Четвертая неделя (воскресенье) и пятая седмица Великого Поста посвящены великому христианскому святому подвижнику Иоанну, прозванному Лествичник. Это прозвание он получил за написание замечательного духовного творения, называемого «Лествица», то есть «Лестница». В ней путь к к Царствию Небесному представлен в виде крутой лестницы, по ступеням которой шагать непросто, но необходимо, если человек хочет спастись.
Преподобный Иоанн Лествичник родился в 570 году от святых Ксенофонта и Марии, память которых празднуется 8 февраля по новому стилю. У него был брат Аркадий.
Святые Ксенофонт и Мария с детьми - Иоанном и Аркадием. Икона XVII в.
С детства Иоанн желал посвятить себя служению Богу. В возрасте 16 лет он пришел в Синайский монастырь. Его духовным наставником стал авва Мартирий. Через четыре года Иоанн был пострижен в монашеский чин. В течение 19 лет, до самой смерти аввы Мартирия, Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу, а затем удалился в пустыню Фола, где провел 40 лет.
Св. Иоанн Лествичник в пустыне
Из смирения преподобный Иоанн старался всячески преуменьшить свой пустыннический подвиг. Так, он всегда подчеркивал, что ведет вполне обычный образ жизни (как будто само пустынничество не есть подвиг!). «Я не постился чрезмерно, - говорил он о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся…». То есть прежде всего Иоанн ставил подвиг смирения, и сам в нем вполне преуспел, о чем говорит следующий эпизод. Умудренный духовным опытом, Иоанн с радостью и любовью поучал всех, приходящих к нему. Однако нашлись завистники, которые стали упрекать его в многословии и тщеславии. Тогда преподобный Иоанн взял на себя обет молчания и безмолствовал в течение года. Завистники сами осознали свое заблуждение и пришли к Иоанну просить прощения и духовного руководства.
Иоанн Лествичник (художник Дорнер,из росписи Исаакиевского сбора в С.-Петербурге) и новгородская икона XII века "Лествица"
Насколько был далек преподобный Иоанн от тщеславия, говорит глава из позже написанной им книги «Лествица» (ступень 22), где он писал о тщеславии так: «Тщеславие выказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием. Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь. Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему. Куда ни поверни это терние, оно все станет спицами кверху. Тщеславный на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу. Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные. Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его. Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему. Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие. Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают».
Господь наградил Иоанна даром прозорливости и чудотворения. Однажды произошел такой случай. У преподобного был ученик Моисей. Как-то Иоанн благословил его сделать грядки в огороде. Был сильный зной, и, исполняя послушание, Моисей утомился и прилег отдохнуть в тени близлежащего утеса. В это время Иоанн отдыхал в своей келье после молитвы. Внезапно перед ним во сне предстал почтенный старец и сказал: «Ты спокойно отдыхаешь, а ученик твой находится в опасности». Иоанн немедленно пробудился и стал горячо молиться за своего ученика. Моисей благополучно возвратился вечером, и Иоанн спросил, не случилось ли с ним чего-нибудь. Моисей ответил: «Когда я в полдень прилег отдохнуть, мне приснилось, что ты позвал меня. Я вскочил и сделал несколько шагов, и тут же на то самое место, где я лежал, рухнул обломок скалы».
Так преподобный Иоанн провел 40 лет в подвижническом уединении. В возрасте 75 лет его избрали игуменом Синайской обители. Святой Иоанн Лествичник управлял обителью около 4 лет – до конца жизни. Игумен Раифского монастыря, зная о богатом духовном опыте и прозорливости Иоанна, попросил его написать для своих монахов руководство к духовному совершенствованию. Иоанн, по своей скромности, вначале смутился, но потом исполнил просьбу игумена Раифского. Так была написана знаменитая «Лествица», объясняя название которой, Иоанн писал: «Соорудил я лествицу восхождения от земного во святая, во образ тридцати лет Господня совершеннолетия из 30 степеней, восходя по которой, окажемся праведными и безопасными от падения».
Хотя книга была написана для монахов, любой христианин может взять ее в качестве духовного чтения. Такие столпы православия, как Феодор Студит, Сергий Радонежский и Иосиф Волоколамский и многие другие указывали на "Лествицу" как на обязательное руководство ко спасению.
Св. Феодор Студит
Св. Сергий Радонежский
Св. Иосиф Волоколамский
Сам Господь говорил: «Царствие Небесное нудится», то есть берется усилием. Крутое восхождение – символ трудов, которые нужно приложить, чтобы добиться желаемого. В данном случае – это восхождение именно по лестнице, постепенное, ступень за ступенью. Образ лестницы как пути к Небесам широко используется в Священном Писании. Так, в библейском повествовании о патриархе Иакове рассказывается, что однажды во сне он увидел чудесную лестницу, идущую от земли до неба, по которой восходили и снисходили Ангелы.
Картины "Сон Иакова" Блейка (слева) и Уилмана
В этом Церковь видит прообраз Богоматери, являющейся связующим звеном между родом человеческим и Богом. Обращаясь к Ней, мы поем: «Радуйся, Лествице, Богом данная, Еюже восходим от земли к Небеси». Да, молитвами Богородицы спасется человек, но лишь в том случае, если он и сам приложит усилия, чтобы день за днем, ступень за ступенью выстраивать свою Лествицу духовную для восхождения в Горняя.