Вход
Текущее время Сб Ноя 23, 2024 6:46 pm
Найти сообщения без ответов
Прощеное восресенье и воспоминание о потерянном Рае

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Сб Фев 13, 2010 4:55 pm
Заголовок сообщения: Прощеное восресенье и воспоминание о потерянном Рае
Ответить с цитатой




оследний день перед Великим Постом – Прощеное Воскресенье.

Вот какое хорошее стихотворение я нашла на просторах Интернета. К сожалению, автор скрыт под ником «Львица».

Мой сын прощенья попросил, как будто невзначай:
«Прости меня, приеду я, а ты меня встречай».
«За что, сынок, - спросила я, - простить тебя, скажи?
Ты честным, добрым был всегда, не ведала я лжи».

Вдруг сжалась вся: «Скрываешь что?» - сначала он молчит…
«Да все нормально, мам, скажи: "пусть Бог тебя простит".
Сегодня день такой, что все прощения должны просить.
Прощает Бог, а есть ли Он - не нам с тобой судить».

Прощеный он, воскресный день, бывает раз в году,
А мы случайно узнаем, всегда лишь на ходу.
Прощаем враз друг другу все грехи, копивши год,
И верим в чудо высшее - смешной же мы народ.

Ты приезжай скорей, сынок, я жду тебя, родной,
Пусть Бог тебя за все простит, тоскливо мне одной.
А я, как мать, душой любя, скажу от сердца лишь:
«Будь счастлив, милый сын, да… ты уж не малыш».

Церковный обычай просить прощения у всех накануне Великого Поста – очень древний, он идет от христианских монахов, подвизавшихся в Египте. Великий Пост ими было принято проводить в пустыне в честь сорокадневного пустынного пощения Иисуса Христа.


Крамской. Христос в пустыне

Таким образом монахи усиливали молитвенный подвиг, чтобы лучше подготовиться к светлому празднику Пасхи. Они расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста и не знали – все ли вернутся обратно: кого-то могли растерзать дикие звери, кто-то просто погибал в пустыне от голода и жажды. Поэтому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И, конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча накануне Великого Поста может оказаться последней. Недаром раньше вместо слов «просить прощения, мириться» говорили «прощаться»: «Давай, попрощаемся» означало «Давай, помиримся, простим друг друга».



Со временем эта традиция перешла в богослужение православной Церкви. Ведь сам Господь простил распинающих Его и молился за них. И в Господней молитве сказано: «…остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Чтобы быть прощенным Господом, нужно и самому научиться прощать.

Один французский путешественник, посетивший Россию в начале XVII века, писал: «На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом; встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: "прости меня, ради Христа ", другой отвечает: "Бог тебя простит, прости и ты меня"».

При дворе московских государей обряд прощения стал торжественной церемонией. Уже с середины Масленой недели царь объезжал московские монастыри, прощаясь с братией, а иногда ездил и в Троице-Сергиеву Лавру. Затем прощался со своими домочадцами. В само воскресенье, после обедни, патриарх посещал государя, и во дворце совершался обряд прощения со всеми придворными. А вечером в Прощеное воскресенье этот чин прощения совершался в Успенском соборе. Здесь пели соответствующие песнопения, а Патриарх произносил проповедь. Затем государь шествовал в Чудов и Воскресенский монастыри, а также в Архангельский и Благовещенский соборы, где просил прощения у гробов своих родителей. В этот день русские цари отпускали на свободу многих заключенных.

И в наше время в этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с чистой душой, сосредоточиться на духовной жизни и достойно встретить Пасху - день Воскресения Христова. Церковь призывает просить прощения не формально, а искренне, с любовью, и не только у тех, кого мы обидели, а особенно у тех, кто обижает нас - ведь это тяжелее всего.

В православных храмах на вечернем богослужении совершается особый чин прощения чтобы, в преддверии Великого Поста, примириться и проститься со всеми и, благодаря этому, - с Самим Богом. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согрешил делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных». Священник произносит «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

Настоятель берет напрестольный Крест, и все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения. Затем все кланяются друг другу, просят прощения, многие даже становятся на колени и кланяются земно. В знак прощения принято отвечать: «Бог простит, и ты меня прости ради Христа». Прощать нужно стараться искренне, от всего сердца. В конце службы поются стихиры Пасхи, однако последняя стихира - «Воскресения день» - поется не до конца, а только до слов: «и тако возопиим:», так как дальше - пасхальный тропарь, который поется только на Пасху. Пение пасхальных стихир напоминает о том, что пост – это не что-то мрачное и беспросветное, а путь к Пасхе, которая уже близко.

а церковных службах Прощеного воскресенья поминают также историю грехопадения наших прародителей – Адама и Евы – и изгнание их из Рая.

Господь щедро одарил первого человека – сделал его венцом творения и хозяином над всеми земными созданиями – ведь даже названия животным Господь поручил давать Адаму.


Рубенс. Адам и Ева

Бог позаботился также и о том, чтобы человеку не было скучно одному, и дал ему подругу, освятив тем самым союз женщины и мужчины.


Нестеров. Адам и Ева в Раю

Все было у первых людей, дал Господь им и свободу воли – не хотел Он, чтобы Его создания были просто марионетками в Его руках. Но этой волей-то как раз и не сумели распорядиться Адам и Ева. Не сумели соблюсти единственного запрета Господня: не есть от древа познания. Не жаль было Господу никаких плодов в Его райском саду, хотел он просто испытать – как человек распорядится своей свободной волей, насколько он послушен Господу и насколько может противостоять искушениям. Ведь в Раю, вместе с Господом и Силами Небесными, должны были жить только достойные создания.


Тициан. Грехопадение Адама и Евы

Но наши прародители не утояли перед врагом-искусителем рода человеческого. «Будете, как Боги», - вот что соблазнило их. Им мало было быть созданиями Господними, они захотели сравняться с самим Создателем.

И, как всегда, диавол обманул. Никаких особых знаний не приобрели Адам и Ева, только вдруг застыдились, поняв, что они наги, застыдились своего тела, созданного Богом, – то есть потеряли святую невинность.


Тиссо. Изгнание из Рая

Разоблачение же и наказание последовали незамедлительно. Господь изгнал Адама и Еву из рая и лишил бессмертия. Человек, созданный из земли, после тяжкого земного существования неизбежно должен был теперь умереть и смешаться с землей, из которой был сотворен. Навеки затворились райские двери, а у входа стал на страже ангел с огненным мечом.



Мазаччо. Изгнание из Рая (фрагмент)

Горько плакали наши прародители, сидя напротив райских врат. А потом началась земная история рода человеческого.

Но недаром рассказ об изгнании из Рая читается в день Прощеного воскресенья. Господь милосердно простил людей и послал на землю Сына Своего, взявшего на себя все грехи мира, в том числе и первородный грех Адама и Евы.


Нестеренко. Воскресение Христово, сошествие во ад и освобождение прародителей. Пилон храма Христа-Спасителя

Воскреснув, Христос первым делом сошел во ад и освободил томившихся там ветхозаветных праведников и патриархов, в том числе и наших прародителей – Адама и Еву. Святым Христовым искуплением мы все получили возможность обрести утерянное когда-то райское блаженство. Проходя через горнило земной жизни, трудясь и борясь духовно, стараемся мы стать достойными Создателя и уповаем, что вновь войдем когда-нибудь в сияющие райские врата.

от такую стихиру поют на церковной службе, посвященной воспоминанию о потерянном Рае:

еде Адам прямо Рая, и свою наготу рыдая, плакаше: увы мне,
Раю, мой Раю, мой прекрасный, мой Раю!

Прелестию лукавою увещану бывшу и окрадену, и славы удалену,
Простотою нагу, ныне же недоуменну.

Но о Раю, Раю мой, ктому твоея сладости не наслаждуся,
Ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя,
В землю бо пойду, от неяже взят бых.

Милостиве, щедре, вопию Ти: помилуй мя, падшаго.
Господи, Господи, помилуй мя, падшаго!

РОСТИТЕ ЖЕ, РАДИ ХРИСТА, И МЕНЯ, ГРЕШНУЮ, ЕСЛИ КОГО ЧЕМ ОБИДЕЛА

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net