|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Blind Рыцарь Царственной Секиры
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 405 Откуда: Северо-запад России.
|
Добавлено: Вт Мар 25, 2008 8:36 pm
Заголовок сообщения: Лабиринты, культовые камни, сейды... |
|
|
Доброго времени суток, уважаемые.
Интересуют вот такие книги.:
"Лабиринты и сейды"(Ю.Титов, СССР, 1977)
о книге:
Цитата: | Издание представляющее интерес как пожалуй первое, в котором тематика северных мегалитов рассматривается отдельно. В целом - очень краткий обзор памятников с точки зрения археологии Советского Союза 1970-х гг. Лабиринты Беломорья и сейды Кузовов.
Заслуживает внимания упоминание огромных, высотой до 3-х метров сейдов, зафиксированных при разведке района будущих Серебрянских ГЭС. К сожалению обнаружение столь гигантских сейдов (за 15 лет до официального открытия Воттоваары!) не подвигло подробней разведать окрестности, хранившие не один десяток уникальных мегалитических комплексов в которых мегалитов как песка в Саудовской Аравии. Вместо этого стандартный набор цитат из Кастрена, Шеффера, "камни похожие на животных" и т.п.... Ограниченный взгляд, соответствующий объем и выводы... |
"Путь лабиринта"(О.Кодола, В. Сочеванов, Россия, 2003)
о книге:
Цитата: | Проблематика каменных лабиринтов а фоне реконструкций древних обрядов и магических практик. Авторы исследовали каменные лабиринты на островах Белого моря, и на основе собранного материала предложили ряд реконструкций древних обрядов и их трактовки. По сути книга, первая в России попытка взглянуть на проблему лабиринтов, не сугубо археологически, а комплексно. Среди прочего в книге рассматривается и гипотеза о "цивилизации северных мореходов", которой могли принадлежать каменные лабиринты. Авторы соотносят эту цивилизацию с кельтами (что очень спорно) и проводят еще одну параллель между мегалитами Севера и Запада... |
"Сейд, каменная легенда Лапландии"(В.Мизин, Россия, 2006)
о книге:
Цитата: | Авторская работа посвященная сейдам севера России, первая попытка собрать и систематизировать все имеющиеся данные о сейдах |
"Культовые камни и сакральные места Ленинградской области"
(В.Мизин, Россия, 2006)
о книге:
Цитата: | На первый взгляд вряд ли можно представить более банальную и не мегалитическую территорию, чем Ленинградская область. Данная книга открывает другой взгляд на окрестности Санкт Петербурга. Книга, краткий авторский обзор почитаемых камней и мегалитов Ленинградской области. Отчеты путешествий, обзор версий, предположения... Первая попытка обобщить и обсудить в одной книге каменные древности окрестностей Санкт Петербурга.
Камни чашечники Карельского перешейка и камни следовики Ижорской земли, барельефные изображения на камнях Псковщины и Полужья, сейды на островах Финского залива, странные каменные конструкции на Ладожских островах и многое другое... |
вот собственно пока и всё :)
может есть в PDF? _________________ "Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Ср Мар 26, 2008 6:05 pm
Заголовок сообщения: |
|
|
Цитата: | может есть в PDF? |
У меня этих книг нет.
Но пока могу предложить статью ЧТО ТАКОЕ ЛАБИРИНТ?
http://monsalvat.globalfolio.net/kittim/013teseus/lab01.htm
и статью из Брокгауза
Лабиринт (laburinJoV - labyrinthus) - название, обозначавшее у древних греков и римлян сооружение, занимающее более или менее обширное пространство и состоящее из многочисленных, вырытых под землею или
построенных выше ее поверхности, зал, камер, дворов и переходов, имеющих сообщение между собою и расположенных по столь сложному и запутанному плану, что незнакомый близко с его устройством легко может заблудиться в нем и не найти выхода из него.
До недавнего времени, большинство ученых считали слово Л. производным от греческого слова laura (улица, узкий проход), но теперь принимают его за переиначенное название одного из четырех сооружений подобного рода, известных в древности, от "Храма при входе в озеро" (Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до Р. Хр. фараоном Аменемхою III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова озера, в нынешней провинции Фаюм, в сред. Египте. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили нам описание этого египетского Л., считавшегося одним из семи чудес света. То было колоссальное гранитное четырехугольное здание, состоявшее из трех массивных корпусов, обнимавших с трех сторон внутреннее пространство длиною ок. 200 м. и шириною в 170 м., четвертая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде. В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Самое же здание заключало в себе множество комнат и коридоров, расположенных частью выше поверхности почвы, частью под землею. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до 3000.
От фаюмского Л., бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов, дошли до нас только жалкие развалины, по которым нельзя составить себе удовлетворительного представления о нем, и хотя, в 1843 г., немецкою экспедицией, под руководством архитектора Эрбкама, произведено было исследование этих развалин, однако добытые ею результаты, изложенные потом в сочинении Лепсиуса: "Denkmaler aus Aegypten und Aethiopien" (отд. 1, Берлин, 1849), прибавили очень немногое к тому, что мы знаем о Л. Аменемха III благодаря свидетельствам древних писателей.
Второй Л., знаменитый в античном мире и находившийся, по преданию, близ Кносса, на сев. берегу о-ва Крита, должен считаться скорее созданием народной фантазии, чем сооружением, действительно существовавшим. Постройка его приписывалась легендарному ваятелю и зодчему Дедалу, произведшему ее по приказанию царя Миноса для того, чтобы содержать здесь чудовище Минотавра, рожденное царевною Пасифаей. Здесь, будто бы, совершил один из своих подвигов Тезей, убив это чудовище и освободив через то афинян от позорной и тяжкой дани.
Третий Л., известный в древности, находился на о-ве Самосе или Лемносе, но от него не уцелело решительно никаких следов.
Наконец, четвертый Л. - так назыв. надгробный памятник царя Порсенны в Клузиуме (ныне Кьюзи), в Италии, представляющий собою огромный курган 250 м. в окружности, содержащий в себе целую сеть погребальных склепов и переходов из одного в другой. В новейшее время название Л. дают особого рода садовым украшениям, состоящим из более или менее высоких живых изгородей или из трельяжей, обсаженных растениями, которые расположёны так, что между ними образуются дорожки, ведущие к одному центру, но изгибающиеся в разные стороны и сообщающиеся между собою столь затейливо, что гуляющему не легко добраться до этого центра, равно как и найти обратный путь. |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
Добавлено: Пн Апр 07, 2008 1:25 pm
Заголовок сообщения: |
|
|
Фулканелли. Тайны готических соборов и эзотерическая интерпретация герметических символов Великого Делания
Нет никакого сомнения в том, что лабиринт представляет собой символ духовного паломничества, продвижения от внешнего покрова материи — involucra, к spiritus — внутреннему свету и божественному откровению. Пропорциональная матрица лабиринта может также представлять те законы гармонии, которые приведут человека к осознанию и единству. Интересно, что в центре гигантского лабиринта собора в Шартре помещена медная табличка с выгравированными изображениями Тезея, Минотавра и Ариадны. Присутствие в христианском храме образов языческих героев может показаться несколько странным, но сам миф важен как для герметиков, так и для христиан. Ибо священная нить мудрости (Христос/квадривий/посвящение), врученная Девой-Матерью (Ариадной/Церковью/Марией-Софией) истинно верующему-посвященному (Тезею/священнослужителю/философу) может привести его к победе над иррациональным, всепожирающим огнем низменной животной природы (Минотавром/грехом/невежеством). В этом смысле лабиринт можно считать символом Великой Работы, в ходе которой грубая материя преобразуется во внутренний свет и золотую мудрость, истинный философский камень.
Безусловно, важен также орнамент пола соборов. Как правило, он был выложен плитками из обоженной глины, раскрашенными и покрытыми сверху свинцовой эмалью. Это искусство достигло в Средние Века достаточного совершенства, чтобы придать живость и разнообразие изображаемым сюжетам, использовались также небольшие кубики разноцветного мрамора, в манере византийских мозаик. Наиболее частым изображением были лабиринты. Изображения этих лабиринтов еще сохранились в церквах Санса, Реймса, Оксерра, Сен-Кентена, Пуатье, Байе. В церкви Амьена можно было увидеть большую плиту, инкрустированную слитками золота и золотым же полукругом, на котором был изображен восход солнца. Позже золотое солнце было заменено медным, а еще позже бесследно исчезло и это. Лабиринт Шартра состоит из огромного количества концентрических кругов, которые свертываются с необычайным разнообразием. В центре этого орнамента раньше была изображена битва Тезея с Минотавром. Это еще одно доказательство прикосновений языческих сюжетов, а следовательно, и их герметического смысла, в христианскую иконопись. Не составляет труда установить связь этих изображений с изображениями и сооружениями античности, с лабиринтами Греции и Египта. Соборные лабиринты или лабиринты Соломона, являются, как пишет Марселен Бертло, — кабалистическими символами, встречающимися во многих книгах по алхимии и которые являются магическими традициями, связываемыми с именем Соломона. Это ряд концентрических кругов, прерывающихся в некоторых точках и представляющих странные, запутанные линии. Таким образом, изображение лабиринта служит для нас символом работы в рамках Делания, с ее двумя главными трудностями: пути к центру, где происходят борьба двух природ, и пути к выходу из лабиринта. Именно здесь и возникает необходимость нити Ариадны, без которой невозможно путешествие по этому лабиринту.
Мы не ставим себе задачи написать специальный трактат, чтобы объяснить, что представляет из себя нить Ариадны, как это сделал Батсдорфф. Мы просто надеемся внести некоторую ясность в символическое значение этого известного мифа, основываясь на кабале. Ариадна (Ariane) — это форма слова airage (древнее название паука, сейчас — gn (нь) пишется как ñ. Не является ли наша душа пауком, который ткет наше тело? Но возможны и другие толкования. Глагол airw имеет значение брать, хватать, привлекать, увлекать; откуда airhu— это тот, кто берет, привлекает. Значит, airhu— это магнит, свойство тела, которое мудрецы называют магнезией. Пойдем дальше. В провансальском языке железо называется aran или iran, в зависимости от диалекта. Это — Хирам масонов, архитектор храма Соломона. Arraigne (паук) на филибрском диалекте пишется aragno или iragno, airagno; на пикардийском arigne. Сравним все это с греческим SidhroV, что значит железо и магнит. Но это еще не все. Глагол aruw имеет также значение "восхождения из-за моря светила", откуда aruan— светило, восходящее из-за моря, т.е. при перестановке гласных, — orient (Восток). Но aruwимеет также смысл привлекать; а значит aruan имеет смысл магнита. Если мы опять сравним это с SidhroV, от которого пошли латинские Sidus, Siderius, мы снова узнаем провансальные аrаn, iran, аirаn; греческое I'aruan, то есть восходящее солнце. Ариадна, этот мистический паук, ускользнула из Амьена, оставив только след своей нити... Вспомним, что самый известный из античных лабиринтов, открытый в греческом городе Кнососе (Cnossos) на Крите доктором Эвансом из Оксфорда в 1902 году, назывался Absolum. Это название близко к Absolu, термину, которым древние алхимики называли философский камень.
Фулканелли долго рабирается в возможном символизме имени Ариадна, привлекая слова "филибрского диалекта" (aragno или iragno), однако, забывает сказать, что паук, по гречески - ἀράχνη (арахни). Интересно? Случайность? |
|
Вернуться к началу |
|
|
Lasombra Взыскующая Света - Quaerens Lucem
Зарегистрирован: 23.06.2011 Сообщения: 212 Откуда: Санкт-Петербург
|
Добавлено: Пт Мар 16, 2012 10:57 am
Заголовок сообщения: |
|
|
Лабиринты в средневековых соборах
(Из книги Джефф Савард "Лабиринты")
Посещение собора Нотр-Дам в Шартре оставляет незабываемое впечатление. При входе вам потребуется некоторое время, чтобы глаза адаптировались к полумраку. Приглушенное щебетание туристических групп отражается от стен. Туристы, направляясь к алтарю, проходят между стульями, которыми заставлен неф, и не обращают внимания на узор, украшающий пол под их ногами. Однако в отдельные дни небольшие группы специально ждут, когда уберут стулья, чтобы увидеть уникальные полы во всем их блеске. Вымощенная поверхность полов медового цвета украшена сложным круглым лабиринтом с линиями, выложенными темным камнем. Это 800-летнее напоминание об очарованности лабиринтов, которое испытывали средневековые архитекторы, клерикалы и пилигримы. То же очарование мотивами и образами продолжает привлекать в храм пилигримов и в наши дни.
Из ранних форм христианских лабиринтов больше всего поражают воображение лабиринты, украшающие мощеные полы в огромных готических соборах Франции. Во многом благодаря им мы обязаны нынешнему возрождению интереса к этому таинственному символу, появлению бесчисленных имитаций и интерпретаций Шартрского чуда в самых разных местах. Мир переживает лабиринтный бум не в первый раз: с момента, как лабиринты появились в средневековых храмах, расстелившись под ногами, такое происходило, по крайней мере, дважды: в эпоху Возрождения и в конце XIX в.
Ранние христианские лабиринты
История о том, как лабиринты появились, чтобы занять огромные нефы величайших христианских памятников Средних веков, получив благословение Церкви, длинная и извилистая. Потребовалось около 1000 лет, чтобы лабиринт из примитивного языческого символа превратился в сложную структуру и приобрел конфигурацию, приемлемую для средневекового христианского сознания. Отягощенный дальнейшими наслоениями символичности, он появляется в это время по всей Европе не только в церковном репертуаре, но и в местах, далеких от религии. Лабиринт становится основой для создания мэйзов-головоломок из живой изгороди, своей самой распространенной разновидности.
Множество документированных примеров мозаичных лабиринтов показывало, как широко символ и мифология лабиринта распространились по всей Римской империи в течение первых четырех веков п. э. Лабиринты в это время появились в Северной Африке, на Ближнем Востоке, на территории Южной и Западной Европы. Возможно, мифы о лабиринте стали популярными благодаря произведениям греческих и римских авторов, включая Гомера и Плиния. Несмотря на то, что корни лабиринта уходят в языческую мифологию, лабиринт был впитан христианским символизмом, философией и архитектурой.
Первый образец, характерный для этого этапа развития истории лабиринта, найден в Алжире (Северная Африка). Этот образец наглядно демонстрирует, как воспринимался символ раннехристианским сознанием. Речь идет о лабиринте, выложенном мозаикой в типично древнеримском стиле на полах базилики Сант Репаратус, возведенной в 324 г. в Аль-Асиаме, ныне Орлеанвиле, к западу от столицы. Уникальной особенностью лабириита является квадрат, составленный из слов SANCTA KCLESIA (Святая Церковь), заполняющий сердцевину удивительного творения.
Подобные лабиринты с надписями были распространены у римлян, и данный пример ученые восприняли как изображение Civitas Dei (града Божьего, то есть Церкви), окруженного Civitas Mundi (градом Земным), в соответствии с ремарками св. Августина в его книге «О граде Божием». Там он описывает «зверя Минотавра, запертого в лабиринте, из которого люди, попавшие в запутанные ходы, не могли найти выход»-. В отличие от более ранних римских мозаичных лабиринтов с изображением Тесея и Минотавра в центральной части, здесь наводящая ужас сказка заменена священными словами, которые были приятны Церкви. Тем не менее, о языческой истории все же напоминает выложенная мозаичными кубиками нить Ариадны, которая вьется в первом секторе тропы. Лабиринт шириной всего лишь 2,5 м слишком мал для того, чтобы но нему ходить, он был предназначен для созерцания. Потребовалось еще 900 лет, прежде чем в христианской церкви появился лабиринт, предназначенный для прохождения.
Голливудский камень, в 1925 г. переданный Национальному музею Дублина (Ирландия), украшен вырезанным на его поверхности классическим лабиринтом. Этот огромный валун был случайно найден в 1908 г. в Локстауие, около Голливуда, графство Виклоу. Группа охотников, выслеживавших горностая, наткнулась на этот камень и обнаружила рисунок. Камень лежал недалеко от ответвления Сант Кевин-Роуд, дороги пилигримов, ведущей через горы Виклоу к монастырю в Глендлоу, основанному в середине VI в. Хотя возраст вырезанного рисунка остается неустановленным, его четкость и расположение указывают на то, что камень служил указателем на длинном и извилистом пути пилигримов через труднопроходимое ущелье Виклоу. Поэтому можно предположить, что рисунок появился в период раннего Средневековья христианского, в 550-1400 гг. н. э.
Лабиринт на камне, вероятно, символизировал извилистость пути, который предстояло пройти пилигримам. Если бы камень оставили лежать там, где он был найден, его назначение было бы очевидным. Теперь он покоится в изоляции, без контекста, в музее и хранит молчание. Еще один классический лабиринт обнаружен в 1985 г. на камне в стене разрушенной церкви святого Пантелеймона XIII в. Эта церковь находится в Арсере, на севере Испании. Возможно, камень когда-то был частью могильной плиты близ какого-нибудь местного храма, существовавшего в VII—XII вв. В то же время можно предположить, что резному рисунку гораздо больше лет - ведь узоры лабиринта на скалах, выполненные в начале бронзового века в окрестностях Галисии, хорошо известны. Было немало примеров, когда доисторические петроглифы оказывались на более поздних христианских зданиях, если камень с рисунком затем использовался в качестве строительного материала. Например, достаточно назвать ступени собора в Сантьяго-де-Компостела. Многие эксперты указывали на то, что центральный «крест» выгравирован глубже, чем внешние концентры. Вопрос, произошло ли это случайно или явилось следствием сознательной попытки христианизировать символ, прежде чем камень с его изображением пошел на строительство храма, до сих нор дискутируется. В настоящее время рисунок представлен в экспозиции местного археологического музея в Сантапдере (Северная Испания).
Еще один пример использования лабиринта в раннехристианском искусстве представляет собой граффити на обломке каменной кладки, найденного недавно среди развалин древнеримского города Книдоса на юго-западе Турции. Лабиринт относится к классическому типу, однако его центральная часть расширена вследствие необычной техники построения символа, когда в начале выполнялась серия концентрических кругов, в которые затем был вставлен базовый образец. Центральная часть представляет собой столь совершенный круг, что можно предположить возможность его вычерчивания с помощью металлического циркуля (не исключено, что это случай первого использования подобного инструмента для создания лабиринта). Изображение лабиринта сопровождается надписью «Бог да поможет [нам]». Он окружен пальмовым деревом, вьющимся растением и крестами, стиль которых позволяет отнести резное изображение к VI—VII вв. Добавление христианской символики наводит на мысль о том, что стены с лабиринтом, возможно, находились под охраной.
Такую же надпись, только сильно потертую и сокращенную до варианта КЕ ВОЕТНIЕ, обнаружили на поверхности скалы в старом мраморном карьере в Докимии, близ современного Ишехизара (Турция). Надпись расположена над рядом изломанных концентрических кругов, которые также были восприняты как лабиринт. На близлежащих камнях были найдены христианские надписи и кресты, датируемые VI—VIII вв. Еще три граффити обнаружены в часовнях, вырубленных в меловых отложениях Базараби в Добрудже (Румыния). Хотя дату появления этих рисунков установить трудно, однако не исключено, что их нацарапали в мягком мелу викинги - участники набегов в X-XI вв.: наличие изображения щита рядом с одним из лабиринтов позволяет предположить ран нее средневековое происхождение. Лабиринт со щитом остался на том месте, где его нашли; два других ныне хранятся в музее г. Констанца.
Важной объединяющей чертой всех лабиринтов, появившихся к позднеримском, уже христианском контексте, является их построение на основе классического 7-ходового символа. Состоящий из четвертинок древнеримский образ не был обнаружен ни разу, по-видимому, он затерялся в христианском мире и оказался похоронен под гнетом веков
Лабиринг, вырезанный на каменном блоке из храма св. Пантелеймона в Арсере (Испания), отчетливо демонстрирует базовый образец в своем центре. Возраст этою лабиринта не установлен точно.
Лабиринты в церквах и соборах
Изумительной особенностью полов ряда средневековых церквей и соборов Европы является наличие лабиринтов, выложенных цветными камнями, керамической плиткой или другими декоративными материалами. Подобные лабиринты можно встретить по всей Европе, начиная с Ирландии на западе, кончая Полыней на востоке, хотя зародились они, по всей видимости, в северной Италии, где небольшие лабиринты выкладывались на церковных полах еще в XII в.
Наиболее примечательным среди них является мозаичный лабиринт в г. Павия, достигающий всего лишь 3,3 м в диаметре. Он выложен в 1100 г. на полу клироса базилики Сан Микеле Маджоре. Уцелел лишь небольшой фрагмент (верхняя треть) оригинального дизайна, который был закрыт до 1972 г., хранясь позади алтаря, установленного в 1592 г. По счастью, па рисунке конца XVI в. запечатлена большая часть отсутствующей ныне мозаики, что позволяет реконструировать весь лабиринт. Это был средневековый, 11-ходо-вый дизайн, который широко представлен в рукописях конца X и XI вв. В центре изображен Тесей, сражающийся с Минотавром. Вокруг располагались другие мифологические фигуры. На боковых панелях показан океан, в котором плавают рыбы, а также мифическая битва между Давидом и Голиафом из Ветхого завета, которая выступает в качестве параллели мифу о Тесее и Минотавре. Отрывок из проповеди св. Августина объясняет значение символов: «С одной стороны есть дьявол в виде Голиафа, с другой - Христос, олицетворенный Да видом». Борьба между добром и злом представлена символизмом лабиринта в скрытой форме. Более очевидное изображение Иисуса ни когда не могло бы быть подвержено топтанию ногами.
Неожиданностью является бордюр вдоль верхней части панели, на котором изображены 12 месяцев и сидящий на троне Аннус, символизирующий течение года. Эта картина вызывает прямые ассоциации с использованием лабиринта для иллюстрации вычислительных таблиц и календарей в более ранних рукописях и дает ключ к разгадке тайны появления лабиринта в соборах в качестве украшения пола в те времена.
Сохранившийся фрагмент (вверху) и реконструкция всего вымощенного лабиринтом пространства (внизу) в базилике Сан Микеле Маджоре в г. Павия (Италия).
Если с рукописями дело имели образованные клерикалы, то мозаичные полы были доступны всем мирянам. Как и настенные украшения в церквах и соборах по всей Европы, такие полы выполняли одновременно как декоративную, так и образовательную функцию, хотя все ранние экземпляры были слишком малы, чтобы их проходить.
Похожий лабиринт, построенный в 1107 г., когда-то существовал в церкви Сан Савино в Пьяченце, однако все его следы в настоящее время утеряны. Лабиринт сопровождался надписью, возможно, вдохновленной Евангелием от Матфея (7 : 14): «Этот лабиринт символизирует настоящий мир, широкий у входа, но совершенно узкий по возвращении. Пойманный этим миром в ловушку, отягощенный грехами человек может вернуться к истинам жизни только с большими трудностями». Центр лабиринта также был украшен Тесеем и Минотавром, а сам лабиринт располагался рядом с сохранившейся до нашего времени мозаикой, изображающей месяцы года.
Лабиринт в церкви Санта Мария ин Аквиро (Рим), имевший всего полтора метра в диаметре, был выложен желтым мрамором с зелеными и красными порфирами. К сожалению, к конце XIX в. он был уничтожен, но сохранился его план, выполненный к 1847 г. На плане видно, что лабиринт имел тот же средневековый дизайн, что и лабиринт из г. Павия. Поскольку церковь была освящена в 1189 г., то вполне вероятно, что лабиринт мог датироваться концом XII в. Аналогичный лабиринт когда-то существовал на полу перед ризницей базилики Санта Мария ин Трастевере, также в Риме. Выложенный в середине XII в., он, как говорят, напоминал лабиринт в г. Павия, но в начале XVIII в. был ошибочно восстановлен, превратившись просто в серию концентрических колец.
Коллекцию мощеных лабиринтов дополняют несколько также уцелевших с тех времен вырубок на камне. Хорошо известное изображение лабиринта, вырезанного на северной стороне колокольни собора св. Луки в конце XII в., сопровождается следующей надписью: «Это есть лабиринт, который Дедал с Крита построил. Из него никто не может найти выход, если попадет внутрь; лишь Тесей смог это сделать благодаря нити Ариадны». Рельефный лабиринт из монастырской церкви Сан Пьетро де Конфленту в Понтремоли сумел уцелеть дважды: после обвала первоначального церковного здания и после того, как восстановленная церковь была разрушена в результате бомбардировок в 1945 г. Выбитый в виде барельефа на плите из песчаника средневековый лабиринт увенчан двумя всадниками. Возможно, всадники участвуют в рыцарском турнире или являются персонажами средневековой версии древнеримской игры «Троянские игры». Вокруг лабиринта имеется надпись: «Sie currite ut comprehendatis» («Так беги, чтобы ты смог достичь»), которая представляет собой цитату из I Cor. 9 : 24. В этом случае наличие монограммы Христа «IMS» в центре лабиринта объясняет, что наградой будет служить спасение во Христе. Этот камень в настоящее время хранится в Кастелло Пиньяро Понтремоли.
Необычный экземпляр лабиринта можно видеть на колонне крытой аркады монастыря Сан Бенедетто в Конверсано. Он имеет классическое решение, что уникально для средневекового церковного окружения. Все три перечисленных образца расположены (или были расположены) на высоте человеческого взгляда и, следовательно, предназначались для созерцания. Лабиринт из собора св. Луки выглядит существенно потертым из-за многовековых прикосновений пальцев посетителей, которые пытались найти правильный путь к цели. А присутствовавшее когда-то в центре изображение Тесея, сражающегося с Минотавром, оказалось окончательно стертым.
Настоящий расцвет лабиринта в Средние века наблюдался в северной Франции. По стране прокатилась волна строительства соборов, причем возводились огромные сооружения с просторными помещениями, где можно было выложить лабиринт вдоль нефа в натуральную величину. Впервые за весь христианский этап своей истории лабиринт получил достаточно большие размеры, чтобы по нему можно было ходить. Он перестал быть объектом созерцания, став интерактивным. Причины подобной трансформации остаются предметом научных споров; ответ можно найти благодаря детальному изучению отдельных лабиринтов.
До сих пор наиболее изученным образцом является лабиринт, украшающий пол в Шартрском соборе. Он был выложен около 1202 г. в ходе масштабного переустройства храма, пострадавшего от разрушительного пожара 1194 г. Имея диаметр 12,89 м, лабиринт представляет собой самое крупное в соборе декоративное сооружение, которое потрясает воображение входящих пилигримов. К сожалению, из-за регулярно проводимых служб и большого наплыва туристов лабиринт обычно заставлен стульями. Раньше центр лабиринта был заполнен латунным блюдом с изображением Тесея и Минотавра. В 1792 г. оно было расплавлено и пущено на изготовление пушек для республиканской армии, однако заклепки, удерживавшие блюдо на месте, остались, блестя полировкой от бесконечно ступавших по ним ног. Тщательно разработанный дизайн включает розетку в центральной части, перекликающуюся с круглыми окнами-розетками собора, и 113 «зубьев», огораживающих 112 «чаш», или «лунных месяцев», образуя вместе с окружностью нечто в виде огромного зубчатого колеса.
По поводу этого оформления было немало написано современными авторами - так, существует мнение, что это - приспособление для определения даты Пасхи, хоть и основанное на ошибочном представлении о средневековых лунных календарях. Прямые параллели можно отыскать в зубчатых бордюрах, обрамлявших внешние кольца более ранних древнеримских мозаичных лабиринтов, а также в изображениях Иерусалима па средневековых картах. Лабиринт всегда использовался в качестве метафорического обозначения священного города, столь же нуждавшегося в оборонительных сооружениях, как Троя.
Тем не менее, часто цитируемые обозначения лабиринтов данного региона как Chemins de Jerusalem («Путь в Иерусалим») относятся лишь к концу XVIII в. В соответствии с этим пониманием лабиринты, выложенные на поверхности мостовых и церковных полов, выполняли функцию имитации долгого и изнурительного паломничества к Иерусалим в беспокойные времена крестовых походов. Взятие Иерусалима в 1099 г. и его последующий захват Саладином в 1187 г. принесли городу славу опасного, а порой недосягаемого места. Хотя он был ненадолго восстановлен между 1229 и 1244 г., паломнический поход в Иерусалим был маловероятен для большинства людей в это время. В то же время Шартр также выступал в качестве признанного места паломничества, а вместе с ним и другие соборы и церкви, где имелись лабиринты и хранилась коллекция святых реликвии. Они располагались вдоль паломнических путей, особенно на дороге, ведущей в Сантьяго-де Комностела в Галисии (северо-запад Испании), излюбленном месте посещения набожными людьми.
Часто повторяемая история о средневековых монахах или пилигримах, пытающихся проползти по лабиринту на коленях во искупление своих грехов, скорее всего не более чем романтическая древняя фантазия. Хорошо известно, что в XVIII в. праведники ползали на коленях по лабиринтам в Реймсе и Аррасе, читая при этом молитвы, однако нет доказательств того, что демонстрация подобного католического благочестия уходит корнями в более древние времена. Популярный миф о том, что ходы в Шартрском лабиринте были когда-то покрыты текстами псалмов, основан па гравюре XVII в. с изображением лабиринта, тропы которого действительно выложены словами из покаянных молитв, которые следовало читать, проходя «пуп» до цели.
Тщательный выбор места для выкладывания лабиринтов с учетом геометрических пропорций соборов навел некоторых современных авторов на мысль о возможности выражения таким способом закодированной информации. Иллюстрированный блокнот архитектора Вильяра де Гоннекурта, который якобы видел лабиринт во время посещения Шартра в 1230 г., содержит интересный набросок круглого лабиринта, зеркально отражающего дизайн шартрского экземпляра.
К сожалению, создатели лабиринтов не оставили рукописных свидетельств, рассказывающих об их намерениях. Соотношение чисел и символическое значение размеров лабиринта в Шартре, так же как и его расположение и взаимоотношение с другими структурными элементами собора, служит предметом яростных дебатов и обсуждений. Архитекторы, занимавшиеся построением собора, наверняка были знакомы с этими математическими и геометрическими принципами, однако какое значение они имели (если вообще имели) для священнослужителей собора и пилигримов догадаться сложно.
Шартр располагается в епархии архиепископа Сенса, а в соборе в Сенсе также присутствовал лабиринт. Хотя он имел ту же форму и размеры, что и шартрский, однако соединение ходов по направлению к центральной оси было иным. Лабиринт был уничтожен в 1768 г., когда многочисленные надгробные камни, формировавшие пол собора, были подняты, а пол вымощен заново.
Еще один примечательный экземпляр из епархии Сенса, также печально утраченный, располагался в соборе г. Оксерр. Он был разрушен около 1690г., когда пол перемостили заново. По слухам, он напоминал лабиринт в Сенсе, однако письменных свидетельств его дизайна не сохранилось. Зато уцелели документы, рассказывающие об использовании лабиринта, что имеет непреходящее значение для понимания целей и смысла этих удивительных сооружений.
В документах отмечается использование выложенного лабиринта в Оксерре как места проведения символической игры-танца в день Пасхи, центрального события в ежегодном круге христианских торжеств в средневековой Церкви. Проведение в соборе танцевальной игры, известной как «pilota», впервые зафиксировано в 1396 г. Аналогичные праздники упоминаются и в документах, связанных с лабиринтами в Шартре и Сенсе. Перечисляются многочисленные попытки запретить проведение ритуала и усилия Церкви, направленные па его сохранение. В 1538 г. Церковь окончательно проиграла эту схватку. Мы находим также интереснейшие детали, связанные с игрой и танцем. Сразу же после полудня в пасхальное воскресенье священники и каноники собора собирались вокруг лабиринта и, взявшись за руки, образовывали танцевальный круг. Под сопровождение органа они исполняли Victimae Paschuti («Восхваление пасхальной жертве») и танцевали вокруг лабиринта, в то время как настоятель собора, стоя в центре, бросал кожаный мяч кружившимся вокруг него участникам ритуала. Когда затихала музыка и танцы с пением прекращались, участники праздника шли на праздничное угощение, приготовленное последним из назначенных каноников. По иронии судьбы именно разнообразные попытки каноников избежать чести принимать у себя гостей, что было сопряжено с существенными расходами, и позволили нам узнать об удивительных деталях этого ритуала.
Возникло немало теорий, пытающихся объяснить использование средневековых лабиринтов на церковных полах, особенно под влиянием письменных свидетельств из Оксерра. В танце выражалась радость по поводу таинств Пасхи. Вместе с тем лабиринт явственно символизировал предопределенность человеческой жизни Христом и неизбежность судьбы. Извилистая тропа лабиринта олицетворяла тернистый путь доброго христианина к искуплению грехов как в повседневной жизни, так и во время паломничества. Наконец, лабиринты служили объектом созерцания, выступая в качестве аллегории средневековой христианской жизни.
Другая группа выложенных лабиринтов находится на севере от Парижа, в епархии Реймса. В отличие от круглых лабиринтов, которые можно встретить к югу от Парижа, в епархии Сенса, большая часть из них имеет форму восьмигранника. Пара уцелевших образцов была найдена в соборе Амьена и в расположенной рядом с ним базилике св. Квентина. Лабиринт в Амьене, за исключением формы, похож на шартрский. Он был выложен в 1288 г., но не уцелел и был разрушен в конце 1820-х гг. Местные историки настояли на создании его копии в середине 1890-х гг. Изготовленная копия дает представление о великолепии оригинального образца. В рукописном плане лабиринта XIV в., хранящемся в соборной библиотеке, он именуется Maison de Dedalus («Домом Дедала»).
Средневековые соборы Франции были вершиной средневековой архитектуры. Их композиционная структура и декоративное оформление основаны на средневековых представлениях об астрономии, математике и геометрии. Многие из этих знаний прямо исходили из трудов Пифагора, Платона и других классических ученых. Упоминание Дедала еще раз свидетельствует о языческих корнях средневекового церковного лабиринта. Собор в Амьене был высочайшим зданием своего времени, и каменщики, работавшие высоко на крыше, безусловно, знали Дедала не только как создателя критского лабиринта, по и как первого человека, который совершил полет, используя крылья из перьев и воска. Неудивительно, что они выстроили Domus Daedali («Дом Дедала») внутри Domus Dei («Дома Бога»).
Лабиринт в соборе Сен Квентин, созданный в 1495 г., является копией амьенского лабиринта. Он чуть меньше по размерам и не имеет декоративного диска в центре. Тем не менее, это очень ценный экземпляр, один из немногих сохранившихся с того времени и но которому посетители могут ходить. Аналогичный лабиринт в Аррасе, выложенный желтыми и сине-черными камнями, к сожалению, был разрушен в 1795 г. План лабиринта, найденный к 1916 г. среди развалин Арраса, привлек внимание первооткрывателя-исследователя У. Мэттыоза. Служа в армии в годы Первой мировой войны, он останавливался в Аррасе, Сент-Омере и Амьене и, вернувшись из Франции, выпустил свою авторитетную книгу «Мэйзы и лабиринты - их история и развитие».
Лабиринт в Реймском соборе, к востоку от Парижа, был уникальным. Он был выложен в период между 1287 и 1311 г. и уничтожен в 1779 г. по распоряжению каноника Жакмара, недовольного тем, что игравшие на лабиринте дети своим шумом мешали работе духовных лиц (!). Этот лабиринт также имел форму восьмигранника, но совершенно иной дизайн по сравнению с другими французскими экземплярами. Вокруг внешней окружности он был украшен четырьмя бастионами, в каждом из которых имелось изображение одного из архитекторов, участвовавших в строительстве собора, с характерным для их специализации инструментом в руках.
Не все из церковных лабиринтов предназначались для лицезрения публикой. Гак, к лабиринту в доме каноников в соборе г. Байо (Нормандия) допускались исключительно духовные лица. Размеры этого лабиринта не позволяли по нему ходить, и он неплохо сохранился, хотя узорная плитка, к сожалению, утратила свою первоначальную цветную глазурь. Лабиринт выложен в кирпичном иолу для украшения или созерцания и датируется, вероятно, концом XIV или началом XV в. Похожий небольшой лабиринт, исчезнувший в 1802 г., был выполнен из плитки на полах в аббатстве Сент-Этьен в Капе. Известно лишь два образца лабиринтов, выложенных в интерьере монастырей. Вторым примером является лабиринт, найденный в аббатстве Сеп-Ьертена в Сент-Омере. Он был создан в 1350 г. и имел уникальный дизайн: извилистая тропа помещена в квадратную раму. Несмотря па беспорядочный, на первый взгляд, характер тропы, можно отметить, что дизайн был разработан на основе распространенного средневекового варианта, представленного в соборах. Оригинальный образец был разрушен, когда аббатство закрыли в 1789 г. вследствие Французской революции, однако позже в соборе Сент-Омера была создана вдвое меньшая копия, которая уцелела. _________________ Und da warst Du -
Nicht am Licht das Dich umgab
Nein - am Schatten den ich warf
Habe ich Dich erkannt...
"Sanctus", T. Wolff |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Запрещается копирование и использование авторских материалов (стихов, песен, статей) из раздела "Королевство Труверов" без письменного разрешения администрации "Terra Monsalvat".
Публикации из остальных разделов форума "Terra Monsalvat" разрешены для некоммерческого использования без ограничений.
Указывать форум "Terra Monsalvat" как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Global Folio
|
Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
|
|
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net
|
| |