ще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье.
Еще земля голым-гола,
И ей ночами не в чем
Раскачивать колокола
И вторить с воли певчим.
И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.
А в городе, на небольшом
Пространстве, как на сходке,
Деревья смотрят нагишом
В церковные решетки.
И взгляд их ужасом объят.
Понятна их тревога.
Сады выходят из оград,
Колеблется земли уклад:
Они хоронят Бога.
И видят свет у царских врат,
И черный плат, и свечек ряд,
Заплаканные лица --
И вдруг навстречу крестный ход
Выходит с плащаницей,
И две березы у ворот
Должны посторониться.
И шествие обходит двор
По краю тротуара,
И вносит с улицы в притвор
Весну, весенний разговор
И воздух с привкусом просфор
И вешнего угара.
И март разбрасывает снег
На паперти толпе калек,
Как будто вышел человек,
И вынес, и открыл ковчег,
И все до нитки роздал.
И пенье длится до зари,
И, нарыдавшись вдосталь,
Доходят тише изнутри
На пустыри под фонари
Псалтырь или Апостол.
Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.
Борис Пастернак
несь висит на древе, иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе,
Покажи нам и славное Твое Воскресение.
Из песнопений Великой Пятницы
так, осудив Иисуса на смерть, первосвященники не могли привести приговор в исполнение без утверждения представителя Рима в стране – игемона (прокуратора, претора). В то время прокуратором иудейским был Понтий Пилат. Он жил в Иерусалиме в своем доме – претории. Перед домом была устроена каменная площадка – лифостротон, на которую приводили подлежащих преторскому суду. Туда и привели Христа рано утром в пятницу.
Муканчи. Христос перед Пилатом
Пилат вышел к ним и спросил, в чем первосвященники обвиняют Христа. Те не смогли ответить ничего вразумительного, и лишь сказали, что если бы этот человек не был злодеем, то его не привели бы на суд. Пилат понял, что здесь какие-то внутренние разборки, в которые лучше не ввязываться. «Судите Его сами, по закону своему», - сказал он. «Но нам нельзя по закону никого предавать смерти без твоего одобрения. А этот человек повинен смерти, так как он развращает народ, запрещает платить подати кесарю и говорит, что Он – Царь Иудейский», - ответили первосвященники. Христос ничего не ответил на эти обвинения.
Тогда Пилат отвел Его в строну и спросил: «Ты правда Царь иудейский?» - «Ты сказал», - отвечал Христос, - «но Царство Мое не от мира сего, иначе подданные Мои вступились бы за Меня. Я родился и пришел в мир, чтобы свидетельствовать об Истине».
Ге. "Что есть истина?.."
«Что есть истина?..» – вздохнул Пилат и, не дожидаясь ответа, вышел к первосвященникам. Пилат понял, что перед ним невинный человек, просто чудак, полагающий, что знает истину и проповедающий ее народу. «Не вижу никакой вины в этом человеке», - сказал он первосвященникам. Первосвященники стали настаивать на смертном приговоре, говоря, что этот Галилеянин возмущает народ. Услышав, что Христос из Галилеи, Пилат обрадовался возможности отделаться от них и велел вести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который по случаю праздника приехал в Иерусалим.
Христос перед Иродом
Царь Ирод давно желал увидеть Христа, но просто из любопытства. Ему казалось, что это просто ловкий фокусник, превращающий воду в вино, ходящий по воде и так далее. Когда Иисус оказался перед ним, Ирод стал задавать Ему всякие глупые вопросы. Иисус ничего не отвечал. Тогда Ирод и его придворные стали издеваться над Ним и высмеивать, как им казалось, жалкого дурачка. Вдоволь насмеявшись, Ирод заявил, что никаких приговоров он выносить не будет, и отослал Христа обратно к Пилату.
И снова в претории собрались первосвященники. Вокруг уже шумела толпа любопытных. Пилат, обратившись к первосвященникам, заявил: «Я при вас Его допрашивал и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Ирод также не нашел в Нем никакой вины. Давайте я лучше накажу Его и отпущу". У иудеев был обычай отпускать на Пасху одного приговоренного к смерти. Пилат решил этим воспользоваться. К смерти тогда были приговорены за убийство разбойник Варрава и его сообщники. Пилат вышел к народу и спросил: «Кого мне отпустить на Пасху: Христа или Варраву?» Он был уверен, что народ будет просить отпустить Иисуса, так как понимал, что Он невиновен и оклеветан.
Но первосвященники и старейшины уже настроили народ против Иисуса и подучили просить освободить Варраву. Пилат снова и снова обращался к толпе, говорил, что не видит в Иисусе никакой вины, но все, словно обезумев, кричали: «Распни Его! Да будет распят!»».
Тогда Пилат отдал приказ бичевать Христа. Он подумал, что увидев Его страдания, народ сжалится над ним и удовлетворит свое желание крови.
Бугро. Бичевание Христа
Воины отвели Христа во двор и жестоко избили плетьми. Затем стали издеваться над ним: надели на него короткий плащ красного цвета (багряницу), возложили Ему на голову венец из колючих веток терна, а в правую руку дали трость вместо царского скипетра,
"Радуйся, Царь Иудейский!.."
становились перед Ним на колени, кланялись Ему и говорили: «Радуйся, Царь иудейский!», а потом вставали и плевали Ему в лицо и, взяв у Него трость, били по голове.
Истерзанного Христа в терновом венце и багрянице Пилат вывел к народу и сказал: «Се человек!». Этим он хотел сказать: «Пожалейте Его, Он и так достаточно наказан».
Муканчи. "Распни, распни Его!.."
Но толпу уже было не успокоить, все кричали: «Распни, распни Его! У нас нет другого царя, кроме кесаря!» Пилат испугался, что его обвинят в нелояльности кесарю и решил предать Иисуса на казнь. Он велел принести себе воды,
Чистяков. "Се - Человек..." (Пилат умывает руки)
а затем демонстративно умыл руки перед народом и сказал: «Неповинен я в пролитии крови этого Праведника, а вся вина пусть падет на вас». Затем отпустил Варраву, а Иисуса велел распять.
Варраву отпускают
В толпе находился и Иуда. Видя страдания Иисуса, он ужаснулся того, что совершил. Его начали мучить страшные угрызения совести и отчаяние.
Раскаяние Иуды
Он решил возвратить тридцать сребреников. «Согрешил, пролил кровь неповинную», - сказал он, придя к первосвященникам.
Иуда бросает сребреники
И, бросив перед ними деньги, пошел и повесился.
Самоубийство Иуды
Страшный грех предательства Иуды был умножен грехами отчаяния и самоубийства. Если бы он покаялся перед самим Иисусом, пусть даже рискуя пострадать вместе с Ним, то был бы наверняка прощен.
Первосвященники побрезговали употребить деньги Иуды в пользу Храма, а купили на них пустырь у одного горшечника, где он брал глину, и устроили там кладбище для бродяг и иноверцев.
Когда Иисуса повели на распятие, Он, по обычаю, должен был сам нести Свой Крест.
Несение Креста
Но Он был так обессилен страшными истязаниями, что упал под тяжестью креста. Тогда из толпы выхватили человека по имени Симон Киреянин и заставили его нести крест.
Множество народа шло за Ним, но там были не только враги, но и почитатели. Многие женщины плакали. Обратившись к ним, Иисус сказал: «Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо мне, но плачьте о себе и о детях ваших». Господь имел в виду страдания, которые постигнут иудейский народ за отвержение и казнь Мессии. И уже в 70 году нашей эры Иерусалим был разрушен Титом, а народ иудейский рассеян по лицу земли.
К северо-западу от Иерусалима находился холм Голгофа. Христа привели туда и распяли между двух разбойников, тоже осужденных на казнь.
Распинание Христа
Нестеренко. Распятие
Распятие – казнь мучительнейшая. Распинаемого клали на лежащий на земле крест, прибивали кисти рук и стопы ног, а затем крест поднимали и укрепляли в земле. Тело распятого беспомощно повисало на руках, грудная клетка стискивалась и он мог умереть сразу от удушья, но ноги были прибиты на специальной подставке. Это была единственная точка опоры. Руки под тяжестью тела раздирались гвоздями, все тело сводили мучительные судороги. Кроме того, казнимый страдал от жажды и беспощадного солнца. Даже римляне, желая облегчить страдания несчастных, ввели обычай давать им перед казнью напиток из вина и специальных одурманивающих веществ. Эти вещества были горькими, а вино – скисшим, поэтому Евангелист Матфей говорит, что Иисуса хотели напоить «желчью и уксусом». Но Господь решил претерпеть чашу страданий до конца в полном сознании, и от напитка отказался. Возле Креста проходили люди и смеялись над Иисусом. «Если Ты так всесилен – спаси сам себя, сниди со креста!».
Голгофа
Несмотря на невероятные страдания, Господь не стенал и не жаловался. Он молился за распинающих: «Отче! Прости им, не ведают бо, что творят».
Один из распятых рядом разбойников, озлобившись от мучений, стал хулить Господа и насмехаться над Ним. В другом же очевидно сохранились какие-то добрые чувства, и он стал усовещивать своего товарища по несчастью: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? Но мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал. Очевидно, на него сильное впечатление произвела молитва Христа о распинателях. В его душе произошел благодатный перелом, и он, выражая веру в Христа как в Мессию, попросил Его: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Слова благоразумного разбойника стали с той поры для нас примером истинного глубокого покаяния, и даже вошли в богослужебное употребление: на утрени Великой пятницы поется песнопение «Разбойника благоразумного»:
азбойника благоразумного во едином часе
Раеви сподобил еси, Господи.
И мене Древом Крестным просвети
И спаси мя.
Исповедание разбойником Христа тут же заслужило высочайшую награду, какую только можно себе представить: «Ныне же будешь со Мною в Раи», - отвечал ему Господь. У Креста стояли родные и близкие Иисуса: Его Пречистая Матерь, Мария Магдалина и еще две женщины. Иисус, обратился с Креста к Своей Матери и Апостолу Иоанну. «Жено, се сын Твой», - сказал Он Богоматери об Иоанне. «Се Мати твоя», - сказал Он затем Иоанну.
Тем временем воины у подножия Креста делили одежды распинаемых – таков был обычай. Верхний плащ Христа разорвали на четыре части, а нижний хитон был цельнотканым, поэтому о нем воины бросали жребий. Так исполнилось пророчество о Мессии из Псалма: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий».
Мучения Господа все усиливались. Из Его груди вырвалось отчаянное: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». «Жажду», - прошептал Он. Один из воинов надел на копье губку, смоченную кислым вином, и поднес к губам Иисуса. И вот наступил Его смертный час. «Свершилось», - сказал Господь. – «Отче, в руки Твои предаю дух Мой». И, поникнув Головой, скончался...
а молчит всякая плоть человеча,
И да стоит со страхом и трепетом
И ничтоже земное в себе да помышляет:
Царь бо царствующих и Господь господствующих
Приходит заклатися и датися в снедь верным.
Приходят к Нему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию,
Многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими,
Лицы закрывающе и вопиюще песнь: "Аллилуия!"
Для ускорения смерти осужденных было решено перебить им голени, чтобы они задохнулись. Но когда подошли к Иисусу, увидели, что Он уже мертв. На всякий случай один из воинов ударил Его копьем в грудь; из раны истекли кровь и вода.
У Христа при жизни были и потаенные ученики. Один из них – Иосиф Аримафейский, пришел к Пилату и попросил у него тело Иисуса для погребения.
Иосиф Аримафейский
По обычаю тела должны были оставаться на крестах и делались добычей птиц, но если находились желающие совершить погребение, то тело отдавали. Иосиф устроил новую пещеру для погребения (гроб) и купил погребальную плащаницу – длинное полотно. Еще один тайный ученик Иисуса, Никодим, принес погребальные ароматы.
Снятие со Креста
Они вместе с женщинами, присутствовавшими при казни, сняли Тело Иисуса с Креста, умастили Его благовониями, обвили плащаницей и положили в пещере.
Боровиковский. Христос во Гробе
Привалив камень ко входу в гроб, они удалились. Женщины договорились между собой, что по окончании субботы, когда всякая деятельность считалась грехом, они возьмут заранее купленные ароматы и придут еще раз помазать тело. Такое второе помазание тоже входило в обряд погребения.
ебе, Одеющагося светом яко ризою
Снем Иосиф с Древа с Никодимом,
И видев мертва, нага, непогребена,
Благосердный плач восприим, рыдая глаголаше:
Увы мне, сладчайший Иисусе,
Егоже вмале солнце на Кресте висима узревша - мраком облагашеся,
И земля страхом колебашеся,
И раздирашеся церковная завеса:
Но се ныне вижу Тя, мене ради
Волею подъемша смерть.
Како погребу Тя Боже мой,
Или какою плащаницею обвию?
Коима ли рукама прикоснуся
Нетленному Твоему телу?
Или кия песни воспою
Твоему исходу Щедре?
Величаю страсти Твоя,
Песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый:
Господи, слава Тебе.
Из песнопений на Погребение Господне
На другой день, то есть в субботу, первосвященники, пренебрегая соблюдением субботы, вновь пришли к Пилату и потребовали, чтобы он дал распоряжение об охране гроба в течение трех дней. Они сказали: «Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал, что воскреснет на третий день. Так вот, Его ученики могут украсть тело из гроба и сказать народу, что Он воскрес». Пилат дал им стражников и сказал, чтобы они распоряжались сами. Тогда первосвященники не только поставили стражников у пещеры, но и запечатали ее печатями Синедриона со шнурами.
Но эта затея обернулась против них: сами того не ведая, они подготовили убедительное доказательство Воскрешения Христова из мертвых, поскольку ни стража, ни печати не помогли.
Великая Пятница в Церкви - самый скорбный день в году. В этот день вспоминаются Крестные страдания и смерть Христа. Не совершается Божественная Литургия, а вместо нее читаются перед Крестом псалмы и Евангелия о Страстях Господних. Днем из алтаря выносят Плащаницу – изображение лежащего во гробе Христа. Ее кладут на специально устроенное возвышение в центре храма - "Гроб Господень".
В. Васнецов. Плащаница
Во время службы утрени Великой Субботы (в пятницу вечером) совершается Крестный Ход: с пением погребального «Святый Боже…» Святая Плащаница обносится вокруг храма. Этот эпизод и отражен в стихотворении Пастернака, приведенном в качесте эпиграфа.
Погребальный Крестный Ход с Плащаницей
Плащаница в храме
По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения. Подходя к Плащанице, прихожане отдают земной поклон и прикладываются к изображению Спасителя во Гробе. В это время хор поет соответствующие песнопения, например такое:
ще и всегда распинаю Тя грехами моими,
Ты же, Спасе Мой, умирая, не отвращаешися от мене,
Но, преклонь главу, прощаеши мя, к Себе призывая.
Тем же, Спасе Мой, к Тебе прибегаю, аз грешный,
Со слезами вопию ти: помилуй мя,
Оставление грехов ми даруй
И помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем.