Радуйся, Живоносный Кресте,
Благочестия непобедимая победо,
Дверь Райская, верных утверждение,
Церкве ограждение,
Имже тля разорися и упразднися,
И попрася смертная держава,
И вознесохомся от земли к Небесным.
Оружие непобедимое, бесов противоборче,
Слава мучеников,
Преподобных яко воистину удобрение,
Пристанище спасения,
Даруяй мирови велию милость.
Стихира из Крестопоклонной службы
Третья неделя (воскресенье) и четвертая седмица Великого Поста называются Крестопоклонными. Уже в субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий Крест Господень.
Крест, вынесенный для поклонения
Его торжественно возлагают на аналой, украшенный цветами. Совершается каждение, и притч троекратно поет а хор подхватывает: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Это песнопение поет и народ. После каждого раза совершается земной поклон. Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы. Кроме Крестопоклонной Утрени Кресту поклоняются еще в понедельник, среду и пятницу.
Четвертая седмица Великого Поста – это его середина. Поэтому иногда ее называют Средокрестной. Уже половина серьезного для каждого верующего испытания постом позади. И, чтобы подбодрить своих чад и воодушевить их на достойное завершение Великого Поста, Церковь установила Крестопоклонные службы.
Иногда задают вопрос: «Как же вы, верующие, поклоняетесь кресту – ведь это орудие убийства, орудие казни?» Скажу откровенно - мне трудно отвечать на подобные вопросы, и не только потому, что я не богослов. Просто для меня всегда было совершенно очевидно: да, это орудие казни, но освященное тем, что на него добровольно взошел Господь, желая спасти человечество. Это не казнь – это величественное, божественное искупление наших с вами грехов. Это пример того, что как бы ни страдала плоть в крестных муках, но в душе все равно должно оставаться место для прощения тех, кто тебя распинает. И тогда через крест, через казнь обязательно придет Воскресение. Христос учит нас Своим святым словом – учит Он нас и всей Своей жизнью – и Своей смертью. Вот почему обычный крест стал Животворящим – ведь когда на Голгофе были найдены святой царицей Еленой три креста, при касании только одним из них ожил умерший – так нашли Крест Господень
Чима да Конельяно. Святая равноапостольная царица Елена
Церковь учит нас: «Христианин без креста – что воин без щита». И еще поется: «Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкве; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – Ангелов слава и демонов язва».
Св. Иоанн Златоуст
Начало традиции поклонения Кресту было положено еще во времена первых христиан. Об этом свидетельствуют, например, сочинения святого Иоанна Златоустого, жившего в IV веке.
Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский
Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, в VII веке писал о Кресте: «Радуйся, щите Великого Царя, под сенью которого уготовляется всякая победа!».
Церковь поклоняется не только Кресту, но и крестным страданиям (страстям) Христа. Существует акафист Божественным страстям Христовым. Он поется на службе, которая называется «Пассия». В переводе с латыни это слово означает «страсть, страдание». Песнопения его частично заимствованы из уставных служб Великой Пятницы Страстной седмицы. Чинопоследование Пассии в православной Церкви было введено в XVII веке митрополитом Киевским Петром Могилой. Служба эта, хоть и не является обязательной и служится по желанию настоятеля конкретного храма, но любима народом. Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста, по вечерам. Как ясно из названия, на этих службах воспоминаются спасительные Страдания Господа Иисуса Христа. На каждой Пассии прочитываются евангельские повествования об этом: на первой - 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей - 22 и 23 от Луки, на четвертой - 18 и 19 от Иоанна.
Пассия. Духовенство выходит на чтение Евангелия
По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. В центре храма устанавливается Распятие.
Пассия – служба очень музыкальная, пронизанная множеством прекрасных напевов – и композиторских, и обиходных.
Итак, наступает середина Великого Поста. Как поется в одной из стихир Средокрестной седмицы:
Время пощения ныне преполовививше,
Начало Божественнаго жития яве покажем,
И в конец добродетельнаго жительства
Достигнути тепле потщимся,
Яко да приимем сладость нестареемую.
Господь помог нам пройти первую половину постового испытания. Да пошлет Он нам сил достойно пройти его до
конца и встретить "сладость нестареемую" (вечную Благодать) Христова Воскресения!