Ф. Бруни. Исцеление расслабленного у Овечьей купели
четвертую неделю по Пасхе церковь вспоминает описанное в Евангелии чудо исцеления Христом расслабленного, то есть парализованного.
Это случилось в Иерусалиме во время одного из иудейских религиозных праздников. При Храме, возле так называемых овечьих ворот (через них прогоняли овец для жертвоприношения) была устроена купальня с пятью притворами (отделениями) в виде крытых галерей, окружающих бассейн. Купальня эта называлась Вифезда, что в переводе с еврейского означает «Дом милосердия». В купальне раз в году происходило чудо – на воду бассейна спускался Ангел Господень, вода начинала бурлить и волноваться, и те, кто первыми успевали влезть в эту воду, пока волнение не прекращалось, - изцелялись от любой болезни. Точного времени схождения Ангела никто не знал, поэтому притворы всегда были заполнены народом – больные и привезшие их родные и близкие терпеливо «чаяли движения воды».
Я. Капков. Схождение Ангела на воды купели
Среди больных лежал парализованный человек. 38 лет назад с ним случилось несчастье: его парализовало, и, хотя он потратил на лечение все свое состояние, врачи не помогли ему. Человек был уже стар и одинок – кто-то когда-то просто привез его в чудесную купальню и оставил там на произвол судьбы. Сам он не мог даже привстать с подстилки, на которой лежал, не то что дойти до бассейна, улучить момент и прыгнуть в целебную воду. Всем же окружающим было не до него – каждый думал только о себе и о своих привезенных больных – ведь движение воды происходило так редко и было так кратко!
И вот, милостию Божиею, в купальню вошел Иисус. Среди толпы жаждущих исцеления Он сразу узрел самого беззащитного и беспомощного.
К. Блох. Христос исцеляет расслабленного
«Хочешь ли ты быть здоровым?» - спросил его Иисус. «Да, Господи, - ответил больной, - но я не могу никак вовремя попасть в воду: даже если мне бы и удалось доползти до бассейна, другие оттолкнут меня, а со мной нет никого («человека не имам»), кто бы просто столкнул меня туда вовремя».
Какие страшные слова: «человека не имам»! Кругом полно народу, есть и здоровые: привезшие своих больных и просто любопытствующие – а «человека не имам»! Всегда, когда читала или слышала этот Евангельский эпизод (а его читают на каждом водосвятном молебне), думала: «Ну хоть бы пинком его сбросили в воду, что ли! Неужели на это нужно много времени?» Нет, и впрямь не было кругом людей – была пустыня равнодушия к чужой беде.
Но пришел Тот, которому не нужно было чудодейственной воды, кто Сам был Исцелением больных, Надеждой отчаявшихся и Защитой всех беззащитных. Он просто сказал больному: «Встань, возьми свою постель и иди». И больной встал. Машинально, еще не осознавая, что произошло, он свернул свою подстилку, взял ее и пошел.
Как это бывает всегда, чудо вызвало и зависть, и неприятие. Особо «благочестивые» иудеи сказали исцеленному, что, неся постель, он нарушает установление субботнего покоя (была суббота, день, когда правоверные иудеи соблюдали запрет на любую деятельность, в том числе и на переноску тяжестей).
Исцеленный растерянно сказал: «Тот, кто исцелил меня, велел мне взять постель и идти». «А кто это тебе сказал?» - продолжали допытываться «благочестивые». Но Иисус уже скрылся в толпе, а исцеленный даже не знал, кто это.
Однако вскоре после этого Иисус встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже». К тому времени исцеленный уже знал, кто исцелил его. И он, исповедуя Господа, стал всем рассказывать, что чудесным исцелителем был Иисус.
Тогда старейшины иудейские прицепились уже к Иисусу и стали его упрекать в нарушении субботы – якобы в субботу и добрые дела делать непозволительно. Иисус же отвечал, что Его Небесный Отец творит добро всегда, невзирая на день недели, поэтому и Он поступает так же: «Иисус же говорил им: "Отец Мой доныне делает (добро), и Я делаю. Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он (Бог Отец), то и Сын (Божий) творит также. Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет. Кто не почитает Сына, тот не почитает и Отца, пославшего Его. Исследуйте священные писания ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне"» (Ин, 5:1-15).
Злоба старейшин иудейских на Иисуса еще больше усилилась от этих слов. Уже не только в нарушении субботы обвиняли они Его, но и в том, что своим Отцом Он называет Бога. Их решение уничтожить Иисуса укрепилось еще больше.
Этот Евангельский эпизод, как и все Евангелие, гораздо глубже своей сюжетной канвы. О многом заставляет подумать он: и о равнодушии человеческом, и о способности нашей в минуту истинной беды оттолкнуть слабого и калеку; и о зависти и неблагодарности людской, когда в ответ на чудо мы еще рассуждаем, а вовремя или правильно ли оно произошло; и о лицемерии, которое превыше всего ставит исполнение буквы закона, а не истинные человеческие ценности добра и справедливости; и о том, что, наверное, человечество тоже долгое время – века! - лежало расслабленным во грехе, пока не прозвучал Его голос: «Встань, иди и более не греши».