патриарха были: Феодосий, епископ Ефесский, Константин - Никомидийский, Наколий - Наколийский, а также Сисиний и Василий.
Совершив беззаконное дело, епископы подписали составленные определения, так что исполнились на них слова Писания: "беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом" (Дан. 13:5), и еще: "множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустою степью" (Иер. 12:10).
По окончании соборных совещаний епископы, участвовавшие на соборе, научили народ с веселием торжественно возглашать: "сегодня спасение миру", так как твоими заботами, царь, мы от идолов избавились" .
Между тем беззаконный царь, Константин Копроним, услыхал о преподобном Стефане, подвизавшемся на Авксентиевой горе. Царю сделались известными и его благочестие и добродетельная жизнь, и то, что он премудр в Священном Писании, и то, что слава о нем распространилась далеко, так что все ставят его на ряду с древними святыми отцами, - наконец, и то, что он ревностный иконопочитатель, поучающий и других поклоняться святым иконам. Узнав все это, Копроним задумал прельстить блаженного Стефана и привести к единомыслию с собою, надеясь, что если он привлечет его на свою сторону, то этим придаст особенную твердость и силу своему зловерию. И вот он призывает одного из своих приближенных патрициев, именем Каллиста, который был первым лицом в государственном совете. Каллист был искусным и красноречивым оратором, и нечестивый царь понадеялся на силу его искусства. Он повелел ему отправиться к преподобному Стефану и возвестить ему царский приказ о том, чтобы преподобный отвергся от иконопочитания и подписался бы под определениями, составленными на беззаконном иконоборческом соборе. При этом царь послал преподобному чрез Каллиста и различные дары,- однако не золото и не серебро (ибо знал, что преподобный в этом не нуждается), а различные овощи, которыми преподобный обычно питался: финики, мигдалы и смоквы
21
.
Придя к преподобному Стефану
22
, Каллист предложил ему дары и затем обратился к нему с искусно составленною речью, в которой долго убеждал преподобного повиноваться царю и подписаться под определениями иконоборческого собора. Свои слова Каллист старался подкрепить изречениями от святых книг, перетолковывая по своему некоторые места Писания. Но святой на все слова Каллиста находил мудрые возражения и, наконец, с дерзновением сказал ему:
- Я определений собора вашего, исполненного лжи и неправды, не подпишу, ибо не хочу наречь "горькое сладким, и тьмы светом", чтобы не навлечь на главу свою