Ксения Петербургская (6 февраля)
Точная дата рождения святой блаженной Ксении Петербургской неизвестна - где-то в 1-й половине XVIII столетия, неизвестно даже имя ее матери, а отца ее звали Григорием. Семья была обычной, дворянской но небогатой. Когда Ксении исполнилось 23 года, ее выдали замуж за Андрея Федоровича Петрова, певчего придворной капеллы в звании полковника, человека зажиточного, имевшего собственный дом. Брак оказался удачным – супруги очень любили друг друга, только вот детей им Бог не дал. Но длилось это супружество недолго – Андрей Федорович через три года внезапно скончался, не успев исполнить все положенные христианские обряды перед смертью – не исповедавшись и не причастившись. Такая, как говорят в церкви, «наглая смерть», считается у верующих людей большим несчастьем – ведь умерший не успевал получить прощения грехов.
Для Ксении Григорьевны этот удар был таким сильным, что она не просто горевала, но, по мнению окружающих, потеряла рассудок. Сразу после похорон мужа она стала говорить, что умер не он, а его жена Ксения, а она сама и есть Андрей Федорович, живой и здоровый. Она больше не откликалась на свое имя и велела всем звать себя именем мужа. Затем Ксения оделась в мужнин мундир, раздала все имущество нищим и пошла скитаться бесприютной по улицам Петербурга. Особенное же недовольство родни вызвало то, что даже их с мужем дом Ксения подарила своей знакомой Прасковье Антоновой с тем условием, что та будет давать в нем приют нищим. Родственники даже просили начальство покойного Андрея Федоровича повлиять на Ксению. Но, вызвав ее и поговорив с нею, чиновники убедились, что Ксения совершенно умственно здорова, дееспособна и может распоряжаться имуществом, оставшимся ей по наследству.
Так начался крестный путь Ксении по Петербургу, продолжившийся 45 лет, вплоть до ее кончины. Тяжелейший подвиг – подвиг юродства взяла на себя эта хрупкая женщина, в надежде отмолить душу мужа. Страшно даже представить себе – ни крова, ни пищи, никакого имущества – и все это в суровом петербургском климате. А насмешки окружающих, а уличные мальчишки, преследовавшие бродяжку и бросавшие в нее камнями… Какой же верой нужно обладать, чтобы вот так, самозабвенно отдаться на волю Божию и пожертвовать всем ради любви!
Где ночевала Ксения, никто и не знал, а днем ее часто видели возле церкви Апостола Матфея на Петербургской стороне.
Церковь апостола Матфея.
Это была ее приходская церковь.Там она отогревалась в холода, но чаще всего ее гнали оттуда, уж слишком странен, даже для нищей, был ее вид – босая, одетая в мужской военный мундир, говорящая странные речи…
Но русский народ всгде чувствует сердцем истинную святость. Мало-помалу у Ксении нашлись доброжелатели, ей стали предлагать и теплую одежду, и деньги, а многие стали звать ее и погостить, и покормиться. Но Ксения не расставалась с мундиром мужа, пока он на ней буквально не истлел, только тогда она согдасилась принять в дар кое-какую одежду. Только она просила, чтобы эта одежда была красного и зеленого цветов – это были цвета мундира ее мужа…
Так ее и запомнили, так, в основном, и изображают - в красной кофточке и зеленой юбке, или наоборот. Из денег Ксения принимала лишь «царя на коне» - копейки с изображением Георгия Победоносца, да и то тут же раздавала их другим нищим. Иногда заходила к приглашавшим ее, что-то ела, но, в основном, беседовала, и вновь шла бродить по улицам города.
Ксения на улицах Петербурга
В полиции популярность Ксении стала вызывать подозрения. Решено было узнать, где Ксения проводит ночи. Оказалось, что она выходит за город и там, в поле, становится на колени и до рассвета молится, делая земные поклоны.
На Смоленском кладбище решили строить новую каменную церковь. Строительство шло медленно, так как подъемных механизмов тогда не было, а таскать кирпичи на высокие леса было трудно. И вдруг рабочие стали замечать, что к их приходу утром на верхних лесах лежат кирпичи, причем аккуратно сложенные. Рабочие остались на ночь подсмотреть, кто же был этим помощником. Оказалось, что это Ксения на заплечных носилках всю ночь таскала кирпичи наверх.
А в городе постепенно стали замечать, что общение с Ксенией приносит удачу. Особенно действенной была ее помощь в семейных делах. Если она заходила в чей-то дом, где болел ребенок или были какие-то другие неприятности, то после посещения Ксении ребенок выздоравливал, а дела в доме исправлялись к лучшему.
Ксения исцеляет больного ребенка.
Несколько раз, по совету Ксении, совершались или отменялись браки – и каждый раз оказывалось, что блаженная все предсказала правильно. Таких случаев было много. Однажды она отсоветовала одной девушке выходить замуж – и оказалось, что жених не тот, за кого себя выдает, а беглый каторжник и убийца. В другой раз нашла жену молодому вдовцу, и брак оказался очень удачным. Прасковье, которой Ксения подарила свой дом, она помогла усыновить сироту, так как Прасковья была одинока и мечтала о ребенке. Отцам бедных семейств Ксения помогала найти работу, неуспевающим в гимназиях детям – помогала в учебе.
Ксения предсказывает.
Помогала Ксения и в других делах. Купцы уже стали нарочно зазывать ее в свои лавки и пытались что-то ей подарить из товара – тогда торговля шла благополучнее. Извозчики ехали за ней, прося прокатиться хоть немного – тогда весь день будет удачным. Так постепенно насмешки и презрение сменились уже прижизненным народным почитанием. Но Ксения никогда не пользовалась им для себя, в корыстных целях, продолжая вести все тот же образ жизни.
Когда блаженная Ксения скончалась, целые толпы народу пришли попрощаться с ней.
Отпевали ее в церкви святого апостола Матфея, а похоронили на Смоленском кладбище. Сразу после погребения в народе стали расходиться слухи о чудодейственных свойствах земли с ее могилы. Очень скоро могильный холмик был по горсточке растащен. Тогда уложили каменную плиту, но и ее, и потом еще одну тоже по кусочкам растащили. В 50-х годах XIX века была поставлена первая, маленькая каменная часовня, а в 1902 году – большая.
Часовня Ксении Петербургской
В 1874 году тяжело заболел Александр, тогда наследник престола и будущий император Александр III. Его супруга, Мария Феодоровна, положила ему под подушку мешочек с землей с могилы Ксении, и Александр выздоровел, хотя врачи на это уже и не надеялись. Когда у царственной четы позже родилась дочь, ее назвали Ксенией.
При советской власти взорвали храм апостола Матфея и в 1932 году снесли церковь на Смоленском кладбище, которую помогала когда-то строить блаженная Ксения. Могилу блаженной покрыли слоем цемента, а саму часовню обнесли глухим забором и пытались приспособить под разные производства – то под лакокрасочную мастерскую, то еще под что-то… Но дела никак не спорились – все время что-то ломалось, выходило из строя, так ничего и не получилось – намоленное место отталкивало непрошенных пришельцев. А люди упрямо шли к часовне, как к святыне и, не имея другой возможности обратиться к Ксении, засовывали записочки с просьбами к ней в щели забора.
Говорят, что даже во время Ленинградской блокады в щелях забора были записочки – только просьбы в них были уже другие: помочь не умереть от голода, получить хлебные карточки, спастись от артобстрелов, а также просьбы за родных и близких, находящихся на фронте.
В 1988 году блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых. Была восстановлена ее часовня на Смоленском кладбище. И сейчас туда приходят люди со своими бедами и надеждами. Приходят и новобрачные - поделиться своим счастьем, поблагодарить матушку Ксению и попросить благословения на счастливую супружескую жизнь. Ходят легенды, что на кладбище иногда встречают и саму блаженную Ксению, а иногда она подходит к кому-то под видом простой пожилой женщины, неузнаваемая, и дает какой-то ценный совет, а потом исчезает.
И еще: говорят, что святая блаженная Ксения Петербургская больше любит, когда у нее просят не за себя, а за своих ближних – такие просьбы она выполняет быстрее.