Святая преподобная Мария Египетская. Церковная роспись
де-то в середине V века в Египте родилась девочка, и назвали ее Марией. То ли родители плохо следили за ней, то ли природа ее своенравная, то ли рано проснувшаяся женственность были в том виноваты – но сделалась она игрушкой врага рода человеческого. Едва исполнилось ей 12 лет, как она покинула родительский дом, уехала в Александрию и стала жить там, занимаясь блудом. «Блуд» в широком смысле слова – это не просто любовная распущенность, это «заблуждение» вообще, когда человек теряет жизненные ориентиры, и все правильное и достойное начинает казаться ему скучным и пресным, а смысл жизни видит он в себялюбии и пороке.
Картины художника Э. Дине и неизвестного художника
Марии очень нравилась развеселая жизнь, которую она вела. Была она молода и хороша собой, толпы поклонников окружали ее, вино, любовные наслаждения, песни и буйные пляски – вот что заполняло все ее время. Забыла она и о родителях, и о том, что все-таки она – христианка и даст рано или поздно ответ перед Богом. Так прошло 17 лет.
Но Господь, который не забывает ни об одной заблудшей овечке из Своего стада и не хочет смерти грешника, а его исправления, не забыл и о грешнице Марии. Однажды она увидела, что множество народа идет к морской гавани, чтобы плыть в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. И ей вдруг захотелось с ними – не ради праздника, а потому, что путешествие в другую страну сулило новые любовные приключения. Будет что потом рассказать веселым друзьям и подружкам! Мария побежала в гавань и легко села на корабль – ведь платой за проезд была она сама. И все морское путешествие не было недостатка в любвеобильных и щедрых попутчиках…
То же самое продолжалось и в Иерусалиме. Но в самый день праздника Мария все-таки решила из любопытства вместе со всеми пойти в храм и приложиться к Честному Кресту.
Войдя на паперть, Мария ощутила смутное беспокойство, но все-таки с толпой народа стала протискиваться в двери. Однако все прошли, а Марию почему-то оттолкнули, и она осталась на паперти. Она попыталась вновь войти в храм – но как-то так получилось, что опять ей не удалось войти. Тогда она стала проталкиваться решительней – вроде бы все стали расступаться перед ней, но в последний момент – опять ей войти не удалось. Несколько раз Мария повторяла тщетные попытки войти – но все было напрасно. И тогда наконец она поняла: это Бог, разгневанный ее греховной жизнью, не допускает, чтобы губы блудницы, оскверненные грехом, прикоснулись к Святому Кресту. И Марии едва ли не первый раз в жизни стало страшно…
Она оглянулась и увидела, что прямо над ней, на стене паперти висит икона Богородицы.
Богоматерь. Церковная роспись
Кроткие очи Пресвятой Девы заглянули прямо в душу Марии. Неожиданно для самой себя она упала на колени перед иконой и стала умолять: «Матерь Божия! Знаю, что недостойна я приложиться к Честному Кресту Сына Твоего! Но Ты, Милосердная, пожалей меня, не отвергай, умоли Сына Твоего, чтобы простил меня, грешную, а я обещаю тебе, что с нынешнего дня изменю всю свою жизнь и никогда не вернусь к блуду и разврату». Долго так плакала Мария, стоя перед иконой на коленях, и вдруг почувствовала успокоение. Тогда она поднялась, пошла к дверям храма – и, о чудо! – легко вошла в него. Мария с трепетом приложилась к Честному кресту, затем вновь вышла на паперть и, обратясь к иконе Богоматери, попросила: «Научи, наставь, Владычице, с чего мне начать новую жизнь?» И тут нежный голос прозвучал в ее душе: «Иди за Иордан, там найдешь покой и спасение».
Не помня себя, Мария вышла на улицу, купила на остававшиеся монетки в лавочке три хлебца и твердо направилась к реке. На закате она была уже возле Иордана. В стоящей на берегу церкви Иоанна Предтечи причастилась, спустилась к реке, омыла в святой Иорданской воде лицо и съела, запив все той же речной водой, половинку одного из хлебцев. Поблизости нашла заброшенный челнок и переплыла реку. Через какое-то время она была уже за Иорданом и, как песчинка, затерялась в безлюдной, каменистой пустыне, простиравшейся за ним.
Прошли десятилетия…
Жил в том же веке в Кесарийском монастыре в Палестине инок Зосима. Отданный в монастырь с детства, он преуспел в монашеских подвигах, и к 53 годам назывался уже «авва», то есть учитель. И стало одолевать его искушение самомнением: вообразил он, что нет монахов, превосходящих его в подвижничестве.
Но явился ему Ангел Господень и повелел идти в Иорданский монастырь, где он увидит гораздо больших, чем он, праведников. Зосима исполнил повеление Ангела, и в Иорданском монастыре, действительно, увидел монахов, во много раз превосходящих его в духовном и молитвенном делании. Старцу оставалось только во всем им подражать.
В Иорданском монастыре был обычай: накануне Великого Поста, после причащения на Божественной Литургии, монахи просили друг у друга прощения, переходили реку Иордан и расходились по окрестной пустыне, где и проводили всю святую Четыредесятницу. Монахи ничего не брали с собой, а пустыне проводили время в молитве и духовном созерцании. Питались же они, чем посылал Господь – кореньями и травами. На Вербное воскресенье монахи возвращались в монастырь.
Авва Зосима, по монастырскому обычаю, перед очередной Четыредесятницей ушел в пустыню. Через 20 дней своего пустынного уединения ему показалось, что он увидел вдалеке от себя человеческое существо. Он пошел в ту сторону и вскоре действительно увидел бредущего по пустыне человека. Тот был обнажен и страшно худ, кожа его почернела от солнца, а волосы, наоборот, выгорели до белизны.
Зосима хотел приблизиться к нему, но человек, увидев Зосиму, пустился от него бежать. Зосима закричал ему вслед, чтобы тот не боялся его. Тогда человек, не оборачиваясь, отвечал Зосиме: «Прости меня, авва Зосима, я не могу приблизиться к тебе, ведь я – женщина, а одежда моя давно истлела. Но если ты бросишь мне свой плащ, я подойду к тебе под благословение, ведь ты – пресвитер и много лет совершаешь службу Господу, а я - великая грешница».
Зосима понял, что говорит с великой подвижницей, обладающей даром прозорливости – ведь как иначе она угадала его имя и священнический сан? С трепетом приблизился он к ней, не глядя, подал свой плащ и сказал: «О, духовная мати! Из нас двоих ты более приблизилась ко Господу, ведь ты прозорливо назвала меня по имени и по духовному званию, хотя никогда ранее не видела. Это тебе надлежит благословить меня. И помолись за меня, за братию обители нашей, и за всех людей».
Икона "Мария Египетская" художника Карпычева, 1906 год; фрагмент этой иконы
«Недостойна я, великая грешница, молиться за тебя и за всех, - ответила женщина, - но, если хочешь, давай, помолимся вместе».
Зосима согласился, и они начали молиться. И тут Зосима увидел, что женщина, воздев молитвенно руки к небу, поднялась над землей и продолжала молиться, стоя на воздухе. Зосима повергся ниц. На секунду у него мелькнула мысль: уж не искушение лукавое все это? Но женщина, повернувшись к нему, сказала: «Нет, я не видение и не дух, и не искушение нечистое, я – просто обычная грешная женщина, но я христианка». Увидев такое прозорливое проникновение в его мысли, Зосима стал умолять женщину рассказать ему свою жизнь. Он понял, что Господь недаром послал его в эту часть пустыни, чтобы он мог поведать всем о новой подвижнице.
Долго колебалась женщина и просила прощения у Зосимы за то, что ей придется рассказать ему нечто, что не совсем подходит для монашеских ушей. Но потом решилась и рассказала, что родилась когда-то в Египте девочка, выросла своевольной и… все, что мы с вами уже знаем.
Мария Египетская. Церковная роспись
«Сколько же лет ты в этой пустыне?» - спросил Зосима. «По моим подсчетам, 47 лет прошло, как я пришла сюда из Иерусалима», - отвечала праведница. «Чем же ты питаешься здесь?» - «Со мной было два с половиной хлебца, они иссохли и окаменели, я по крошечке от них откусывала. А потом – коренья ела, а больше – Господь питал. Не голод и жажда были моими основными мучителями – страдала я больше от всяких соблазнов. Словно лютые звери, терзали меня греховные помыслы, вспоминала я все, как весело, как беззаботно проводила свою молодость, во рту чувствовала вкус яств и вина, которые я когда-то вкушала. В ушах звучали веселые любовные песни, которые когда-то я пела. Но более всего терзала меня блудная страсть. Тогда я, плача, молилась и призывала на помощь Пресвятую Богородицу помочь мне соблюсти обеты, которые я давала перед Ее иконой. От плача и покаянной молитвы мне становилось легче, надо мной как бы начинал сиять чудесный свет, и дурные помыслы рассеивались. Такие мои испытания продолжались первые 17 лет, дальше, слава Богу, стало легче. Но все равно я страдала то от невыносимого зноя, то от ночного холода, ведь платье, бывшее на мне, истлело. Однако в самые тяжкие минуты всегда помнила я свою Святую Поручительницу, приведшую меня сюда для искупления грехов.» Праведница помолчала, потом сказала: «Ты никому, заклинаю тебя Господом, не говори обо мне, а на следующий год не ходи в пустыню, останься в монастыре. Да ты и не сможешь пойти. А в Великий Четверг приди на берег Иордана и захвати с собой Святые Дары – тогда и встретимся».
Сказав это, подвижница повернулась и пошла прочь от Зосимы, а тот стоял, еще более изумленный, - ведь она знала об их монастырском обычае, хотя он ей о нем ничего не сказал!
Весь год авва Зосима пребывал в молчании и никому не открыл о своей встрече с подвижницей, только молился, чтобы ему еще раз увидеть ее. Когда же наступил Великий Пост, Зосима заболел и вынужден был остаться в монастыре. Тогда он понял слова прозорливой подвижницы: «Да ты и не сможешь пойти».
Наступил Великий Четверг – день воспоминания Тайной Вечери. Авва Зосима, взяв Святые Дары, вышел вечером к Иордану и сел на прибрежный камень. Вскоре пришла подвижница и стала на другом берегу реки. Зосима подумал было – как же она сможет перебраться к нему без лодки?
Мария Египетская. Греческая икона
Но женщина перекрестила реку, спокойно ступила на воду и пошла по ней, как по земле, к Зосиме.
Авва Зосима причащает Марию Египетскую. Фрагмент иконы
Зосима упал перед ней на колени, но она подняла его. Вместе они прочитали молитвы, затем Зосима причастил ее. «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко!» - воскликнула подвижница. Затем обратилась к старцу и попросила его придти через год на то место, где они встретились первый раз. Старец выразил желание ходить вместе с ней и быть ее учеником, но преподобная велела ему молиться за себя в монастыре. Затем подошла к реке, вновь перекрестила воду, перешла на другую сторону и скрылась в пустыне.
Зосима в духовном восторге и изумлении вернулся в монастырь, и лишь корил себя за то, что не узнал имени преподобной.
Через год он пришел в назначенное место. Подвижница лежала мертвая на земле, лицом к Востоку. Руки ее были сложены на груди. Авва Зосима оплакал ее и стал читать надгробную службу. Тут он увидел, что возле головы усопшей на земле было начертано: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной рабы Божией Марии. Молись за меня, грешную». Помолившись, старец решил, что пора копать могилу, но растерялся: как он сможет сделать это, ведь земля такая жесткая, а он стар и слаб. Внезапно из пустыни вышел огромный лев. Старец замер в страхе, но лев подошел к телу преподобной и стал лизать ее ноги. Затем начал ласкаться к старцу, словно ласковый кот. Зосима понял все; он указал льву на землю рядом с телом Марии, и тот послушно начал копать своими мощными когтями яму. Когда была вырыта могила, старец опустил туда тело преподобной. Лев помог Зосиме засыпать могилу и удалился в пустыню, а старец помолился и вернулся в монастырь.
Придя в обитель, авва Зосима поведал всем о преподобной Марии. Это повествование передавалось поколениями монахов из уст в уста, а впервые было записано святителем Софронием Иерусалимским.
"Марьино стояние" (Богослужение в честь святой преподобной Марии Египетской)
В память о великой святой Марии Египетской Церковью установлена служба утрени четверга 5-й седмицы Великого Поста, совершаемая обычно в среду вечером. В народе это богослужение обычно называют «Марьино стояние». Служба эта длинная: прочитывается полностью Великий Покаянный Канон Андрея Критского. Также читается житие преподобной Марии Египетской. Кроме того, в память преподобной Марии Египетской названы пятая неделя (воскресенье) и шестая седмица Великого Поста.
Житие преподобной Марии Египетской является примером того, каким искренним и глубоким, преодолевающим все грехи, может и должно быть покаяние, перерождающее душу и меняющее жизнь человека.