|
|
Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Blind Рыцарь Царственной Секиры
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 405 Откуда: Северо-запад России.
|
Добавлено: Пт Ноя 16, 2007 7:58 am
Заголовок сообщения: |
|
|
ДЖОН ДОНН
Цитата: | ДЖОН ДОНН — английский поэт. Крупнейшая фигура среди английских писателей начала XVII века. Он стал известен более или менее широкому кругу читателей лишь в конце XVII века.
Джон Донн родился в Лондоне между 23 января и 19 июня 1572 года. Отец его — преуспевающий купец, торговец скобяными товарами — умер, когда Джону не было и четырех лет. Мать — дочь поэта и драматурга Д. Хейвуда среди предков которой был и Т. Мор знаменитый гуманист эпохи Возрождения, автор «Утопии». В семье будущий поэт получил строгое католическое воспитание, в двенадцатилетнем возрасте поступил в Харт-Холл Оксфордского университета, а тремя годами позже перебрался в Кембридж. Ни в одном из этих университетов он не получил ученой степени. Похоже, что и его раннее поступление в университет, и отказ от формального образования объясняются нежеланием присягать на верность Англиканской церкви, что требовалось от соискателя ученой степени, но было немыслимо для католика. Оставив университет, Донн какое-то время путешествовал по Италии и Испании, а в 1591 году поступил в юридическую корпорацию «Тейвис инн», которую в то время часто называли третьим университетом. Годом позже он перешел в «Линкольнз инн» и оставался там около трех лет.
В 1596–1597 годах Донн в числе «джентльменов-добровольцев» из золотой молодежи отправился за популярным в народе графом Эссексом в пиратскую экспедицию против порта Кадис, а затем в злополучный «Островной поход» на Азоры, затеянный ради перехвата возвращавшихся из Америки испанских кораблей с сокровищами. В последующие четыре года Донн сделал успешную карьеру в Лондоне и в 1601 году даже стал членом парламента. Не напечатав ни единой сочиненной строки, он прослыл поэтом; вызывали восхищение его прозаические «Парадоксы и проблемы» (Paradoxes and Problems, 1600) и попытки возродить такие классические формы, как эпиграмма, любовная элегия, сатира и стихотворное послание.
В январе 1602 года Донн тайно женился на семнадцатилетней Энн Мор. Отец Энн постарался, чтобы новоиспеченный зять оказался в тюрьме и лишился места на службе у лорда-хранителя печати. Выйдя из тюрьмы, Донн остался не у дел, а полученное им солидное наследство почти полностью иссякло. Годы с 1602 по 1615 выдались суровыми и беспросветными: Донн тщетно искал достойного применения своим талантам. Энн родила ему 12 детей, семеро из них пережили свою мать, которая умерла в 1617 году. Первые несколько лет семья жила в графстве Суррей у родственников Энн, а в 1605 году перебралась в Митчем, недалеко от Лондона.
Донн долго и основательно изучал церковное право, богословие и историю церкви и в 1605–1607 годах помогал Т. Мортону, впоследствии епископу Даремскому, в написании полемических сочинений против католичества. Не позже 1607 года Мортон пообещал Донну хороший приход, если тот примет духовный сан, но Донн по-прежнему рассчитывал на светскую карьеру. Он пробовал получить место секретаря — сначала в Ирландии, затем в Виргинии, или пост посла в Гааге или Венеции, но безуспешно. Тогда же были написаны многие шедевры его любовной лирики, большая часть религиозных стихотворений и немало изощренных комплиментарных эпистол.
Постепенно его поэзия удаляется от былых ренессансных тем, и ее основными образами становятся жалкий, грешный, легкомысленный человек, раб божий, и всемогущее, всевидящее начало, к которому направлены помыслы лирического героя поэта, измученного сомнениями в себе и в тех гуманистических идеях, которые еще недавно были для него святыней.
Первое опубликованное сочинение Донна «Мнимый мученик» (Pseudo-Martyr) вышло в 1610 году с посвящением королю Якову. Это блестящая защита присяги на верность короне, вмененной католикам в обязанность после Порохового заговора (1605). За этот труд Донн был награжден почетной степенью магистра искусств Оксфордского университета, и король открыто заявил, что Донн может рассчитывать на повышение по службе, если изберет церковное поприще. В том же году Донн обрел покровителя в лице Р. Друри. С ноября 1611 года по август 1612 Донн ездил с Друри за границу и по возвращении перевез семью в дом на Друри-лейн, где жил до 1621 года.
Созданные между 1611 и 1615 годами «Опыты в богословии» (Essays in Divinity) производят впечатление труда, написанного человеком, вполне подготовленным к служению. 23 января 1615 года Донн был рукоположен в сан диакона и священника. Король Яков назначил его одним из своих капелланов и позаботился о том, чтобы Кембриджский университет удостоил Донна степени доктора богословия. В 1616 году ему предоставили одну из почетнейших кафедр в Лондоне — преподавателя богословия для старшин юридической корпорации «Линкольнз Инн».
Если юный Донн погружался в литературную традицию античности и мыслил образами античной поэзии, то в более зрелом возрасте, уйдя в традицию схоластической церковной словесности, поэт подчинил ей свои парадоксы. На вопрос: «Почему природа есть наш наихудший вожатый?» — он отвечал вполне в духе Алкуина: «Может ли она быть вожатым всех творений земных, если сама была сотворена?»
В конце 1621 года король назначил его настоятелем собора Св. Павла. В годы служения в церкви он писал мало стихов, зато в 1624 году опубликовал полные напряжения, психологически проницательные «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» (Devotions Upon Emergent Occasions) — отчет о едва не ставшем роковым недуге, перенесенном им в 1623 году. Болезнь послужила автору зеркалом духовного состояния человека и его зависимости от милости Божией. Умер Донн в Лондоне 31 марта 1631 года.
Донн завещал сыну более 160 своих проповедей, и тот выпустил их в свет в трех томах. Проповедуя, Донн предпочитал увещевания и призывы к нравственному очищению рассуждениям о противоречиях в вероучении, столь характерным для Англиканской церкви. Несмотря на педантичный, научный анализ Писания и иногда латинизированный синтаксис и лексику, в проповедях узнаются те же живые ритмы и богатая образность, что и в его стихах. Наряду с «Обращениями» проповеди Донна обеспечили ему непреходящую славу одного из величайших мастеров английской прозы.
Донн опубликовал лишь немногие из своих стихотворений. Стихи сочинялись в расчете на избранный круг: они очень личные по интонации, в них много намеков и других приемов, характерных для живой речи светского собеседника.
С влиянием Донна связывают целую школу английской поэзии середины XVII века, называемую иногда «школой остроумия» («school of wit»), иногда — школой «поэтов-метафизиков». «Метафизической школой» последователей Донна назвал впервые Дж. Драйден. Это определение повторил известный филолог XVIII века С. Джонсон, и оно закрепилось за группой поэтов XVII века, для творчества которых характерны атмосфера мистицизма, религиозно-этические искания, поэтическое самоуглубление. |
_________________ "Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить". |
|
Вернуться к началу |
|
|
Galina Архитектесса Пространств Монсальвата
Зарегистрирован: 09.08.2007 Сообщения: 3923
|
|
Вернуться к началу |
|
|
Blind Рыцарь Царственной Секиры
Зарегистрирован: 25.09.2007 Сообщения: 405 Откуда: Северо-запад России.
|
Добавлено: Пт Ноя 16, 2007 9:44 am
Заголовок сообщения: |
|
|
Джон Донн «По ком звонит колокол»
пер. с англ., 84х108/32, 432 с.,
илл., ISBN5-94698-031-9
Обращения к Господу в час нужды и бедствий
Схватка Смерти, или Утешение душе, ввиду cмертельной жизни и живой смерти нашего тела
Издательство www.aenigma.ru
Цитата: | В книгу вошли прозаические тексты, написанные знаменитым английским поэтом-метафизиком Джоном Донном (1572–1631) уже после того, как он стал настоятелем собора Св. Павла в Лондоне. «Обращения к Господу в час нужды и бедствий» (1623) – один из ярчайших литературных памятников эпохи, объединяющий в себе дневник, медицинский бюллетень, философский труд, богословский трактат и молитвенник. Это самое метафизическое сочинение Донна, затрагивающее проблемы богословия, алхимии, антропологии. «Схватка смерти» (1631) – последняя проповедь Донна – была прочитана им в преддверии смерти как надгробное слово самому себе. Книга снабжена обширными комментариями и сопроводительными статьями, адресована как широкому кругу читателей, так и специалистам по культуре и литературе Возрождения и богословам.
Перевод «Обращений к Господу в час нужды и бедствий», выполненный А.В. Нестеровым, специально отмечен жюри Малого Букера (2001 г.) как «являющийся значительным вкладом в практику русского исторического перевода». «Схватка смерти» переведена О.А. Седаковой, лауреатом многих литературных премии, в том числе Премии Андрея Белого (1980), Ватиканской премия имени Вл. Соловьева «Христианские корни Европы» (1998), Премии А.И. Солженицына (2003). |
_________________ "Учись сохранять молчание, чтобы ты мог знать, как говорить". |
|
Вернуться к началу |
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах
|
|
Запрещается копирование и использование авторских материалов (стихов, песен, статей) из раздела "Королевство Труверов" без письменного разрешения администрации "Terra Monsalvat".
Публикации из остальных разделов форума "Terra Monsalvat" разрешены для некоммерческого использования без ограничений.
Указывать форум "Terra Monsalvat" как источник предоставленных материалов и размещать ссылку на него обязательно.
Global Folio
|
Powered by phpbb.com © 2001, 2005 phpBB Group
|
|
Content © Terra Monsalvat
Theme based on Guild Wars Alliance by Daniel of gamexe.net
|
| |