Майков. Христос
трастная Седмица – это уже не Четыредесятница и даже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идем навстречу Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идет навстречу нам. Идет через Тайную Вечерю, через арест, через страдания, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе. Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.
А. Кураев
от и наступает последняя седмица перед Пасхой, называемая Страстной или Великой. В ней сконцентрирован весь смысл Великого Поста. По напряжению духовных сил – это, пожалуй, самое важное время всего церковного года. Страстная седмица посвящена последним дням земной жизни Христа, его страданиям, крестной смерти и погребению. Каждый день этой седмицы подготавливает верующих к сораспятию со Христом. Каждый день Страстной Седмицы в жизни Христа происходило что-то важное, каждый день воспоминаются Его притчи и эпизоды из Ветхого Завета, прообразующие Его жизнь.
После Входа в Иерусалим Господь вновь вернулся в Вифанию и переночевал там, а утром, вновь идя в Иерусалим, Он увидел по дороге дерево смоковницу (инжир) и пожелал вкусить ее плодов. Ведь Он был Богочеловек, и человеческой частью Своей природы испытывал и голод, и жажду. Но на дереве, покрытом густой листвой, не оказалось плодов. Оно было красивым, но бесполезным.
Тогда Господь сказал: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек». И смоковница тут же засохла.
Иссохшая смоковница символизирует руководителей тогдашней иудейской Церкви – фарисеев и первосвященников, - внешне благочестиво исполнявших Закон Божий, но плодов веры не дающих. Позже Христос сказал о них: «Отъимется от них Царствие Божие и дастся языку, творящему плоды Его».
В этот же день к Иисусу пришли эллины и выразили желание беседовать с ним.
Беседа с эллинами
Эллинами в Иудее называли не только греков, но и всех язычников. Это было не простое любопытство, но искреннее желание приобщиться к учению Христа. Такое обращение язычников к Христу как бы предрекало обращение к Нему всего языческого мира. Христос долго беседовал с ними и в этой беседе предрек Свои страдания и Крестную смерть. «Приде час, да прославится Сын Человеческий», - сказал Он, - «И аще вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе». Христос говорил о Своем смертном часе, который приведет Его к Воскресению, диавола – к посрамлению и разрушению его всевластия, а людей привлечет ко Христу и ко спасению в Жизни Вечной. В ответ с неба раздался голос Небесного Отца: «И прославих, и паки прославлю». На Эллинов беседа с Иисусом произвела глубокое впечатление. Они предложили Ему бежать в их страну, спасаясь от преследований фарисеев, но Христос отказался – Он должен был исполнить предначертанное.
В Великий понедельник Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного.
Продажа Иосифа
Как Иосиф из зависти и жадности был продан родными братьями в рабство, так и Спаситель был предан своими братьями-учениками. Иуда отдал Его в руки первосвященников, а Петр в минуту опасности отрекся от Него.
Читается притча о неправедных виноградарях, убивших сначала слуг господина своего, присланных за виноградом, а потом и самого сына своего господина.
Притча о злых виноградарях
Эта притча подразумевает не только иудеев, избивавших пророков, а с пришествием сына Божия распявших и Его самого, но и христиан, нарушающих Евангельские заповеди и тем продолжающих распинать сына Божия своими прегрешениями
Также вспоминается притча о мудрых и неразумных девах, рассказанная Христом.
Притча о мудрых и неразумных девах
Девы были приглашены как подруги невесты на свадьбу. Ожидая запаздывающего жениха, неразумные девы заснули и светильники, которые они должны были нести, погасли. А мудрые не спали и держали свои светильники зажженными. Когда в полночь пришел жених, мудрые девы с почетом встретили его, а неразумные не могли найти масла для своих погасших светильников, и дверь, ведущая на брачный пир, для них закрылась. Эта притча означает, что второе Пришествие Христа может наступить в любой момент, и каждый должен не предаваться душевному сну и лености, а держать светильник добрых дел, молитвы и покаяния зажженным. Тропарь, который поют в первые три дня Страстной Седмицы, говорит об этом:
Се, Жених грядет в полунощи,
И блажен раб, егоже обрящет бдяща,
Недостоин же паки, егоже обрящет унывающа.
Блюди убо, душе моя,
Не сном отяготися,
Да не смерти предана будеши,
И Царствия вне затворишися,
Но воспряни зовущи:
Свят, Свят, Свят еси, Боже,
Богородицею помилуй нас.
В эти же первые три дня поется песнопение, в котором Царствие Небесное также сравнивается с чертогом, где идет пир, и куда нельзя попасть, если душа не будет облечена в «одежду брачную» просвещения Христова:
Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный
И одежды не имам, да вниду в онь.
Просвети одеяние души моея, Светодавче,
И спаси мя.
В понедельник Страстной Седмицы православная Церковь совершает еще один важный церковный обряд. Начинается мироварение.
Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 компонентов). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении различных церковных Таинств, например крещении, освящении новых храмов и престолов в них.
Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной Седмице. По церковному правилу, чин мироварения возглавляет Патриарх. На этих снимках еще Патриарх Алексий.
В понедельник Страстной Седмицы он совершает молитвы на начало чина мироварения и трикирием возжигает печь для варки мира.
В первый день миро доводят до кипения
и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро специальными веслами.
Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией.