СИМВОЛ РОЗЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ РАМОНА МАРИИ ДЕЛЬ ВАЛЬЕ – ИНКЛАНА «СТРАННИК»
Цветок розы, благоухающий, прекрасный, в процессе развития цивилизаций различных народов приобрел разнообразные символические значения. Они полнились, исчезали, покрывались тайной. Этот нежный, но защищенный жестокими шипами цветок был знаком любви и смертельной страсти, но также мог означать и расцвет человеческой жизни.
Жизненный цикл Розы превратился в символ течения времени. Если только что зародившаяся, еще не раскрывшаяся роза – это детство, юность, трепещущие в ожидании первой любви, то распустившийся бутон, напоенный благоуханием и находящийся в высшей точке красоты – знак страсти и благородства зрелой любви. Опавшая роза – закат жизни, когда сухие лепестки хранят лишь слабый аромат ушедших дней.
В христианской традиции Роза – символ Девы Марии. Символ, запечатленный в архитектуре католических храмов в виде розы – окна центрального портала, и в молитве Святого Розария, когда четки в руках молящегося символизируют венок из роз, который мы дарим Деве. Также Роза символизирует Святое Тело Христово. Это двойное значение символа наполнено единством мужского и женского начал.
Роза - Богородица это, прежде всего, чистота и свет, таящие в себе чудо божественного ребенка. Это- знак юности и детства, весны и нравственной чистоты отношений. Это- благоухающая гармония материнства.
Роза – Христос есть живое алое сердце, в котором хранятся божественные законы, «тайна творенья» (Астральные розы Валье – Инклана); это роза Мудрецов, глаз Отца, Символ Веры и зрелости разума. Это - жертва доброй воли, священная миссия.
Эзотерическая Роза также богата смыслами и значениями. В алхимии она связывается с птицей Фениксом, вечным возрождением и, следовательно, с бесконечностью. Невозможно прекратить ее существование; Роза бесконечна и именно она есть та Роза, которую видел Адам в Раю. Она вечно будет собою, как сказал Парацельс в рассказе Борхеса Роза Парацельса. В этом рассказе знаменитый алхимик воскрешает розу с помощью магического слова, происходящего из каббалы. На самом же деле он не воскрешает, а лишь заставляет ее проявиться, стать видимой, так как Роза бессмертна. Этот символ может быть соотнесен как с физической, так и с духовной материей.
Концепт вечного Слова отражен и в символе скрытого Сокровища Высшей Мудрости, цели поисков философов – гностиков. Роза становится кладом Знания, «сокровенной печатью» (Розарий Валье – Инклана), запретной и вечно желанной для тех, что хочет причаститься тайной мудростью, единым законом мира.
Пять лепестков символической розы связаны с пентаграммой, одним из древнейших мировых символов, служившим амулетом против демонов. Пентаграмма была личной печатью царя Соломона.
В колоде Таро старший аркан «Император» имеет числовое значение 5 и символизирует сексуальную энергию, пять чувств, пять природных элементов, инстинкты, управляемые Дионисом и священный союз. Также он может быть интерпретирован как сила вдохновения, мировой магнетизм, сущность алхимии, религия и равновесие. Туз пентаклей из младших арканов Таро – одна из самых счастливых и сложных карт в колоде. Это – знак Солнца, волшебный и древний. Согласно с нумерологией, число пять означает свободу и взаимосвязи.
В средневековой традиции цветущая роза являлась эмблемой процветания. Роза, окруженная шипами, может означать скромность, свет благоразумия привлекающий людей, но не дающий им переступить границы чести. Полностью распустившаяся роза является символом божественного касания, вхождения в Сокровищницу Мудрости и полного переосмысления всего ранее пройденного пути, так как, познав Сокровище, человек способен отдать все, что имеет и любить всеми силами своей души. Срезанная роза говорит нам: «Я жива, но живу я плача» и тем самым показывает нам слабость человека перед лицом опасности, в трудные времена.
Символика розы разнообразно и ярко представлена в цикле «Странник» испанского поэта- модерниста Рамона Марии дель Валье – Инклана. Каждое стихотворение цикла есть ключ к разгадке тайны розы. «Ключами» их и называет дон Рамон. Магические, темные, роковые силы мы чувствуем в «ключах» «Роза пламени», «Бронзовая роза», «Роза Иова». Это «ключи» рокового пути человека – всегда только к смерти! Время медленно ползет к конечной точке в «Розе часов», «Облетевшей розе», «Карме», отмеряя час за часом, давая ему имя той или иной стадии человеческой жизни («Роза часов»: «…Начинается час скорбящих…»); и застывает перед котлованом смерти в «Гностической розе» («…И смерти котлован у наших ног!»).
Путник начинает свой путь с «Утренней розы», «Розы рая» - путешествия ребенка в тайны мироздания. Древний символ неба, корова, приближается к ребенку, который видит в ее глазах «святую чистоту».
Роза – Женщина, роза Страсти, пришедшая с Востока, появляется в «Розе плоти».
В «Розе вихрей» королева из племени Майя обмахивается розой – символом плотской любви, греха («грех на губах ее алых спит»). Эта страстная роза соединяется с розой скрытой мудрости в «ключе» (так называл стихотворения цикла автор) «Роза Востока»:
Ее рукой в одном саду востока
Был с Древа Знанья сорван плод запретный,
И, на груди ее свернувшись ловко,
Украсил змей насмешкой смысл заветный.
Темной безудержной страстью, в момент приближения к поэту смерти, наполняется «ключ» «Роза греха». Взволнованный тон стихотворения, («…Плоть твоя из тьмы ко мне взывала, роза!..»).
В «Розе дьявола» появляется демоническая фигура «любовника тайного, на века незримого», невидимое искушение наполняет Розу страстью. Напротив, в стихотворении «Астериск» мы видим женщину перед зеркалом, которая смотрит на свое отражение и переполняется самой собой, восхищенная собственной красотой, роза ради розы.
Роза – Богородица, цветок детства и юности, появляется в «ключах» «Роза Рая», «Роза моего Апреля», «Розарий» и «Витражи». По мнению Марии Терезы Гонсалес и Гарай, автора статьи «Валье - Инклан сквозь Розу», стихотворение Розарий тесно связано с фрагментом прозаического произведения Валье - Инклана «Волшебная лампа», являющимся своего рода манифестом модернизма. В этом отрывке странник вспоминает момент своего детства, когда он познакомился со святой женщиной и почувствовал великое счастье от этой встречи, которая не случайно произошла в саду роз. В этом «ключе» автор раскрывает божественное через гармонию розария, выходя из тьмы на новый путь.
В «Витражах», также основанных на детских воспоминаниях, чувствуется восторг ребенка перед Святостью, незабываема для детской души встреча с огнями, будто спустившимися с неба, из Божьего Ока.
В «Розе моего Апреля» первая любовь причащает печалями и терниями поэзии юного героя, и роза его чувства превращается в «золотистую часовенку».
Почти во всех этих стихотворениях вместе с Розой – Богородицей появляется и Роза – Христос, вечная мудрость, что постепенно открывается герою на протяжении его жизненного пути.
Так, Роза Знания рождается из Розы Чистоты, как и Иисус был рожден Девой Марией. В розарии второго «ключа» розы поверяют герою «числа золотые печатей сокровенных». Ребенок хочет прикоснуться к святой чистоте глаз ночной коровы, и это- первое желание познать, постичь высшую мировую мудрость.
В «Розе моего Апреля» перед героем раскрывается Бездна, меняя его полностью. Герой ослеплен синевой рассвета, так как то, что открылось ему, еще слишком велико для него. Лишь спустя много времени, когда роза его молодости уже опадет, он построит в своей памяти золотистую часовенку из ее лепестков и ароматов, словно подытоживая свой путь.
Роза – Христос, роза мудрости, тесно связана с эзотерической розой поиска Сокровища, что мы можем видеть в сонете – «ключе» «Астральные розы», где император Юлиан увидел в Христе солнечную метаморфозу. По прочтении этогостихотворения, нам кажется, что и дон Рамон был согласен с императором.
Символы Солнца, золота, золотого оттенка появляются не только в гностических, посвященных Солнцу «ключах», но также и в «ключах» священных, таких, как «Розарий», где Розы обладают золотыми числами.
Итак, Роза Инклана не окрашена в привычный красный или белый цвет, но в золотой, что позволяет нам предположить, что солнечный символ, пентакль, активно участвует в развитии всего цикла (это подтверждает сам поэт в «ключе» «Метрическая роза»: «Стих пентаклей звездных, что во тьме горят!»).
Роза – Время играет большую роль в композиции «Странника» . Ход Времени – знак необратимого Рока, несущий с собой великие перемены для главного героя. Почти все стихотворения, посвященные ходу времени, имеют горький привкус разочарования в том, что было и что уже никогда не вернуть. Так происходит в «Розе Меланхолии», в «Розе фурий», где герой теряет свой чудесный мир, странствуя по темному морю жизни, и в «Розе Заратустры», где поэт видит в магическом кристалле всю свою жизнь. Разочарование достигает предела в «ключах» «Ее приносит ворон» и «Облетевшая роза», в которых уже нет надежды.
Есть лишь горький вопрос: Где из несчастий хлеб испечь невинный?
Где мир мой сон последний не нарушит?..
(«Ее приносит ворон»)
Жизнь зачем прожил я?
Путь куда свой правил?
Где тропинки жилу
За собой оставил?
(«Облетевшая роза»).
Традиционная символика розы представлена в цикле во всей своей полноте и разнообразии эмоциональных оттенков. Но, как нам кажется, есть в цикле и некая новая идея. В чем она?
Сначала остановимся на названии цикла «Странник» (“El pasajero”).
В 1892 году Валье- Инклан уехал из Испании в Мексику. Слово “pasajero” в Мексике значит не только «странник», но и «лодочник», «перевозчик через реку». Сразу возникают ассоциации с мифическим перевозчиком через реку забвения, разделяющую два мира. В античной традиции и в эпоху Возрождения устройство мира представлялось в виде спирали (Дантовы круги Ада). Лепестки розы в бутоне также имеют форму постоянного углубления по спирали.
Мы можем предположить, что «странник» не один бредет по миру, но становится «перевозчиком» и забирает нас в Темный и Тайный Мир Розы. Дорога его имеет форму спирали.
Мы начинаем наш путь с «призрачной тенью того, кто вдаль уходит»в «Розе Пламени» и получаем первый «ключ». Мы идем дальше, узнавая «числа золотые печатей сокровенных»: пять тем- символов, пять имен и пять лепестков Розы: Богородицу и ее Сына (1), Страсть и Грех (2), солнечное Сокровище (3), Время(4) и самого Странника(5). Эти пять лепестков, повторяясь и изменяясь, уходят по спирали вовнутрь, к центру Мира Розы. И здесь, в центре, мы видим «Карму», корень цикла, открывая для себя великое Сокровище Розы. Здесь Роза – создание Творца, связанное с высшими силами и с тем, что мы зовем вдохновением.
Итак, РОЗА – соль и сущность искусства, его философия и главное свойство.
Великая Роза Странника - это дорога жизни, которую мы создаем себе сами, это бесконечная Роза Возрождения. Не случайно цикл начинается со стихотворения, описывающего последние мгновения жизни Странника и имеющего апокалипсический оттенок.
Роза – символ Вечности, священный круговорот, который, взрастая из земли, уходит в Небо чтобы снова упасть на землю и воскреснуть весной.
В заключение мы можем сказать, что Роза Валье - Инклана является универсальным символом, огромным и цельным миром, в котором человеческое находится так близко и так далеко от божественного. Это – дорога Тайны и образ Вечности.
_________________
There's rosemary, that's for remembrance; pray,
love, remember: and there is pansies. that's for thoughts...