Вход
Текущее время Вт Дек 03, 2024 5:14 pm
Найти сообщения без ответов
Гластонбери. Холм, городок, врата в Иной мир

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Сакральные места древности
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Lasombra
Взыскующая Света - Quaerens Lucem


Зарегистрирован: 23.06.2011
Сообщения: 212
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Мар 15, 2012 12:26 pm
Заголовок сообщения: Гластонбери. Холм, городок, врата в Иной мир
Ответить с цитатой

Городок Гластонбери расположен в центре земель, которые в Уэльсе всегда называли "Летней Страной": в нынешнем графстве Сомерсет на юго-западе Англии. В средние века он привлекал так много паломников, что его окрестили "Вторым Римом", а по значимости христианских святынь, находившихся там, он вполне мог считаться и "английским Иерусалимом". Впрочем, священным местом Гластонбери стал еще задолго до появления христианства и легенд, относящихся к ранней священной истории, здесь не меньше. Иногда традиции тесно переплетаются, и порой можно услышать, что владыка кельтского Иного мира - Гвинн ап Нудд - является хранителем чаши Грааля.
Средоточием всех легенд является внушительный холм Тор, возвышающийся на 500 футов и видимый на расстоянии до 25 миль. Башня на его вершине - остатки строений средневековой часовни святого Михаила.



Стеклянная крепость владыки Иного мира
Гластонбери находится на плоской равнине, некогда покрытой приливными болотами, а сейчас поросшей густой травой, и бывшие острова утопают в море зелени. Само название glastonbury имеет довольно позднее англо-саксонское происхождение и представляет собой частичную кальку с более древнего валлийского имени Ynys Vytrin (Inis Gutrin). "Гластонбери" означает "Стеклянная крепость" или "Стеклянный город", а Инис Витрин - "Остров Стекла".
Кельтские легенды знают множество подобных сооружений. И часто на их стеклянных стенах играют отражения образов Иного мира - Аннона или неведомых Островов-за-Морем. Это и Каэр Видир - башня из стекла на острове Инис Энлли (Острове Бардов), куда удалился Мерлин, забрав с собой Сокровища Британии, чтобы сохранить их от захватчиков. И стеклянная башня Конна, построенная мрачными фоморами на острове Тори. И таинственная башня из пурпурного стекла Каэр Идрис, всегда скрытая за серебристыми облаками.



Хозяином Стеклянного замка Гластонбери считается Гвинн ап Нудд, повелитель Аннона, предводитель Дикой Охоты, а позднее - король Волшебного народа фейри. В Уэльсе еще недавно бытовала легенда об охоте Гвинна: одетый в серое бог вел свору Кон Аннон - "Гончих Ада" - и вереницу мертвых душ, которых можно было слышать и видеть по ночам, когда холодные ветра зывавыли особенно неистово.
На Самайн (31 октября) и в День Середины Лета холм Тор открывался и ровно в полночь Властелин Охоты выезжал из своей Стеклянной крепости со сворой гончих - белошкурых, с алыми ушами и горящими белым огнем глазами. Чаще их слышали, чем видели, но всегда присутствие Гончих ощущается как внезапно нахлынувший беспричинный страх. Иногда их именую Бормочущие Псы или Псы Габриэля, что, однако, не имеет отношения ни к архангелу Гавриилу, ни к "бормотанию" - оба названия являются народной переработкой более древнего, восходящего к архаической германской основе со значением "мертвец".



Холм Тор действительно представляет собой почти остров (Остров Стекла), частично изолированный от остальной суши болотами. Что же до стекла, то guitrin-vitrinus, чьим саксонским аналогом выступает glas, - и исследовательница кельтской цивилизации Ф. Леру, и реконструктор мифопоэтики Р. Грейвс замечают, что glas означает также цвет между темно-синим и светло-зеленым (иногда также серый): переменчивость, свойственная стеклу - и воде.
Р. Грейвс выдвинул несколько версий, чем в действительности были все эти стеклянные крепости и замки. По одной из них, стеклянная крепость - это островное святилище, окруженное стекляно-зеленой водой. По другой, стеклянный замок обозначает почитаемый древний курган, вроде Ньюгрейнджа в Ирландии, сложенного из камней и покрытого сверху белой кварцевой галькой.



В древних легендах подобные крепости и замки часто бывают защищены вращающимися колесами, и никто не может войти в них, пока колесо не остановится. Есть такая защита и на каменных дверях и стенах коридора в Ньюгрейндж - ни них вырезаны спирали (или лабиринты).
В Гластонбери сам холм Тор является трехмерной моделью лабиринта из 7 витков или закрученной спирали - изумрудными террасами возвышаясь над равниной. В начале подъема Дорогу отмечает большой валун, от которого путь начинает петлять, пока не приводит на вершину. По древности создания, похоже, это сооружение не уступает Стоунхенджу. Археологические данные показали, что Тор был известен и посещался во времена каменного века. Предположительно, спираль могла быть сооружена в эпоху неолита или начале бронзового века (4000 - 2000 гг. до н. э.), превратив Гластонбери в культурный и религиозный центр, вокруг которого начала сворачиваться спираль легенд, мифов и преданий.
В манускрипте XVI века под названием "Житие св. Коллена", который, по мнению историков, является подлинной копией раннего средневекового текста, есть еще одна история о Гвинне. Св. Коллен был валлийским святым VII века. После ухода из аббатства Гластонбери он вел жизнь отшельника у подножия холма Тор, где однажды услышал беседу двух крестьян, разговаривавших о замке Гвинна, сына Нудда, скрытом внутри холма. Коллен счел этот разговор суеверной чепухой, но в ту же ночь призрачный посланец обратился к отшельнику и пригласил его в замок. Приглашение повторялось каждую ночь, и в конце концов Коллен согласился. Вооружившись бутылочкой святой воды, он поднялся на вершину холма, был проведен через тайный вход в глубины Нижнего мира и оказался в сияющем замке Гвинна, где нарядно одетые феи и эльфы праздновали и пировали под чудесную музыку.
Св. Коллен отказался от предложенной еды, которая была бы смертельна для него, и, в ответ на уговоры Гвинна, начал разбрызгивать вокруг святую воду. Замок исчез вместе с его обитателями, и Колен оказался на одинокой вершине холма Тор.
Гвинн, чье имя означает "белый" - хорошо известный персонаж валлийского фольклора. Он был дохристианским кельтским божеством, точно так же, как его отец Нудд или Ноденс, которого почитали в юго-западной Британии и во времена римлян.
В культурных традициях разных стран есть намеки на то, что форма лабиринта часто использовалась в древности как символ Нижнего мира; спиральные тропы, ведущие внутрь и наружу, символизировали смерть и возрождение. Известно, что спираль как символ загробной жизни использовалась на Британских островах еще задолго до появления кельтских племен; фактически, наиболее ранние образцы датируются периодом неолита. Если Гластонбери-Тор действительно был превращен в спиральный лабиринт в III или II тысячелетии до н. э, его символика, впоследствии принятая кельтами, которые насытили ее образами своих мифов, может пролить новый свет на религиозные верования в доисторической Британии.
Еще одна версия - на сей раз местное предание - возводит "стеклянность" к свойствам Белого Ручья, именуемого также Ручей Гвинна ап Нудда. Его вода, богатая солями кальция, покрывала день за днем, год за годом, блестящей белой корочкой все, что попадалось на ее пути - камни, ветки, упавшие на дно листья, стебли травы. А в сталактитовых пещерках, прорытых водой в лесистых склонах холма, как раз и обитал Волшебный народец.
_________________
Und da warst Du -
Nicht am Licht das Dich umgab
Nein - am Schatten den ich warf
Habe ich Dich erkannt...
"Sanctus", T. Wolff
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lasombra
Взыскующая Света - Quaerens Lucem


Зарегистрирован: 23.06.2011
Сообщения: 212
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Мар 15, 2012 12:35 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Загадка Артура



Согласно местной традиции (вернее, одной из, но об этом в третей части), первую церковь здесь построили в 166 году миссионеры, прибывшие из Рима по просьбе короля Луция.
А около 705 года король саксов Айне (Ине) основал монастырь, который в Х веке стал домом для монахов-бенедиктинцев.
Подлинный расцвет аббатства Гластонбери приходится на то время, когда аббатом стал святой Дунстан (около 943 года). Короли продолжали покровительствовать монастырю, и на момент составления описи земельных владений Англии (так называемая Книга Страшного суда) в 1086 Гластонбери было одним из богатейших и наиболее влиятельных аббатств.



В 12 веке в Англии резко начало увеличиваться количество монастырей. Соответственно, возросла и конкуренция за влияние на жертвователей и потенциальных новых членов монашеской общины. К тому же, продолжалась борьба старых конкурентов, в которой Гластонбери на ту пору явно не везло: аббатство едва не потеряло самостоятельность и лишилось части земельных владений. А в мае 1184 года опустошительный пожар разрушил строения монастыря, пощадив лишь кельи, церковь и колокольню. Золото, серебро, шелка, книги, украшения и реликвии превратились в пепел и бесформенные слитки металла. В восстановлении принял финансовое участие даже король, однако требовалось не только отстроить заново здания - нужно было восстановить репутацию: уцелевшие реликвии привести в порядок и шире обнародовать, чтобы привлечь паломников (и их пожертвования). Ну и по возможности следовало обзавестись новыми, желательно как можно более могущественными и привлекательными реликвиями. Тем более, что если Генрих II финансировал реконструкцию аббатства, вступивший на престол в 1189 году Ричард Львиное Сердце был более заинтересован в расходовании средств на нужды крестовых походов и прекратил финансирование.



Первыми в череде чудесно обретенных останков оказались мощи святого Патрика и святого Гильдаса. Однако ирландцы "делится" Патриком явно не спешили и вообще намерения не выказывали. На какое-то время помогла удачная находка окованного железом деревянного ящика с драгоценными мощами святого Дунстана, с епископским перстнем на одном из пальцев. Буквы С и Д, выписанные на обеих сторонах ящика, не оставляли сомнений в его подлинности... пока Кентерберийское аббатство в резкой форме не напомнило, что под конец жизни святой перебрался туда, получил там же сан епископа и уже 200 лет как мирно почил именно в Кентербери.
Возможно, именно в полемике с Кентербери и споре за древность основания обители и возникла "идея Артура". По легенде, Артур и его рыцари неоднократно обращались за советом к епископу Кентербери. Только факт этот был весьма сомнительным: во времена Артура Кентербери находилось на территории саксов, с которыми король воевал. А собор возвели лишь в 1017 году, причем потомки тех же саксов. Гластонбери же замахнулся на древнюю традицию именования его Авалоном (кто их знает, эти чудесные острова, где они точно находились - спорить трудно), а мотивировали это своим практически островным расположением и тем, что одно из его старинных названий - Инис Авалон (остров яблок). А раз Гластонбери - это Авалон, то здесь должен пребывать король Артур... И - о чудо! - вскоре была обнаружена могила.

Burne Jones Edward. Arthur in Avalon


Хронист аббатства Гластонбери записал, что один из монахов умолял о разрешении быть похороненным на древнем кладбище, на месте между двух оснований от крестов. Около 1191 года, когда монах умер, на указанном им месте начали копать могилу.
Сначала могильщики наткнулись на гроб, в котором содержались останки женщины. Под ним был найден второй гроб с останками мужчины, а еще ниже третий, на котором был закреплен свинцовый крест с надписью на латыни: "здесь на острове Авалон покоится в мире прах прославленного короля Артура и его второй супруги Гвиневеры". По заявлению хрониста, первый гроб содержал тело "Гвиневеры, жены того же Артура, во втором находились останки Мордреда, его племянника (и убийцы), в третьем же - останки вышеуказанного принца". Несколько смущал факт, что в эпитафии Гвиневера значилась второй супругой короля и Церковь сочла надпись "явно ошибочной". Некоторое время спустя на надгробии чудесным образом появился новый текст: "здесь на острове Авалон покоится в мире прах прославленного короля Артура".

Carrick John Mulcaster. Mort d Arthur


Другое описание находки принадлежит популярному писателю Джеральду Уэльсскому. Он лично посетил Гластонбери и сделал описание креста и скелетов, показанных ему аббатом Генри де Салли. Джеральд записал, что в архивах аббатства имелись намеки на то, что тело Артура находится в Гластонбери, и письмена на двух крестах, меж которых нашли гробы, свидетельствовали о том же. Святым людям были "видения и откровения", а самой находке сопутствовали "чудесные и таинственные знамения". По Джеральду сначала в земле лежал камень с крестом, под ним находился гроб - один, но разделенный на 2 части. Две трети в изголовье содержали останки высокорослого мужчины, а одну треть в ногах - скелет женщины с золотистыми волосами, заплетенными в косу, которая обратилась в прах, едва ее неосторожно резко схватил один из монахов. Такое положение - в ногах - было наказанием для неверной супруги короля, изменившей ему с Ланселотом.

[img]http://content.foto.mail.ru/inbox/ahe-gabrielle/3186/i-3364.jpg

Последующие хронисты также расходились в обстоятельствах и сути находки. Не вызывало вопросов наличие ямы и существование креста - во времена Генриха VIII Джон Леланд держал его в руках. В 1607 году антиквар У. Кэдмонн опубликовал рисунок креста, а вот после XVII века тот исчез из виду... Впрочем, на основании рисунка сегодня ученые делают однозначное заключение: подделка. Сама латынь, на которой сделана надпись, вопиет о своем происхождении - так писали в 12 веке.



Останки Артура и Гвиневеры были уложены в два сундука и помещены в отделанное черным мрамором углубление перед главным престолом. В 1278 Эдуард I и королева Элеонора посетили Гластонбери и присутствовали при церемониальном открытии могилы. Кости обернули дорогой тонкой тканью и вновь закрыли. Осталось описание этого события, свидетелем которому был весь английский двор.
В 1538 Генрих VIII провозгласил себя главой англиканской церкви и повелел отобрать на территории Англии у католической церкви все имущество. Солдаты разграбили монастырь. Последний настоятель был публично повешен, а книгами из библиотеки заполняли дорожные выбоины. Заброшенные ветшающие здания впоследствии служили каменоломнями окрестным крестьянам, и сегодня лишь табличка в парке аббатства указывает на место, где некогда находился главный алтарь и могила короля Артура.
В 1931 году археологи, изучавшие место, считавшееся местом последнего упокоения легендарного правителя, нашли прочную, но пустую гробницу.



Находка монахов выглядит сомнительной не только из-за "ляпсуса" с крестом. Главный очевидец первой находки - Джеральд Уэльский, несмотря на свое прозвание, к Уэльсу был скорее враждебен, чем дружественен. Говорил он на французском, дружил с аббатом Гластнобери, и записал: "много сказок и легенд было сочинено о короле Артуре и о его загадочной смерти. По какой-то глупости британцы верят, что он еще жив".
Не следует забывать и о политической ситуации, сложившейся на тот момент. Если на большей части территории простой люд находился под властью идеи о Втором пришествии Спасителя и Страшном Суде, в Уэльсе, где христианство вообще носило весьма специфическую окраску, ждали прихода короля-избавителя от гнета захватчиков. И Генрих, и Эдуард из династии Платагенетов, то есть выходцы из Франции - читай, из норманнских завоевателей, ничем не лучше англосаксов, с которыми боролся Артур. А ведь легенда утверждала, что Артур удалился на Авалон, чтобы там получить исцеление и в трудный час прийти на помощь своему народу и земле. "Король и страна - одно". Подобные настроения создавали ненужные брожения в умах, и, видимо, власть пошла по проверенному пути: "пусть будет богом, лишь бы мертвым". Останки нашлись (с чудесными знамениями и откровениями), были захоронены (с почестями) - отныне Артур мог спать вечным сном. Но опустевшая со временем гробница скорее добавила красок к первоначальной версии о путешествии короля на чудесный остров за границами нашей реальности.


_________________
Und da warst Du -
Nicht am Licht das Dich umgab
Nein - am Schatten den ich warf
Habe ich Dich erkannt...
"Sanctus", T. Wolff
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Lasombra
Взыскующая Света - Quaerens Lucem


Зарегистрирован: 23.06.2011
Сообщения: 212
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Июн 18, 2012 1:33 pm
Заголовок сообщения:
Ответить с цитатой

Грааль из Гластонбери



История находки Грааля в «Невестином источнике» в Гластонбери в 1906 г. носит весьма странный характер, и некоторые ее элементы напоминают вымышленное предание.
Отец медика из Западной Англии, доктор Гудчайльд, в 1890-е гт. во время поездки в Бордиджеру (Италия) по случаю купил бутылочку из синего стекла с зеленым ободком, украшенную мелкими крестиками. Ему сказали, что реликвия была найдена в расселине в огромном камне и что отыскал ее местный крестьянин. Она выглядела очень старой. Сын Гудчайльда спустя несколько лет имел одно странное видение, в котором ему было приказано отвезти загадочную склянку в «женский квартал в аббатство Гластонбери. Он так и сделал, когда в 1898 г., после смерти отца, унаследовал Реликвию и опустил ее в указанный ему источник. Единственным человеком, которому он рассказал об этом, был Уильям Шарп, известный как поэт под псевдонимом Фиона Маклеод, автор романтических стихов о Гебридских островах. После смерти Гудчайльда слухи о реликвии непонятным образом получили широкую огласку, и в 1906 г. загадочный сосуд был найден стараниями другой эксцентричной личности, Уэсли Тюдора Поула, которому также было явлено видение, в коем ему было велено послать вестника, «чистого в очах Божьих», на поиски источника в Гластонбери, который он также видел в этом видении. Поул послал свою дочь и друга, и они нашли указанный источник, отождествив его с Невестиным источником. В источнике была обнаружена стеклянная чаша, на несколько месяцев ставшая настоящей археологической сенсацией. Эйдан Гаскет, видный ученый-бенедиктинец, отвез чашу для исследования в Бирмингем; Э. Уэйт и Анни Безант (ученица и преемница Блаватской, мистик, участница Фабианского общества, примкнувшая к теософам), председатель Теософского общества, увидели реликвию в Лондоне. Уэйт был настроен весьма осторожно и скептически, но Уэсли Тюдор Поул к тому времени уже более тридцати лет был знаком с архидьяконом Уилберфорсом, каноником Вестминстерского аббатства. Уилберфорс считал, что Тюдор Поул всегда был одержим религиозной манией, но на этот раз он был удивлен переменой в его поведении и рассказом о сути дела. Именно Уилберфорс 20 июля 1907 г. публично представил реликвию в качестве Грааля. Она вызвала шумный интерес у представителей прессы, и новоявленный Грааль осмотрели знаменитые гости, в частности — Марк Твен.
Для нас интересны и статья в «Дейли Экспресс» от 26 июля, и заметка Марка Твена. Анонимный журналист, автор статьи, дал сдержанный отзыв:
«Наука времен расцвета викторианской эпохи твердо верила в свой куцый материализм. Она лукаво посмеивалась над самой идеей о чудесах, иронизируя по поводу существования таинственного и незримого. Но мудрость не началась с учеников Дарвина и Гексли, и, хотелось бы надеяться, не кончится на них... Нет сомнения, что современный интерес к мистике привел ко многим глупостям и сделал мошенничество куда более легким. Но, отдаляясь от чисто материалистического объяснения Вселенной, мы движемся в правильном направлении... У нас нет сложившегося мнения о том, чем может оказаться гластонберийская находка, но нам кажется небезынтересным и даже в известном смысле замечательным, что находка предполагаемой «святой реликвии» сумела привлечь к себе интерес широкого круга людей самых разных взглядов и культурной ориентации». («Дейли Экспресс», 26 июля 1907 г.)

Отзыв Марка Твена более колоритен; он отражает и энтузиазм по поводу виденного, и трезвую его оценку.
«Я очень рад, что дожил до этого момента, точнее — до этих полчаса. Эти полчаса стоят особняком во всем моем жизненном опыте. По мнению двух присутствующих персон, это был тот самый сосуд, который был взят ночью и тайно передан Никодиму почти девятнадцать веков тому назад, когда Творец Вселенной отдал Свою жизнь на Кресте ради спасения рода человеческого; та самая Чаша, которую несгибаемый сэр Галахад искал во время своих рыцарских странствий в дальних краях, в мире зла и подвигов во времена Артура, то есть четырнадцать веков тому назад; та самая чаша, в долгих и терпеливых поисках которой отдавали свои жизни знатнейшие рыцари последующих веков, уходя из жизни в полном разочаровании, — та самая, которую торговец зерном добыл не ценой крови и странствий и явно не ценой чистоты, превышающей средний уровень чистоплотности дилера — скупщика зерновых XX в., и для получения которой не потребовалось даже громкого имени — ни «сэр Галахад», ни «сэр Боре Ганский», ни «сэр Ланселот Озерный» — ничего, кроме «мистер Поул».
_________________
Und da warst Du -
Nicht am Licht das Dich umgab
Nein - am Schatten den ich warf
Habe ich Dich erkannt...
"Sanctus", T. Wolff
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Terra Monsalvat -> Сакральные места древности Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


  Global Folio          

Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
              Яндекс.Метрика
     
 
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net