Вход
Текущее время Вт Дек 03, 2024 6:26 pm
Найти сообщения без ответов
Страстная Седмица. Великая Пятница

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Лаветс Букафф
Частый гость


Зарегистрирован: 30.01.2010
Сообщения: 54

СообщениеДобавлено: Чт Апр 01, 2010 3:07 pm
Заголовок сообщения: Страстная Седмица. Великая Пятница
Ответить с цитатой



ще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица --
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Борис Пастернак



несь висит на древе, иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое Воскресение.


Из песнопений Великой Пятницы



так, осудив Иисуса на смерть, первосвященники не могли привести приговор в исполнение без утверждения представителя Рима в стране – игемона (прокуратора, претора). В то время прокуратором иудейским был Понтий Пилат. Он жил в Иерусалиме в своем доме – претории. Перед домом была устроена каменная площадка – лифостротон, на которую приводили подлежащих преторскому суду. Туда и привели Христа рано утром в пятницу.


Муканчи. Христос перед Пилатом

Пилат вышел к ним и спросил, в чем первосвященники обвиняют Христа. Те не смогли ответить ничего вразумительного, и лишь сказали, что если бы этот человек не был злодеем, то его не привели бы на суд. Пилат понял, что здесь какие-то внутренние разборки, в которые лучше не ввязываться. «Судите Его сами, по закону своему», - сказал он. «Но нам нельзя по закону никого предавать смерти без твоего одобрения. А этот человек повинен смерти, так как он развращает народ, запрещает платить подати кесарю и говорит, что Он – Царь Иудейский», - ответили первосвященники. Христос ничего не ответил на эти обвинения.

Тогда Пилат отвел Его в строну и спросил: «Ты правда Царь иудейский?» - «Ты сказал», - отвечал Христос, - «но Царство Мое не от мира сего, иначе подданные Мои вступились бы за Меня. Я родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине».


Ге. "Что есть истина?.."

«Что есть истина?..» – вздохнул Пилат и, не дожидаясь ответа, вышел к первосвященникам. Пилат понял, что перед ним невинный человек, просто чудак, полагающий, что знает истину и проповедающий ее народу. «Не вижу никакой вины в этом человеке», - сказал он первосвященникам. Первосвященники стали настаивать на смертном приговоре, говоря, что этот Галилеянин возмущает народ. Услышав, что Христос из Галилеи, Пилат обрадовался возможности отделаться от них и велел вести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который по случаю праздника приехал в Иерусалим.


Христос перед Иродом

Царь Ирод давно желал увидеть Христа, но просто из любопытства. Ему казалось, что это просто ловкий фокусник, превращающий воду в вино, ходящий по воде и так далее. Когда Иисус оказался перед ним, Ирод стал задавать Ему всякие глупые вопросы. Иисус ничего не отвечал. Тогда Ирод и его придворные стали издеваться над Ним и высмеивать, как им казалось, жалкого дурачка. Вдоволь насмеявшись, Ирод заявил, что никаких приговоров он выносить не будет, и отослал Христа обратно к Пилату.

И снова в претории собрались первосвященники. Вокруг уже шумела толпа любопытных. Пилат, обратившись к первосвященникам, заявил: «Я при вас Его допрашивал и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Ирод также не нашел в Нем никакой вины. Давайте я лучше накажу Его и отпущу". У иудеев был обычай отпускать на Пасху одного приговоренного к смерти. Пилат решил этим воспользоваться. К смерти тогда были приговорены за убийство разбойник Варрава и его сообщники. Пилат вышел к народу и спросил: «Кого мне отпустить на Пасху: Христа или Варраву?» Он был уверен, что народ будет просить отпустить Иисуса, так как понимал, что Он невиновен и оклеветан.
Но первосвященники и старейшины уже настроили народ против Иисуса и подучили просить освободить Варраву. Пилат снова и снова обращался к толпе, говорил, что не видит в Иисусе никакой вины, но все, словно обезумев, кричали: «Распни Его! Да будет распят!»».

Тогда Пилат отдал приказ бичевать Христа. Он подумал, что увидев Его страдания, народ сжалится над ним и удовлетворит свое желание крови.


Бугро. Бичевание Христа

Воины отвели Христа во двор и жестоко избили плетьми. Затем стали издеваться над ним: надели на него короткий плащ красного цвета (багряницу), возложили Ему на голову венец из колючих веток терна, а в правую руку дали трость вместо царского скипетра,


"Радуйся, Царь Иудейский!.."

становились перед Ним на колени, кланялись Ему и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а потом вставали и плевали Ему в лицо и, взяв у Него трость, били по голове.

Истерзанного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к народу и сказал: «Се человек!». Этим он хотел сказать: «Пожалейте Его, Он и так достаточно наказан».


Муканчи. "Распни, распни Его!.."

Но толпу уже было не успокоить, все кричали: «Распни, распни Его! У нас нет другого царя, кроме кесаря!» Пилат испугался, что его обвинят в нелояльности кесарю и решил предать Иисуса на казнь. Он велел принести себе воды,


Чистяков. "Се - Человек..." (Пилат умывает руки)

а затем демонстративно умыл руки перед народом и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника, а вся вина пусть падет на вас». Затем отпустил Варраву, а Иисуса велел распять.


Варраву отпускают

В толпе находился и Иуда. Видя страдания Иисуса, он ужаснулся того, что совершил. Его начали мучить страшные угрызения совести и отчаяние.


Раскаяние Иуды

Он решил возвратить тридцать сребреников. «Согрешил, пролил кровь неповинную», - сказал он, придя к первосвященникам.


Иуда бросает сребреники

И, бросив перед ними деньги, пошел и повесился.


Самоубийство Иуды

Страшный грех предательства Иуды был умножен грехами отчаяния и самоубийства. Если бы он покаялся перед самим Иисусом, пусть даже рискуя пострадать вместе с Ним, то был бы наверняка прощен.

Первосвященники побрезговали употребить деньги Иуды в пользу Храма, а купили на них пустырь у одного горшечника, где он брал глину, и устроили там кладбище для бродяг и иноверцев.


Когда Иисуса повели на распятие, Он, по обычаю, должен был сам нести Свой Крест.


Несение Креста

Но Он был так обессилен страшными истязаниями, что упал под тяжестью креста. Тогда из толпы выхватили человека по имени Симон Киреянин и заставили его нести крест.

Множество народа шло за Ним, но там были не только враги, но и почитатели. Многие женщины плакали. Обратившись к ним, Иисус сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Господь имел в виду страдания, которые постигнут иудейский народ за отвержение и казнь Мессии. И уже в 70 году нашей эры Иерусалим был разрушен Титом, а народ иудейский рассеян по лицу земли.

К северо-западу от Иерусалима находился холм Голгофа. Христа привели туда и распяли между двух разбойников, тоже осужденных на казнь.


Распинание Христа


Нестеренко. Распятие

Распятие – казнь мучительнейшая. Распинаемого клали на лежащий на земле крест, прибивали кисти рук и стопы ног, а затем крест поднимали и укрепляли в земле. Тело распятого беспомощно повисало на руках, грудная клетка стискивалась и он мог умереть сразу от удушья, но ноги были прибиты на специальной подставке. Это была единственная точка опоры. Руки под тяжестью тела раздирались гвоздями, все тело сводили мучительные судороги. Кроме того, казнимый страдал от жажды и беспощадного солнца. Даже римляне, желая облегчить страдания несчастных, ввели обычай давать им перед казнью напиток из вина и специальных одурманивающих веществ. Эти вещества были горькими, а вино – скисшим, поэтому Евангелист Матфей говорит, что Иисуса хотели напоить «желчью и уксусом». Но Господь решил претерпеть чашу страданий до конца в полном сознании, и от напитка отказался. Возле Креста проходили люди и смеялись над Иисусом. «Если Ты так всесилен – спаси сам себя, сниди со креста!».


Голгофа

Несмотря на невероятные страдания, Господь не стенал и не жаловался. Он молился за распинающих: «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят».

Один из распятых рядом разбойников, озлобившись от мучений, стал хулить Господа и насмехаться над Ним. В другом же очевидно сохранились какие-то добрые чувства, и он стал усовещивать своего товарища по несчастью: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал. Очевидно, на него сильное впечатление произвела молитва Христа о распинателях. В его душе произошел благодатный перелом, и он, выражая веру в Христа как в Мессию, попросил Его: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Слова благоразумного разбойника стали с той поры для нас примером истинного глубокого покаяния, и даже вошли в богослужебное употребление: на утрени Великой пятницы поется песнопение «Разбойника благоразумного»:

азбойника благоразумного во едином часе
Раеви сподобил еси, Господи.
И мене Древом Крестным просвети
И спаси мя.


Исповедание разбойником Христа тут же заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить: «Ныне же будешь со Мною в Раи», - отвечал ему Господь. У Креста стояли родные и близкие Иисуса: Его Пречистая Матерь, Мария Магдалина и еще две женщины. Иисус, обратился с Креста к Своей Матери и Апостолу Иоанну. «Жено, се сын Твой», - сказал Он Богоматери об Иоанне. «Се Мати твоя», - сказал Он затем Иоанну.

Тем временем воины у подножия Креста делили одежды распинаемых – таков был обычай. Верхний плащ Христа разорвали на четыре части, а нижний хитон был цельнотканым, поэтому о нем воины бросали жребий. Так исполнилось пророчество о Мессии из Псалма: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».

Мучения Господа все усиливались. Из Его груди вырвалось отчаянное: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». «Жажду», - прошептал Он. Один из воинов надел на копье губку, смоченную кислым вином, и поднес к губам Иисуса. И вот наступил Его смертный час. «Свершилось», - сказал Господь. – «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». И, поникнув Головой, скончался...


а молчит всякая плоть человеча,
И да стоит со страхом и трепетом
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися и датися в снедь верным.
Приходят к Нему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию,
Многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими,
Лицы закрывающе и вопиюще песнь: "Аллилуия!"




Для ускорения смерти осужденных было решено перебить им голени, чтобы они задохнулись. Но когда подошли к Иисусу, увидели, что Он уже мертв. На всякий случай один из воинов ударил Его копьем в грудь; из раны истекли кровь и вода.

У Христа при жизни были и потаенные ученики. Один из них – Иосиф Аримафейский, пришел к Пилату и попросил у него тело Иисуса для погребения.


Иосиф Аримафейский

По обычаю тела должны были оставаться на крестах и делались добычей птиц, но если находились желающие совершить погребение, то тело отдавали. Иосиф устроил новую пещеру для погребения (гроб) и купил погребальную плащаницу – длинное полотно. Еще один тайный ученик Иисуса, Никодим, принес погребальные ароматы.


Снятие со Креста

Они вместе с женщинами, присутствовавшими при казни, сняли Тело Иисуса с Креста, умастили Его благовониями, обвили плащаницей и положили в пещере.


Боровиковский. Христос во Гробе

Привалив камень ко входу в гроб, они удалились. Женщины договорились между собой, что по окончании субботы, когда всякая деятельность считалась грехом, они возьмут заранее купленные ароматы и придут еще раз помазать тело. Такое второе помазание тоже входило в обряд погребения.



ебе, Одеющагося светом яко ризою
Снем Иосиф с Древа с Никодимом,
И видев мертва, нага, непогребена,
Благосердный плач восприим, рыдая глаголаше:
Увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце на Кресте висима узревша - мраком облагашеся,
И земля страхом колебашеся,
И раздирашеся церковная завеса:
Но се ныне вижу Тя, мене ради
Волею подъемша смерть.
Како погребу Тя Боже мой,
Или какою плащаницею обвию?
Коима ли рукама прикоснуся
Нетленному Твоему телу?
Или кия песни воспою
Твоему исходу Щедре?
Величаю страсти Твоя,
Песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:
Господи, слава Тебе.

Из песнопений на Погребение Господне



На другой день, то есть в субботу, первосвященники, пренебрегая соблюдением субботы, вновь пришли к Пилату и потребовали, чтобы он дал распоряжение об охране гроба в течение трех дней. Они сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал, что воскреснет на третий день. Так вот, Его ученики могут украсть тело из гроба и сказать народу, что Он воскрес». Пилат дал им стражников и сказал, чтобы они распоряжались сами. Тогда первосвященники не только поставили стражников у пещеры, но и запечатали ее печатями Синедриона со шнурами.

Но эта затея обернулась против них: сами того не ведая, они подготовили убедительное доказательство Воскрешения Христова из мертвых, поскольку ни стража, ни печати не помогли.



Великая Пятница в Церкви - самый скорбный день в году. В этот день вспоминаются Крестные страдания и смерть Христа. Не совершается Божественная Литургия, а вместо нее читаются перед Крестом псалмы и Евангелия о Страстях Господних. Днем из алтаря выносят Плащаницу – изображение лежащего во гробе Христа. Ее кладут на специально устроенное возвышение в центре храма - "Гроб Господень".


В. Васнецов. Плащаница

Во время службы утрени Великой Субботы (в пятницу вечером) совершается Крестный Ход: с пением погребального «Святый Боже…» Святая Плащаница обносится вокруг храма. Этот эпизод и отражен в стихотворении Пастернака, приведенном в качесте эпиграфа.


Погребальный Крестный Ход с Плащаницей


Плащаница в храме

По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения. Подходя к Плащанице, прихожане отдают земной поклон и прикладываются к изображению Спасителя во Гробе. В это время хор поет соответствующие песнопения, например такое:

ще и всегда распинаю Тя грехами моими,
Ты же, Спасе Мой, умирая, не отвращаешися от мене,
Но, преклонь главу, прощаеши мя, к Себе призывая.
Тем же, Спасе Мой, к Тебе прибегаю, аз грешный,
Со слезами вопию ти: помилуй мя,
Оставление грехов ми даруй
И помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lucia
Асклепиада


Зарегистрирован: 19.09.2007
Сообщения: 223
Откуда: Италия, Удженто

СообщениеДобавлено: Вс Май 16, 2010 7:28 pm
Заголовок сообщения: Празднования Страстной Пятницы и Субботы в Апулии (Италия)
Ответить с цитатой



В Апулии до нашего времени сохранились очень сильные театрально-сценические моменты, сопровождающие религиозные обряды Великого поста и Святой Недели. Можно вспомнить многочисленные процессии «встречи», которые проходят во многих городах и местечках региона, в частности – в области Капитаната. В местечке Сан-Северо устраивают две процессии: одна посвящена Мадонне, вторая – Христу бичуемому. Они проходят разными маршрутами и заканчиваются вместе при первых лучах зари Святой Пятницы на главной площади местечка: здесь Богоматерь узнает своего Сына, но не может обнять его, ибо так называемый «босоногий крестоносец» (один из важнейший персонажей процессии) поднимает между ними огромный крест – в знак невозможности изменить божественный замысел, чем усиливает драматичность момента.

В городе Бищелье встреча Богоматери с Иисусом происходит перед памятником Страстей Христовых, установленном на главной площади. Мария – с прекрасным молодым лицом, обрамленным настоящими волосами, принесенными в дар статуе какой-либо девушкой, - нежно склоняется над измученным Сыном, согбенным под тяжестью Креста, и целует его в лоб. Это «сцена поцелуя», которая кажется вечной, потому что сопровождается скорбным плачем, криками и апплодисментами тысяч верующих, присутствующих в этот момент на площади.



Зачастую эти драматические процессии предусматривают и участие в них живых персонажей наряду со статуями. Например, в местечке Розето Вальфорторе – где вся история Страстей Христовых и кончины Иисуса разворачивается на крошечных площадях и узких улочках местечка – Христос и Мадонна представлены статуями, а людям отведена роль менее значимых персонажей (Вероника, ангел-утешитель, иудеи, пешие и конные римские солдаты, Симон Киринеянин и прочие), которые вступают в действие и «уходят со сцены» в нужные моменты. Эта процессия интересна еще и тем, что является дожившим до нас «народным спектаклем», если можно так выразиться; «сценарий» его передается изустно из поколения в поколение и мы видим практически то же действо, что проходило здесь и триста, и пятьсот лет назад. Заканчивается эта процессия выходом Скорбящей Богоматери, за которой выносят гроб ее почившего Сына, окруженный маленькими детьми в костюмах ангелов.

На другой стороне весьма длинной Апулии, в городке Мартано, процессии со статуями мертвого Христа и Скорбящей Богоматери предшествуют так называемые «живые картины», в которых подробно (начиная с въезда Иисуса в Иерусалим) «рассказывается» история Страстей Христовых и Распятия. Еще одна великолепная многолюдная процессия проходит в местечке Малье. В начале процессии несут статую усопшего Христа, завершает ее статуя Богоматери в траурном одеянии, которую почитают в церкви Скорбящей Богоматерии.



В Бриндизи празднование Святой Недели отличается вполне определенными ритуальными жестами, действиями и символами. Все действа организуются различными Братствами: трехдневные и семидневные богослужения, молитвенные и и покаянные встречи, а также – паломничества к «гробницам», которые готовят будущих участников к торжественным процессиям. В этих городках и местечках (как и везде на Юге Италии) существуют многочисленные Братства Мадонны Кармельской, которые, как правило, и играют самую активную роль в подготовке религиозных процессий и празднеств. В Лечче и Таранто (и их окрестностях) именно им выпадает древнейшая и исключительная честь – тщательно и торжественно зафиксированная в Уставах Братства, и зачастую еще и подтвержденная решениями гражданских и церковных судов – совершение паломничества и бдение у «гробницы». Босые собратья-кармелиты в характерной широкополой шляпе – так называемой «pazienza» («терпение» - итал.) – на которой вышита надпись DÉCOR CARMELI (КРАСА КАРМИЛА – лат.), опущенном на лицо капюшоне с прорезями для глаз, четками на поясе и посохом в руке, парами и в полном молчании исключительно медленно проходят посреди такой же молчаливой толпы до церкви, где поклоняются Святым Дарам, хранящимся в специальной урне. Это невозможно медленное шествие – называемое на местном диалекте «nazzicata» (то есть «плечом к плечу») – очень впечатляюще и оставляет совершенно незабываемые ощущения. В городке Мандурия существует так называемый «salamlicc» - встреча пар кающихся, которая сопровождается ритуальными поклонами и жестами (на местном диалекте их участников называют «pappamusci», «bubli bubli», «perdoni», «mai»).



Очень впечатляющи и пасхальные ритуалы в городке Франкавилла Фонтана. В пятницу перед Вербным воскресеньем проходит процессия Скорбящей Богоматери, которую называют «Страстной»; затем собратья-кармелиты, с закрытыми лицами, парами или группами совершают паломничество к «гробнице», неся перед собой статую Скорбящей Богоматери из своей церкви; проходит здесь и вечерняя процессия Таинств, в которой принимают участие многочисленные «pappamusci cu li trai» - босые кающиеся в капюшонах, которые почти падают под тяжестью огромных крестов, сделанных из неотесанного дерева.
Ярко выраженные покаянные мотивы характерны и для «процессии цепей», которая проходит в городке Тройя: пять верующих с закрытыми лицами в знак поклонения «гробнице» несут к ней тяжелый крест, идут они босиком, с ногами, закованными в кандалы и цепи, которые, ударяясь о брусчатку улиц городка, издают своеобразный звук, еще более усиливающий и без того впечатляющее зрлище. Похожий ритуал проходит и в Нойкаттаро и Тридджано, где так называемые «via crauci» - одетые в черный мешок и с терновым венцом на голове, идут босиком за священными символами, также неся на плечах тяжелые кресты, а на лодыжках – «дисциплинарные» цепи, которыми еще несколько десятилетий назад бичевали себя во время процессии. Инструменты умерщвления плоти и «наказания» остались и в процессиях местечек Джойя дель Колле и Валенцано.

В Таранто – ставшем уже городом-символом пасхальных празднований – процессии тоже носят яркий покаянный характер, и сопровождаются выразительнейшими почти что театральными «постановками». Все начинается с жарких баталий на аукционах, которые проходят в Вербное (в Италии оно называется «Пальмовым») Воскресенье. На них борются за право несения священных символов и статуй. В итоге организуются две процесси, которые на полтора дня парализуют «город двух морей». Первая процессия начинается в полночь Святого Четверга, когда с крутой барочной лестницы церкви Святого Доминика, что в Старом Городе, спускается статуя Скорбящей Богоматери с пронзенным сердцем в руке.
Вторая процессия – процессия Таинств – отправляется в путь вечером Святой Пятницы от Кармельской церкви, и заканчивается на заре Святой Субботы. Каяльщики (здесь их называют «perdoni») идут между статуй попарно, очень медленно, это шествие восходит к средневековому ритуалу оплакивания усопшего – так называемой «nazzecata» (очень схожей с пасхальным сицилийским ритуалом «annaccata») – которая заключалась во временном «замедлении» ритма жизни, выражении скорби и траура через замедление жестов и моторики. «Траурный шаг» становится еще драматичнее, благодаря ритмичным и резким звукам деревянных трещоток с железными створками (дошедших до нас из древнего Римского Ритуала) и душераздирающим заупокойным мелодиям, свойственным апулийским Страстям Христовым.




Очень похожая на тарантийскую процессия проходит и в местечке Моттола, которая на заре Святой Субботы начинает свое движение от Кармельской церкви и заканчивается ранним вечером. Когда-то в процесси участвовали только великолепные старинные статуи скульптора Макканьяни (Maccagnani), недавно же к ним добавились статуя Оплакивания и ангелов с символами мученичества Христова.
Участие в этих процессиях босоногих каяльщиков с закрытыми лицами – хоть и восходит к древней культуре избавления от греха путем умерщвления плоти, яркими примерами которой были секты флагеллантов и дисциплинатов XIII века – на самом-то деле является выражением совершенно иной религиозной культуры, имеющий корни в контрореформе. Например, в этих процессиях исключено появление крови (что случается в процессиях в Ночере Теринезе или Гуардия Санфрамонди) – когда-то очень распространенное по всей Апулии.
По всей области проходят процессии Таинств: очень торжественные, в которых всегда принимают участие местные власти в праздничной униформе с символами траура, что выражает скорбь всей общины.
Название процессии Таинств (processione dei Misteri) восходит к старинному средневековому термину, означавшему священные постановки, в которых разыгрывались сцены из жизни Христа, Богородицы и святых. Они организовывались в церквях, церковных дворах и в молитвенных домах Братств для того, чтобы донести священную историю до практически поголовно неграмотного народа.



По количеству священных статуй выделяется процессия Таинств в Валенцано (городке неподалеку от Бари), которая начинается утром Святой Пятницы. Она состоит из примерно сорока больших скульптурных групп (большей частью – принадлежащих частным лицам), изображающих целые сцены Крестного Пути и Смерти Христа. Процессия заканчивается на главной площади городка «великой проповедью» и передачей в руки Скорбящей Богоматери распятого Христа.

Очень хороши и барочные «покаянные» ритуалы в Бари и окрестностях, достаточно вспомнить Процессию Таинств в Бари, которую организуют каждый год разные братства. Эту традицию в 1825 году ввел своим декретом архиепископ Клари, чтобы избежать стычек (часто очень ожесточенных и совсем не отличавшихся «братской любовью») между братствами церквей Святого Григория и Валлизы.
Очень впечатляет и процессия Святой Пятницы в Битонто: она открывается представлением разных братств городка, а затем по его улочкам, едва освещаемым факелами, проносят статую усопшего Христа в «naca» - это своеобразная деревянная позолоченная «колыбель», сделанная по испанским образцам. Вместе с Христом – в неверном свете множества свечей - проносят и статую Скорбящей Богоматери, копию Плащаницы XVII века и цветочную композицию в форме маленького храма, увенчанного серебряным крестом, в котором содержится реликвия – щепочки от Креста, на котором был распят Иисус.




В Мольфетте устройством празднеств занимаются в основном два самых древних братства: Братство Смерти (или Братство «черного мешка»), и Братство Святого Стефана (или Братство «красного мешка»). Первое братство организует процессии Скорбящей Богоматери (в Страстную Пятницу), а второе – древнейшую Процессию Таинств, в которой принимают участие пять статуй (одни из самых красивых, которые только можно увидеть в Апулии), одетых в так называемый «estofado de oro» - «золотой наряд» - произведения талантливого (хоть и оставшегося неизвестным) неаполитанского мастера начала XVII века.

Среди процессий Скорбящей Богоматери стоят упоминания и празднества в Канозе, их два: процессия Святой Пятницы и так называемая процессия Безутешной Богоматери, проходящая в Святую Субботу. На этой последней за статуейМадонны – сидящей у подножия Креста и утешаемой ангелом – следует вереница из сотен одетых в черное девушек с закрытыми лицами, которые идут «цепочкой» и душераздирающими голосами поют Гимн Безутешной Богоматери, в котором слышится все отчаяние матери, потерявшей – совершенно несправедливо – своего сына.
В Вико дель Гаргано с самого утра Святой Пятницы под пение членов братств по улицам «бродят» разные статуи Богоматери (каждая принадлежит какому-нибудь братству), которые к вечеру объединяются в одну процессию и проходят по всем улицам местечка.

Совершенно уникальна церемония Страстной Пятницы в местечке Сан-Марко-ин-Ламис: статуя Мадонны в траурном облачении проносится по всем улицам в «сопровождении» огромных горящих дровяных конусов, которые зловеще освещают весь ее путь, отбрасывая блики и обдавая горьким запахом горящего дерева верующих и многочисленных туристов, приезжающих специально для того, чтобы увидеть это потрясающее воображение зрелище, похожее на иллюстрации к дантовскому «Аду».



Часто процессии Страстей Христовых «украшаются» и присутствием на них различных реликвий, как это происходит в Битонто, Руво-ди-Пулья, Моле, Рутильяно, Терлицци и многих других городках и местечках. Здесь реликварии, украшенные благородными металлами и драгоценными камнями, выставляются для поклонения верующим, а затем проносятся по улицам в сопровождении карабинеров в парадной форме. Например, в Барлетте, заключенный в реликварий в форме креста, хранится довольной крупный фрагмент Креста Господня, который – если верить традициям и легендам – был привезен из самого Иерусалима.
В Джовинаццо – вплетенные в цветочный узор и обкуриваемые ладаном – по городу проносятся два шипа из Тернового Венца. Особо же почитается шип из Андрии, с которым – в особых случаях – происходит чудо: он покрывается кровью.
С истинным религиозным пылом (хоть и несколько «обращенным» в сторону толп туристов) во многих городах Апулии устраиваются религиозные «спектакли» на пасхальные темы («отголоски» средневековых «мистерий»). Некоторые особенно впечатляют, потому что их разыгрывают в историческом центре городков (как в Руво-ди-Пулья, Корато или Конверсано) или же – в замечательно красивых пейзажах за пределами местечек. В местечке Джиноза, окруженном гротами, руинами и очень характерной средиземноморской растительностью, устраивают представление «Пещера». В нем классические тексты Евангелия причудливо сплетаются с архаичными Страстными песнопениями Саленто, передающимися из поколения в поколение в устной традиции, а также – с понятными и без слов жестами и мимикой. Получается очень выразительное «Евангелие бедняков», каковой, собственно, всегда и являлась средневековая «мистерия».

В местечках так называемой «Салентийской Греции» (Grecìa Sanentina) – то есть области, где очень сильны греческие традиции и в ходу странный язык: смесь местных диалектов с греческим – еще остался (хоть уже и исчезающий) певческий ритуал, так называемый «I passiùna tu Cristù in lingua grìca» - «Страсти Христовы на греческом языке», в котором рассказываюся все страдания Христа и Богоматери. Певцы, несущие в руках большие ветки, украшенные лентами, полевыми цветами и иконами, бродят по улицам и площадям местечек, распевая 66 строф, за которые слушатели должны обязательно чем-то вознаградить певцов.


_________________
Автор сайта "Italia Mia"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Христианские тексты, святыни, праздники, иконы, предметы культа, одеяния и аксессуары Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net