В.В. Шилов. Патриарх Ермоген
ы же, хотя бы и малое стадо верных сынов Святой Руси, не бойся… Если велики волны и грозна буря, не бойся гибели, ибо на камени веры и правды стоим. Пусть пенится и беснуется море, оно не может потопить корабля Иисусова!
Патриарх Ермоген
изнь священномученика святителя Патриарха Ермогена протекала в непростой, судьбоносный период Российской истории. Покорение Казани, Астрахани, Сибири, венчание на всероссийское царство Иоанна IV (Грозного) и сложности его правления, издание Судебника, проведение первых Земских Соборов, Смутное время – вот какие испытания послал ему Господь. Уже при жизни Ермоген прославился как истинный евангельский «пастырь добрый», полагавший, по слову Иисусову, «душу свою за овцы», а его героическая мученическая смерть от польских захватчиков принесла ему посмертную славу и прославление в лике святых.
Сведений о семье и детских годах патриарха практически не сохранилось – известно лишь, что происходил он из донских казаков, родился около 1530 года и был наречен в святом крещении Ермолаем.
Еще молодым человеком он посвятил свою жизнь Господу и был поставлен священником
гостинодворской церкви во имя святителя Николая в Казани. Сохранились отзывы современников о нем, как о мудром, образованном человеке, известным честностью и чистотой.
В 1579 году Ермоген, по воле Божией, стал свидетелем чудесного явления Казанской иконы Божией Матери. Он первым принял на руки обретенный из земли чудотворный образ и показал его народу, а затем, во главе торжественного крестного хода, перенес икону в Никольский храм.
Казанская икона Божией Матери
Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершавшихся от нее чудесах, где, в частности, написал: «Я же тогда... хотя и был каменносердечен, однако прослезился и припал к Богородичному образу, и к чудотворной иконе, и к Предвечному Младенцу, Спасу Христу... И по велению Архиепископа, с прочими святыми крестами пошел я с иконою в находящуюся вблизи церковь святого Николая, который зовется Тульским...»
Также, вдохновленный чудесным событием, Ермоген написал тропарь Казанской иконе Божией Матери, который мы поем до сих пор. Это поистине жемчужина церковного гимнотворчества. Несмотря на то, что тропарь сравнительно длинный, он легко запоминается, любим народом, прекрасно ложится и на 4-й глас, и на другие церковные напевы, и на многие композиторские мелодии, специально для него написанные.
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго!
За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего
И всем твориши спастися, в Державный Твой Покров прибегающим.
Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице,
Иже в напастех, и скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими,
Предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем
Пред Пречистым Твоим образом со слезами
И невозвратно надежду имущих на Тя,
Избавление всех зол всем, Полезная, даруй
И вся спаси, Богородице Дево,
Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.
В 1582 году священник Ермолай принял иноческий постриг с наречением имени Ермоген. Пострижение происходило в Чудовом монастыре Московского Кремля, который Ермоген с тех пор называл Обетным.
Чудов монастырь
В 1587 году Ермогена поставили настоятелем Казанского Спасо-Преображенского монастыря, а по смерти тогдашнего Казанского Архиерея Иеремии – хиротонисали во епископа и назначили первым митрополитом Казанским.
Казанский Спасо-Преображенский монастырь
Ермоген сразу же развернул активную церковную деятельность. В то время слыхом не слыхивали о принципах политкорректности, поэтому митрополит Казанский особые усилия прилагал к просвещению христианской верой казанских татар, справедливо (по-своему, конечно) полагая, что если Казань входит в состав Российского государства, то и там должна преобладать основная российская вера – Православие. Нужно сказать, что Ермоген преуспел в этом деле – многие татары перешли в христианство. Весь 1591 год митрополит регулярно собирал новокрещенных в кафедральном соборе и наставлял их в Православной вере.
Ермоген проявлял неуклонную твердость в соблюдении христианских традиций. Так, 9 января 1592 года он направил Патриарху Московскому и всея Руси Иову письмо, в котором указывал, что в Казани не совершается особого поминовения православных воинов, погибших при взятии этого города, поскольку не установлен для этого особый день. Также Ермоген писал, что никак не поминаются три казанских мученика, пострадавших за веру: один, Иоанн, - русский, а двое других – Стефан и Петр – новокрещенные татары. В ответ Иов издал Указ от 25 февраля, которым предписывалось «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятыя Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия». В тот же синодик Патриархом предписывалось внести имена трех казанских мучеников, а день их памяти поручалось установить самому митрополиту Казанскому. Таким днем Ермоген назначил 24 января. С тех пор все положенные службы совершались неукоснительно.
Мученики Казанские Иоанн, Петр и Стефан
Гурий и Варсонофий, Казанские чудотворцы. Икона XVIII века
В 1595 году по инициативе и при деятельном участии Ермогена совершилось обретение мощей чудотворцев казанских: святителя Гурия, первого архиепископа Казанского, и святителя Варсонофия, архиепископа Тверского. Святители были погребены в церкви на территории Спасо-Преображенского монастыря в Казани. Когда гробы были открыты, все увидели нетленные одежды и мощи святых, о чем Ермоген немедленно сообщил Патриарху и царю. По повелению царя Феодора Иоанновича в Казанском Спасо-Преображенском монастыре воздвигли на месте старого новый храм, где и поставили обретенные мощи святых. Ермоген сам составил жития Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев.
Лжедмитрий I. Портрет начала XVII века
То было трудное время для России. Вначале на Российский престол восшел Лжедмитрий I. По замыслу царя, был создан совершенно новый для России орган правления – Сенат, в котором лучшие российские представители должны были вершить судьбы страны. Для участия в Сенате царь вызвал и Ермогена. Но безразличие нового царя к вере, склонность его к католичеству и к сближению с иноземцами претили Казанскому митрополиту. Ермоген понимал, что Польша, уже захватившая часть русских земель, преследовавшая на этих территориях православных и посадившая на Российский престол своего ставленика, не успокоится, пока не установит по всей России церковную унию под началом Рима, а затем – и католичество. Хотя Ермоген и был свидетелем беззаконий эпохи правления Грозного, темной поры опричнины, в частности, убийства святителя Филиппа, но еще страшнее для него была угроза потери национальной идентичности Руси, русской Православной веры.
Марина Мнишек
Когда же царь собрался жениться на Марине Мнишек, Ермоген в числе других духовных лиц настаивал на обязательном крещении будущей царицы в Православие, за что был удален снова в свою епархию.
Василий Шуйский
Когда Лжедмитрий I был низложен и царем стал Василий Шуйский, он вспомнил о Ермогене и решил возвести его на патриарший престол как врага предшествовавшего царя. Но не только политические соображения повлияли на решение Шуйского – выдающиеся архипастырские труды Ермогена, его популярность в церковной среде и в народе также сыграли большую роль.
Патриарх Ермоген
Панагия Патриарха Ермогена
3 июля 1606 года в Московском Успенском соборе Кремля Ермоген был возведен на Патриарший престол. Митрополит Исидор вручил новому Патриарху посох святителя Петра, Московского чудотворца, а царь прислал Ермогену панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и посох. Святейший Патриарх Ермоген совершил шествие на осляти вокруг Кремля, как полагалось по древнему чину, в подражание Иисусову Вхождению во Иерусалим. В это время Святейшему было уже более 70 лет.
В эпоху наступившего Смутного времени, когда большинство московских бояр, забыв о государстве, искали прежде всего личной выгоды, святитель Ермоген явился одним из немногих среди центрального правительства, сохранивших свои убеждения и твердо проводивших их в жизнь.
Король Сигизмунд
Поляки подошли вплотную к Смоленску, и король Сигизмунд потребовал, чтобы бояре приказали этому городу сдаться без боя. Московские послы, находившиеся при польском дворе, возражали против этого, и бояре, по наущению Сигизмунда, собирались отправить им грамоту с требованием подчиниться воле короля. Такая грамота должна была быть подписана самыми авторитетными лицами Москвы, и обязательно – Патриархом. Но Ермогену было уже совершенно ясно, что цель польского царя – окончательный захват и порабощение России, уничтожение Православия. Поэтому когда бояре пришли к нему за подписью, Патриарх решительно отказал им, несмотря на то, что в пылу спора один из бояр, Салтыков, даже угрожал ему ножом.
Ермоген отказывается подписать боярскую грамоту
Бояре отправили грамоту без подписи Патриарха, но московские послы не сочли такой документ действительным и не выполнили боярского приказа. С этих пор святитель Ермоген является уже открытым противником поляков. Он везде, где было возможно, произносил проповеди и рассылал грамоты, в которых увещевал народ стоять за православную веру против желающих уничтожить ее иноземцев.
Лжедмитрий II
Испытания Смутного времени достигли апогея - самозванец Лжедмитрий II подошел к Москве и стал лагерем в Тушино. Многие московские бояре сбежали к нему, предав и свой народ, и свою веру. Патриарх Ермоген направил мятежным изменникам два послания. В одном из них он писал:
С. Иванов. Лагерь Лжедмитрия II в Тушино
«...Вы забыли обеты православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за дом Пресвятой Богородицы и за Московское государство и припали к ложно-мнимому вашему царику... Болит моя душа, болезнует сердце, и все внутренности мои терзаются, все составы мои содрогаются; я плачу и с рыданием вопию: помилуйте, помилуйте, братие и чада, свои души и своих родителей, отшедших и живых... Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви, как проливается кровь неповинных, вопиющая к Богу. Вспомните, на кого вы поднимаете оружие: не на Бога ли, сотворившего вас? не на своих ли братьев? Не свое ли Отечество разоряете?... Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
В другой грамоте Первосвятитель призывал: «Бога ради, познайте себя и обратитесь, обрадуйте своих родителей, своих жен и чад, и всех нас; и мы станем молить за вас Бога...»
В Москве начался голод. Первосвятитель повелел келарю Cepгиевой обители Авраамию (Палицыну) открыть для голодающих монастырские житницы с хлебом.
Оборона Троице-Сергиевой Лавры
Патриарх Ермоген вдохновил иноков Троице-Сергиевой лавры на caмоотверженную, героическую оборону обители от польско-литовских интервентов. Их многотысячный отряд осадил Лавру в сентябре 1608 года. Жестокая осада длилась 16 месяцев, но безуспешно: в январе 1610 года поляки с позором отступили. В это время Патриарх Ермоген продолжал рассылать свои послания, в которых убеждал народ в том, что Лжедимитрий II — самозванец, призывал подняться на защиту веры и Отечества.
Бесславный конец Лжедмитрия II, убитого своими же приспешниками, не слишком облегчил положение Русского государства. После свержения, в результате боярского заговора, царя Василия Шуйского (в июле 1610 года) Москва была полностью занята польскими войсками. Большинство бояр заговорили о необходимости возвести на русский престол польского королевича Владислава, сына Сигизмунда.
Королевич Владислав
Этому решительно воспротивился Патриарх Ермоген, совершавший в храмах особые молебны об избрании на царский престол «от кровей российского рода». На требование бояр написать особую грамоту к народу с призывом покориться Сигизмунду, Патриарх вновь ответил решительным отказом и угрозой анафематствования. Он открыто выступил против иноземных захватчиков, призывая русских людей встать на защиту Родины. По благословению Святителя из Казани была перенесена Казанская икона Божией Матери, которая стала главной святыней ополчения под руководством Минина и Пожарского.
М.И. Скотти. Минин и Пожарский
Грамоты, рассылавшиеся Патриархом Ермогеном по городам и селам, побуждали русский народ к освобождению Москвы от врагов и избранию законного русского царя. Москвичи подняли восстание, в ответ на которое поляки подожгли город, а сами укрылись в Кремле. Совместно с русскими изменниками они насильно свели святого Патриарха Ермогена с Патриаршего престола и заключили в Чудовом монастыре под стражу.
Патриарх Ермоген в темнице
В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, Осажденные в Кремле поляки не раз посылали к Патриарху послов с требованием, чтобы он подписал грамоту, приказывающую русским ополченцам отойти от города, угрожая ему при этом смертной казнью.
В. Чистяков. Патриарх отказывается подписывать грамоту поляков
Святитель твердо отвечал:
«Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдете из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы, если останетесь здесь, я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». (Литовцами, литовскими людьми было принято тогда на Руси называть всех иноземцев с Запада, в том числе и поляков).
Икона св. Ермогена, где он держит свиток со словами: "Боюсь Единаго Живущаго на Небесех" ("Боюсь одного Бога") - так святитель отвечал на угрозы врагов
Осада Кремля, из-за несогласованности действий бояр, продолжалась девять месяцев. В это время «благородные польские рыцари» фактически заживо погребли старика-Патриарха в темнице, бросив ему, как бы в насмешку, овсяный сноп для пропитания и «забыв» о нем. 17 февраля (2 марта по новому стилю) святитель скончался мученической смертью от голода и жажды.
А. Новоскольцев. Смерть Патриарха Ермогена
Известие о смерти Патриарха еще больше вдохновило и сплотило ополченцев. 27 октября (по старому стилю) 1612 года Москва была освобождена. Тело святителя Ермогена с почестями погребли в Чудовом монастыре. Через 40 лет, в 1652 году, рака с мощами преподобного была вскрыта для ее поновления – и все увидели, что святитель лежал, как живой, а от мощей его исходило благоухание. В 1654 году рака с мощами Ермогена была перенесена в Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля
12 (25 по новому стилю) мая 1913 года постановлением Правительственного Святейшего Синода было совершено прославление святителя Ермогена в лике святых. Со всех концов России на торжественную церемонию съезжался народ, среди которого Патриарх Ермоген давно уже считался молитвенником за Русскую землю. Все спешили приложиться к мощам святителя в Успенском соборе, около которых непрерывно пелись панихиды. Божественную литургию служил специально приехавший Патриарх Антиохийский. Так совершилось прославление истинного русского патриота, радетеля Православия - священномученика Ермогена. Память ему с тех пор совершают трижды в году: 17 февраля (2 марта) – день мученической кончины святителя; 12 (25) мая – день прославления в лике святых и 5 (18) октября – Собор Московских святителей.
Место погребения Патриарха Ермогена в Успенском соборе. Фото 1913 года