М. Нестеров. Вход Господень во Иерусалим
Бог Господь и явися нам, составите праздник
И, веселящеся, приидите, возвеличим Христа
С ваиами и ветвьми, песньми зовуще:
"Благословен грядый во имя Господа Спаса нашего!"
Задостойник на Вход Господень во Иерусалим
исус знал, чем грозит Ему возвращение в Иерусалим. Знал, что Воскрешение Лазаря еще больше взбесило фарисеев, и теперь-то они точно найдут способ расправиться с ним. Но в этом и состояло Его предназначение – заявить о Себе как о Мессии, испить чашу страданий, погибнуть и воскреснуть, ибо зерно до тех пор не даст плода, пока не будет погребено в земле, не прорастет и не воскреснет зеленым всходом. Ради спасения всех пришел Он в мир, даже ради спасения тех, кто собирался убить Его. Он не собирался входить в Иерусалим потихоньку, как преступник, разыскиваемый властями, нет, Он войдет как Царь, как Мессия.
Вифания, где в то время находился с учениками Иисус, расположена на восточном склоне Елеонской горы. Эта гора представляла из себя скорее высокий холм, покрытый множеством масличных деревьев, потому так и называлась – Елеонской, от слова «елеа» - маслина. Гора находилась к востоку от Иерусалима и отделялась от него маленькой, пересыхающей летом речушкой Кедроном. На западном склоне горы – Гефсиманский сад. Можно было бы войти в Иерусалим, обогнув Елеонскую гору с юга, либо через верх горы – этот путь труднее, зато короче. Времени для исполнения предначертанного оставалось мало, да и когда Он выбирал легкие пути!
Иисус послал учеников в близлежащее селение, чтобы они привели Ему молодого осла и ослицу. Конь – верховое животное для военного времени, а Он должен был показать, что пришел с миром. Иисус знал, что хозяева животных сразут отдадут их, когда узнают, для Кого.
Итак, ученики привели животных и послали на спину осла свои плащи – Царю должно быть удобно ехать. Он ехал на осленке, а ослица, как запасное животное, пошла рядом. Из Вифании Он выехал в окружении множества народа – вместе с учениками шли люди, бывшие свидетелями Воскрешения Лазаря, а по дороге к ним присоединялись все новые и новые. Многие постилали свои плащи на дорогу, под копыта осла, а самые бедные, у кого и плащей-то не было, срезали пальмовые ветви – ваии и тоже постилали на дорогу.
С вершины Елеонской горы открылся прекрасный вид на Иерусалим – город лежал, как на ладони. Когда они начали спускаться с горы, из города побежали им навстречу увидевшие их люди, и две толпы – сопровождавшие и встречающие – слились воедино.
В. Нестеренко. Вход Господень во Иерусалим
Встречавшие также несли в руках ваии, бросали их под копыта ослу и постилали свои одежды. От приветственных криков звенел воздух.
«Осанна! – кричали люди, - Благословен Царь Израилев!» «Благословен идущий во имя Господа!» Так народ израильский, исстрадавшийся под римским игом, приветствовал Того, кого считал Царем-освободителем, Мессией. Люди не знали пока, что Царь пришел для избавления не только народа израильского от римлян, но и всего человечества от царства греха и смерти.
Так вошел Он в Иерусалим. Сквозь толпу пробился к нему человек в богатой одежде – судя по всему, фарисей. «Учитель, запрети народу так приветствовать Тебя – зачем эта неприличная шумиха, Ты привлекаешь внимание, а это опасно для Тебя». «Если они умолкнут, то камни возопиют», - отвечал Иисус.
Войдя в город, Иисус направился к Храму. Три года тому назад, когда Он после Крещения впервые пришел в Иерусалим, то разогнал всех торговцев, обративших двор и притворы Храма в шумный рынок. Теперь в Храме творилось то же самое – торговцы думали, что Иисус не решится больше войти в Иерусалим. Формально на территории Храма разрешалось продавать только жертвенных голубей. Но стояли столы с самым различным товаром и, конечно, с разменными кассами менял. Во дворе Храма мычал и блеял приведенный на продажу скот.
Рембрандт. Изгнание торгующих из Храма
Иисус действовал решительно – столы с товаром опрокинул, а торговцев и менял разогнал, приговаривая: «Храм должен быть домом молитвы, а вы сделали его вертепом разбойников». Ученики помогали Ему. Торговцы не смели противиться, увидев толпу почитателей, окружавшую Иисуса. Затем к Нему стали подходить больные: слепые, хромые и увечные, которых Он исцелил.
Так вошел Христос в Иерусалим, но не ради славы людской, а на вольные страдания и смерть. Сразу за Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица, каждый день которой называют Великим. События начинают разворачиваться стремительно, и скоро та же толпа, которая кричала «Осанна!» будет кричать: «Распни Его!».
О Входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим написано во всех четырех Евангелиях. Праздник в честь этого события называется еще и «Неделя Ваий», или «Неделя Цветоносная». Христианской Церковью он отмечается начиная с III века. В Россию этот праздник пришел в X веке.
У нас он называется еще и «Вербное воскресенье», так как листья финиковой пальмы (ваии), не растущей в России, заменяют цветущей вербой. Верба ранее других деревьев расцветает после зимы, символизируя пробуждение человечества с приходом Иисуса после тяжкого греховного, безбожного сна.
На богослужении верующие стоят с освященными веточками верб и зажженными свечами. В сердце каждого, как в Иерусалим когда-то, входит Христос, и душа поет: «Осанна в Вышних! Благословен грядый во имя Господне!»