Катары
Движение
катаров (катары значит по-гречески чистые) охватило Западную и Центральную
Европу в XI в. Оно пришло, по-видимому, с Востока, непосредственно из
Болгарии, где предшественниками катаров были богомилы, очень распространенные
там в X веке. Но происхождение этих ересей более древнее. Среди катаров
было много разных толков. Папа Иннокентий III насчитывал до 40 сект катаров.
К тому же были и другие секты, которые во многих основных положениях своего
учения сходились с катарами: петробрузиане, генрихиане, альбигойцы. Их
обычно объединяют в группу гностически-манихейских ересей. Дальше мы,
чтобы излишне не усложнять картину, опишем весь комплекс общих им представлений,
не указывая каждый раз, в какой именно из этих сект большую роль играли
те или иные взгляды (см. подробнее об этом в 9, т. I, 10 и 11).
Основной
мировоззрения всех разветвлений этого движения было признание непримиримой
противоположности материального мира, источника зла, - и мира духовного,
как сосредоточения блага. Так называемые дуалистические катары видели
причину в существовании двух богов - доброго и злого. Именно злой бог
создал материальный мир: землю и все, что на ней растет, небо, солнце
и звезды, а также человеческие тела. Добрый же бог - это создатель духовного
мира, в котором есть иное, духовное небо, иные звезды и солнце. Другие
катары, называвшиеся монархическими, верили в единого доброго Бога, творца
мира, но предполагали, что материальный мир создан отпавшим от Бога его
старшим сыном - Сатаной или Люцифером. Все течения сходились на том, что
враждебность двух начал - материи и духа - не допускает никакого их смешения.
Поэтому они отрицали телесное воплощение Христа (считая, что тело Его
было духовным, лишь имевшим видимость материальности) и воскресение мертвых
во плоти. Отражение своего дуализма катары видели в разделении Священного
Писания на Ветхий и Новый Завет. Бога Ветхого Завета, создателя материального
мира, они отождествляли со злым богом или с Люцифером. Новый Завет они
признавали заповедями доброго бога.
Катары
полагали, что Бог создал мир не из ничего, что материя вечна и мир не
будет иметь конца. Что касается людей, то их тела они считали созданием
злого начала. Души же, по их представлениям, не имели единого источника.
У большей части человечества души, как и тела, были порождением зла -
такие люди не имели надежды на спасение и были обречены погибнуть, когда
весь материальный мир вернется в состояние первозданного хаоса. Но души
некоторых людей были сотворены благим богом - это ангелы, некогда соблазненные
Люцифером и заключенные в телесные темницы. В результате смены ряда тел
(катары верили в переселение душ) они должны попасть в их секту и там
получить освобождение от плена материи. Для всего человечества идеалом
и окончательной целью в принципе было всеобщее самоубийство. Оно мыслилось
или самым непосредственным образом (с осуществлением этого взгляда мы
встретимся позже), или через прекращение деторождения.
Эти
взгляды определяли и отношение к греху и спасению. Катары отрицали свободу
воли. Обреченные на гибель дети зла никакими средствами не могли избегнуть
своей гибели. Те же, кто получал посвящение в высший разряд секты, уже
не могли грешить. Ряд строгих правил, которым они должны были подчиняться,
объяснялся опасностью быть загрязненным греховной материей. Их неисполнение
показывало просто, что обряд посвящения был недействительным: либо посвящаемый,
либо посвящавший не обладал ангельской душой. До посвящения полная свобода
нравов вообще ничем не ограничивалась, так как единственным реальным грехом
было грехопадение ангелов на небесах, а все остальное - неизбежное следствие
этого. После посвящения ни раскаяние в совершенных грехах, ни их искупление
не считалось нужным.
Отношение катаров к жизни вытекало из их представления о зле, разлитом
в материальном мире. Продолжение рода они считали делом Сатаны, верили,
что беременная женщина находится под влиянием демона, а каждого рождающегося
ребенка тоже сопровождает демон. Этим же объясняется их запрет мясной
пищи - всего, что произошло от соединения полов.
Та же тенденция приводила к полному отходу от жизни общества. Светские
власти считались творением злого бога, им не должно было подчиняться,
идти в их суд, произносить клятву, брать в руки оружие. Убийцами считались
все, применяющие силу, - судьи, воины. Очевидно, что это делало невозможным
участие во многих областях жизни. Больше того, многие считали запретным
любое общение со стоящими вне секты, с "мирскими людьми", за
исключением попыток их обращения (12, с. 654).
Еретиков всех толков объединяло резко враждебное отношение к католической
церкви. Они считали ее не церковью Иисуса Христа, но церковью грешников,
вавилонской блудницей. Папа - источник всех заблуждений, священники -
книжники и фарисеи. Падение католической церкви, по их мнению, произошло
во времена Константина Великого и папы Сильвестра, когда церковь, нарушив
заветы Христа, посягнула на мирскую власть (согласно так называемому "Дару
Константина"). Отрицались таинства, в особенности - крещение детей,
так как дети еще не могут верить, - но также брака и причастия. Некоторые
ответвления движения катаров - котарелли, ротарии - систематически грабили
и оскверняли церкви. В 1225 г. катары сожгли католическую церковь в Брешии,
в 1235 г. - убили епископа в Мантуе. Стоящий в 1143-1148 во главе манихейской
секты Эон де л'Этуаль объявил себя сыном Божиим, Господином всего сущего
и по праву владения призывал своих последователей к ограблению церквей.
Особенно был ненавистен катарам крест, который они считали символом злого
бога. Уже около 1000г. некий Левтард проповедовавший близ Шалона, разбивал
кресты и иконы. В XII веке Петр из Брюи разводил костры из расколотых
крестов, за что и был в конце концов сам сожжен возмущенной толпой.
Церкви катары считали кучами камней, а богослужения - языческими обрядами.
Они отрицали иконы, заступничество святых, молитвы за умерших. В книге
инквизитора-доминиканца Рейнера Саккони, автор которой сам 17 лет был
еретиком, утверждается, что катарам не запрещалось ограбление церквей.
Катары отрицали католическую иерархию и таинства, но имели собственную
иерархию и собственные таинства. Основой организационной структуры секты
было ее разделение на две группы - "совершенных" (perfecti)
и "верящих" (credenti). Первых было немного (Рейнер насчитывает
их всего 4000), но они составляли узкую группу руководителей секты. Из
"совершенных" составлялся клир катаров: епископы, пресвитеры
и дьяконы. Только "совершенным" сообщались все учения секты
- многие крайние, в особенности резко противоречащие христианству, взгляды
не были известны "верящим". Лишь "совершенные" были
обязаны соблюдать многочисленные запреты. Им было, в частности, запрещено
отрекаться от их учения при каких-либо условиях. В случае гонения они
должны принимать мученическую смерть, "верящие" же могли для
вида посещать церкви и в случае гонений отрекаться от своей веры.
Но зато положение, которое занимали "совершенные" в секте, было
несравненно выше положения священника в католической церкви. В некотором
отношении это был сам Бог, и так ему поклонялись "верящие".
"Верящие" были обязаны содержать "совершенных". Одним
из важных обрядов секты было "поклонение", когда "верящие"
трижды распростирались на земле перед "совершенными".
"Совершенные" должны были расторгнуть брак, они не имели права
прикасаться (в буквальном смысле) к женщине. Они не могли иметь никакого
имущества и всю жизнь обязаны были посвятить служению секте. Им было запрещено
иметь постоянные жилища - они должны были находиться в постоянных странствованиях
или пребывать в особых тайных убежищах. Посвящение в "совершенные"
- "утешение" (consolamentum ) и было центральным таинством секты.
Его нельзя сравнить ни с одним из таинств католической церкви. Оно соединяло
в себе: крещение (или конфирмацию), посвящение в священнический сан, покаяние
и отпущение грехов, а иногда - и соборование умирающего. Лишь принявшие
его могли рассчитывать на избавление от телесного плена: их души возвращались
в свое небесное жилище.
Большинство катаров не надеялось исполнить строгие заповеди, обязательные
для "совершенных", и рассчитывало получить "утешение"
на смертном одре, называвшееся "добрым концом". Молитва о ниспослании
"доброго конца" на руках "добрых людей" ("совершенных")
читались наравне с "Отче наш".
Часто, когда больной, принявший "утешение", потом выздоравливал,
ему советовали покончить жизнь самоубийством, которое называлось "эндура".
Во многих случаях эндура ставилась как условие "утешения". Нередко
ей подвергали стариков или детей, принявших "утешение" (конечно,
при этом самоубийство превращалось в убийство). Формы эндуры были разнообразны:
чаще всего голодная смерть (в особенности для детей, которых матери переставали
кормить грудью), но также кровопускания, горячие ванны, сменяющиеся резким
охлаждением, напиток с истолченным стеклом, удушение. И. Доллингер, разбиравший
сохранившиеся архивы инквизиции в Тулузе и Каркассоне, пишет:
"У того, кто внимательно изучит протоколы обоих вышеупомянутых судов,
не останется никаких сомнений в том, что от эндуры погибло гораздо больше
людей - частью добровольно, частью насильно, - чем в результате приговоров
инквизиции" (10, с. 226).
Из этих общих представлений вытекали социалистические учения, распространенные
среди катаров. Как элемент материального мира они отрицали собственность.
"Совершенным" была запрещена индивидуальная собственность, но
сообща они владели имуществом секты, часто значительным.
Катары пользовались влиянием в различных слоях общества, в том числе и
в самых высших. (Так, про графа Раймонда VI Тулузского писали, что в его
свите всегда присутствовали переодетые в обычное платье катары, чтобы
в случае внезапной близости смерти он мог получить их благословение).
Однако в основном проповедь катаров была обращена, по-видимому, к городским
низам. Об этом свидетельствуют, в частности, названия разных сект: Populicani
("народники") (некоторые исследователи видят здесь, впрочем,
испорченное название павликиан), Piphler (тоже от "плебс"),
Texerantes (ткачи), Бедняки, Патарены (от сборщиков трепья, символа нищих).
В своей проповеди они говорили, что истинно христианская жизнь возможна
лишь при общности имущества. (12, с. 659).
В 1023 году в Монтефорте катары были преданы суду по обвинению в пропаганде
безбрачия и общности имущества, а также в нападках на церковные обычаи.
По-видимому, призыв к общности имущества был довольно распространен среди
катаров, так как о нем упоминается в некоторых направленных против них
католических произведениях. Так, в одном из них катары обвиняются в том,
что этот принцип они провозглашают демагогически, сами же его не придерживаются:
"У вас не все общее, одни имеют больше, другие - меньше" (13,
с. 176).
Безбрачие совершенных и общее осуждение брака встречается у всех катаров.
Но в ряде случаев греховным считается только брак, но не блуд вне брака.
(Надо помнить, что "не прелюбосотвори" признавалось заповедью
злого бога). Тем самым эти запреты имели своей целью не столько обуздание
плоти, сколько уничтожение семьи. В сочинениях современников все время
встречается обвинение катаров в общности жен, "свободной" или
"святой" любви.
Св. Бернард Клервосский в 1130-1150 гг. обвинял катаров в том, что они
проповедуют против брака, но находятся в свободном сожительстве с женщинами,
бросившими семью(10, с. 16). В этом его поддерживает Рейнер(9, 72-73).
Такое же обвинение против манихейской секты, распространившейся в Бретани
около 1145г., содержится в летописи архиепископа Руанского Гуго из Амьена.
В изданной в XII веке книге против ересей Алан из Лилля приписывает катарам
такие взгляды:
"брачные узы противоречат законам природы, так как эти законы требуют,
чтобы все было общим" (13, с. 176).
Ересь катаров распространилась в Европе с необычайной скоростью. В 1012
году сообщается о сектантской группе в Майнце, в 1018 и 1028 - в Аквитании,
в 1022 - в Орлеане, в 1025 - в Аррасе, в 1028 - в Монтефорте близ Турина,
в 1030 - в Бургундии, в 1042 и 1048 - в епископстве Шалон на Марне, в
1051 - в Госларе и т. д.
Бонакурсус, бывший раньше епископом катаров, писал около 1190 г. о положении
в Италии:
"разве не переполнены этими лжепророками все местечки, города, замки?"
(12, с. 651).
А епископ Миланский утверждал в 1166 г., что в его епархии больше еретиков,
чем правоверных.
В одном сочинении XIII века насчитывается 72 епископа катаров. Рейнер
Саккони говорит о 16 церквах катаров. Все они тесно связаны и, по-видимому,
возглавлялись папой, который находился в Болгарии. Созывались соборы,
на которых присутствовали представители из многих стран. Например, в 1167
г. в Ст. Феликс близ Тулузы открыто происходил собор, созванный еретическим
папой Никетом или Никитой, на котором присутствовали массы еретиков, в
том числе из Болгарии и Константинополя.
Но особенно большой успех имела ересь на юге Франции - в Лангедоке и Провансе.
Туда неоднократно посылались миссии для обращения еретиков. С такой миссией
был там и св. Бернард Клервосский, утверждавший, что церкви опустели,
никто не причащается и не крестит детей. Миссионеры, как и местное католическое
духовенство, избивались, подвергались угрозам и оскорблениям.
Дворянство южной Франции активно поддерживало секту, видя здесь шанс поживиться
церковными землями. Более 50 лет Лангедок был под властью катаров и, казалось,
окончательно потерян для Рима. Папский легат Петр из Кастельно был убит
напавшими на него еретиками. Несколько раз папа объявлял крестовые походы
против ереси в Провансе. Первые из них окончились неудачей благодаря поддержке,
которую оказывало катарам местное дворянство. Только в XIII веке после
более чем тридцатилетних "Альбигойских войн" ересь была побеждена.
Однако влияние этих сект продолжало сказываться еще несколько столетий.
9. Ch. Hahn. Geschichte der Ketzer im Mittelalter,
besonders im 11, 12 und 13 Jahrhundert, nach Quellen bearbeitet. Bd I.
Stuttgart 1845, Bd II. Stuttgart 1847.
10. J.Dollinger. Beitrage zur Sektengeschichte des Mittelalters. Erster
Theil. Geschichte der gnostisch-manichaischen Sekten. Munchen, 1890.
11. S. Runciman. The Medieval Manichee. Cambrige, 1955.
12. J.J. Herzog. Abriss der gesamten Kirchengeschichte. Bd I, Abt. 2.
Die romisch-katholische Kirche des Mittelalters Erlangen, 1890.
13. М. Беер. Всеобщая история социализма и социальной борьбы. Москва-
Ленинград, 1927.
Глава из книги И. Шафаревича "Социализм как явление мировой истории"
|