А. Калинин
ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
(А. С. Пушкин.
«Сказка о мёртвой царевне
и семи богатырях»1833 г.)
Возможно, обыкновенное зеркало, знакомое и привычное нам с детства, это первый волшебный предмет, созданный человеком. Свойство показывать окружающий мир и, прежде всего, то, что мы не можем видеть - своё собственное лицо, разве это не чудо? Аборигены Африки, Австралии и Океании за эти маленькие осколки стекла отдавали колонизаторам всё, что имели.
Но существуют зеркала, обладающие свойствами, в какие трудно поверить, пока не увидишь их собственными глазами. И появились они задолго до того, как Александр Сергеевич Пушкин придумал зеркальце, способное и видеть то, что очень далеко, и рассказывать об этом. Зеркало, о котором вы узнаете в этой статье, не умеет разговаривать, но может показать то, что недоступно глазу. Согласитесь, это не мало для предмета, который умели делать за десятки веков до написания «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».
Несколько лет назад я случайно услышал, что на территории Китая в древних храмах хранятся зеркала, которые могут показывать, где живёт Будда. Тогда же я написал об этом письмо в Китай моему знакомому любителю головоломок, профессору университета в городе Нанкине, но он ответил, что ничего не слышал о подобных вещах. Прошли годы, и неожиданно мой старый китайский друг, которого зовут Сан Янзы и которому сейчас 70 лет, сообщил, что хочет прислать мне в подарок китайское бронзовое зеркало, о котором я спрашивал когда-то. Если это зеркало направить на солнце, а отраженный «зайчик» - на белую стену или лист бумаги, то на них появится изображение, которого нет на полированной лицевой стороне зеркала.
Вскоре пришла посылка с круглой бронзовой пластинкой диаметром 7 см, отполированной с лицевой стороны так, что ею можно было пользоваться, как зеркалом (см. фото [в журнале]). Лицевая сторона зеркала была немного выпукла, а тыльную сторону украшал барельеф с иероглифами, покрытый патиной - окислами зелёного цвета, которые возникают на старых бронзовых предметах.
Вы можете понять моё волнение, когда я направил зеркало на солнце и подставил под «солнечный зайчик» лист бумаги. На бумаге я увидел изображение... Не Будды, а только иероглифы, но увидел! Изображение было!
Что же говорит наука о волшебных зеркалах из Китая? Выяснилось, что на эту тему написаны десятки статей и книг. Первое сообщение было опубликовано в британском «Философском журнале» в 1832 году, а последнюю статью о необычных зеркалах можно прочитать в Интернете сегодня. И почти каждый автор считал, что он нашёл разгадку тайны. Затем появлялся научный труд с новой версией, и поэтому для большинства учёных магические зеркала остаются загадкой до сих пор. На родине этих зеркал, в Китае, они овеяны славой древних легенд. Одна из них гласит: однажды жена императора в солнечный день сидела в саду и занималась привычным делом - любовалась собой в бронзовом зеркале. Потом она опустила его на колени. Луч солнца отразился от зеркала на белую стену дворца, и в ярком круге на стене появилось изображение дракона. Рисунок дракона в точности повторял рельеф обратной стороны зеркала! Так было впервые открыто волшебное свойство китайских зеркал.
С тех пор волшебные зеркала называют в Китае «прозрачные бронзовые зеркала», а происхождение китайской пословицы «На солнце правда всегда проступает наружу» объясняют ими же.
Бронза (сплав меди, свинца и олова) была изобретена в Китае за 2000 лет до нашей эры, но самое старое из найденных волшебных зеркал датируется 500 годом нашей эры. Его обнаружили при раскопках гробницы знатного вельможи на юге Китая. Следующее зеркало лежало в усыпальнице императора из династии Танг, умершего примерно в 950 году нашей эры. С ним в одной могиле было 26 его жён в возрасте от 13 до 26 лет, которые не имели права жить после смерти мужа-императора. И на всех жён всего лишь одно магическое зеркало. Вот как мало их тогда было.
Но через 500 лет, в эпоху правления династии Мин (1368-1644), волшебные зеркала уже перестали для правителей Китая быть большой редкостью, и зеркала именно этой эпохи сейчас можно увидеть в крупнейших музеях мира.
Возможно, тайна появления изображения на зеркале была не известна и самим китайским мастерам. Дело в том, что в среднем только одно из сотни сделанных зеркал проявляло волшебные способности. Первые попытки объяснить их причину предпринял ещё в XI веке китайский учёный Шен Куа. Он полагал, что при литье более тонкая часть зеркала остывает быстрее, чем более толстая, что приводит к небольшим, незаметным глазу искривлениям поверхности. Древние китайские поэты давали свои, поэтические объяснения «прозрачности» металлических зеркал. Этих объяснений поэту Кин Ма, например, хватило на целую поэму.
Англичанин Джон Свинтон - первый известный нам европеец, увидевший волшебное зеркало. Он купил его в 1831-1832 годах в Индии в Калькутте, куда оно попало из Китая, и тут же отправил зеркало в Англию Дэвиду Брюстеру. Сэр Дэвид Брюстер (1781-1868) был шотландским физиком, известным своими открытиями в области поляризации света. Кстати, он изобрёл любимую нами с детства игрушку-калейдоскоп и был автором ещё нескольких оптических игрушек. Сэр Дэвид изучил полученное зеркало и опубликовал отчет в «Философском журнале». Отчёт начинался с сообщения, что это зеркало «...удивило дилетантов и сбило с толку философов Калькутты». А затем сэр Дэвид раскрывал секрет. По его мнению, изображение, порождаемое зеркалом, не связано с рисунком на обратной стороне, а наносится слабым раствором кислоты на лицевую поверхность, после чего она шлифуется. В заключение он рекомендовал организовать производство и продажу таких зеркал в Англии, что будет очень прибыльным делом. Но вместо зеркал по его рецепту в Европе появились другие научные доклады с другими рецептами.
В 1844 году известный французский астроном Араго, один из создателей фотографического процесса, рассказал о волшебных зеркалах на заседании Академии наук Франции. В Париже кроме Араго такое зеркало уже имел знаменитый французский математик маркиз де Лагранж. Сенсационную статью, как сказали бы сейчас (и возможно, настолько же правдивую, как нынешние сенсации), опубликовал в популярном немецком журнале «Садовая беседка» в 1877 году известный в то время писатель Карус Стерн. Он нашел у римского писателя Аулюса Геллиуса, который жил во II-III веках нашей эры, фразу про «зеркала, некоторые из которых отражают их обратную сторону, а некоторые нет». Штерн также раскопал записи итальянского историка Муратори о том, что волшебное зеркало было найдено под подушкой некоего Бишопа из Вероны, который впоследствии был осужден на смерть. И наконец, в той же статье сообщалось, что в древнекитайской книге, относящейся к IX веку нашей эры, есть упоминание о волшебном зеркале.
А вот поблизости от Китая, в Японии, события развивались по-другому. В японских источниках от древнейших времен до второй половины XIX века не обнаружено никаких упоминаний о волшебных зеркалах. Но уже в середине того века в Европу были привезены зеркала, сделанные в Японии. Видимо, японские мастера сумели получить способ изготовления из Китая или научились делать их сами. В 1877 году в Лондоне была организована целая выставка волшебных зеркал из Японии.
В начале ХХ века большинство ученых и Запада и Востока считали, что волшебное зеркало делалось следующим способом. После отливки мастер сначала обрабатывал стальным инструментом тыльную часть зеркала, делая рельефный рисунок более качественным. Затем он помещал зеркало на стол тыльной стороной вниз и начинал шлифовать лицевую сторону, сильно надавливая на нее. При этом более тонкие места зеркала, расположенные над впадинами рельефа, немного прогибались и меньше подвергались воздействию абразива. После полировки они выпрямлялись и слегка выступали над средним уровнем зеркала. В результате на лицевой поверхности появлялись фигуры из выпуклых микрозеркал, соответствующие рельефу изображения на обратной стороне изделия. Эти микрозеркала должны были, по мнению ученых, формировать изображение внутри «солнечного зайчика». Объяснение звучало авторитетно, но никто не мог показать хотя бы одно зеркало, сделанное в Европе или Америке этим или каким-либо другим способом. А в Китае уже нашли волшебное зеркало диаметром 52 см, весом более 12 кг и толщиной 1,3 см. При такой толщине слоя бронзы объяснение европейских ученых выглядело неубедительно.
Но не это гигантское зеркало вызвало замешательство специалистов, а то, что обнаружены зеркала, у которых рисунок в «солнечном зайчике» не соответствовал рельефу на обратной стороне зеркала! Например, в одном буддийском храме хранилось зеркало, на тыльной стороне которого изображена луна, сияющая над морем, а в отраженном солнечном луче на стене храма возникала фигура Будды в цветке лотоса.
Волшебное зеркало как бы посмеялось над всем западным учёным миром. Новые необычные находки могли вызвать новую волну интереса к зеркалу, но этого не произошло, так как разразилась сначала Первая, а затем Вторая мировые войны. Кроме опубликованной в 1932 году статьи английского кристаллографа сэра Уильяма Брэгга в ХХ веке вплоть до 1958 года не было никаких сообщений о волшебных зеркалах. Но самое страшное, что и в Китае и в Японии зеркала перестали производить, так как умерли или были убиты те немногие мастера, которые умели их делать.
В 1961 году премьер-министр коммунистического Китая Джоу Эньлай посетил Шанхайский музей, заинтересовался волшебными зеркалами и дал указание восстановить их производство. Эту работу поручили нескольким университетам и техническим институтам. В печати на протяжении двух лет появлялись публикации об их работе, в которых излагались главным образом отрицательные результаты экспериментов. Китайские учёные из разных учреждений вели исследования независимо, каждый пытался найти свой метод и критиковал коллег. Через два года публикации прекратились и появились новые китайские зеркала, которые ни в чём не уступали древним. Изображение, отражаемое ими, могло соответствовать или не соответствовать рельефу на тыльной стороне зеркала. Где и как делали новые зеркала и вся история их воссоздания были окутаны строжайшей тайной. Из переписки с моим китайским коллегой мне стало известно, что сейчас их делают в городе Янгжоу (Yangzhou).
Итак, за последние полтора столетия десятки ученых занимались разгадкой волшебного зеркала. Многие из них были уверены, что им удалось раскрыть тайну. Но только в Китае научились делать зеркала, равные древним. Мировой науке остается недоступным метод, найденный в современном Китае, и поэтому сегодня можно только перечислить способы изготовления, предлагавшиеся на протяжении полутора столетий, тем более что каждый из них претендует на достоверность.
Итак, возможные способы производства волшебных зеркал.
1. При литье более тонкие части зеркала остывают быстрее, чем толстые, что приводит к деформациям поверхности. Поскольку этот процесс зависит от очень многих факторов, только одно-два из сотни зеркал как бы сами собой становятся «волшебными».
2. На лицевой стороне зеркала гравируется рисунок, который затем заполняется бронзой другого сорта и полируется.
3. На лицевой стороне зеркала вырезается рисунок, затем поверхность покрывается амальгамой ртути и полируется.
4. Рисунок на лицевой стороне зеркала протравливается кислотой или другими химикатами, а затем полируется.
5. Рисунок прорезается на тыльной стороне зеркала, что вызывает появление неровностей при полировке лицевой поверхности.
6. Рисунок штампуется на лицевой стороне зеркала, а затем поверхность полируется.
Сейчас многие склоняются к тому, что волшебные зеркала можно делать разными, чуть ли не всеми перечисленными способами. Только никто почему-то не может это доказать, изготовив зеркало, демонстрирующее что-нибудь новое, например Эйфелеву башню.
Продолжающиеся научные исследования рождают новые сомнения. В 1999 году двое учёных: доктора наук М. Г. Томилин из Государственного оптического института им. С. И. Вавилова и Дж. Сайенс из Калифорнийского университета разрезали волшебное зеркало, чтобы проверить, существуют ли неоднородности металла в местах, которые проецируют изображение. Был использован новейший метод выявления структурной неоднородности материала при помощи тонких слоёв нематических (не знаю, что это такое) жидких кристаллов путём наблюдения их в поляризационном микроскопе. Результаты: структурных неоднородностей поверхности сечения зеркала выявить не удалось и, как и полагается в науке, появилась ещё одна публикация о волшебных зеркалах. Она начинается так: «В истории оптики едва ли можно отыскать столь захватывающую тайну, которая может сравняться с загадкой волшебных зеркал Востока, хотя над объяснением их удивительных свойств человечество бьётся почти четыре тысячелетия». Написано это накануне XXI века.
А что же в России? На территории нашей родины есть место, о котором мало кто знает, но которое хранит множество загадок, в том числе и связанных с зеркалами. Место это называется Минусинская котловина. Расположена она в Сибири, в 300 км к югу от Красноярска, вверх по течению Енисея. Удивительно, но в этих суровых местах археологи нашли следы культур, созданных нашими предками, начиная с XIV века до нашей эры.
Производство бронзы, как считают историки, было там в III тысячелетии до нашей эры, то есть раньше, чем в Китае. Существует гипотеза, что гунны, погубившие Древний Рим, родом из этих мест. Для нас же самое интересное, что в Минусинской котловине найдено более 360 древних бронзовых зеркал, относящихся к разным эпохам. То ли здесь на протяжении тысячелетий был какой-то культ зеркал, то ли женщины жившего там народа были необычайно кокетливы? Неизвестно... При изучении зеркал Минусинской котловины историки, естественно, не обращали внимания на их лицевую сторону, покрытую слоем окислов, а занимались рисунками и надписями на обратной стороне. И в музеях эти зеркала лежат лицом вниз. Никому и в голову не приходит, что под слоем патины может прятаться некая тайна.
Сотрудники музеев стараются сохранять вещи в том виде, в каком они к ним поступили, и предложение отполировать лицевую сторону зеркала, которому тысяча лет, звучит для них кощунственно. Но если среди 190 старинных зеркал из бронзы, хранящихся в Минусинском краеведческом музее, есть такие, лицевая сторона которых немного выпукла, то велика вероятность, что это «волшебные зеркала». И полировка может открыть их тайну.
Возможно, что среди читателей найдутся те, кто захотел бы сам проникнуть в секрет волшебных зеркал. Один из путей исследований - это попытаться изготовить волшебное зеркало из... монеты или медали. Ведь, по предсказаниям учёных, отштампованный, а затем сошлифованный рисунок можно увидеть в отраженном свете. И если полировать монету до момента исчезновения рисунка, то, может быть, он снова станет виден в «солнечном зайчике»? Можно шлифовать лицевую сторону монеты до тех пор, пока не начнет проявлять себя рисунок с обратной стороны, и получить «волшебную прозрачную монету», у которой герб России или СССР будет «виден» через слой металла. В обоих случаях поверхность монеты должна быть слегка выпуклой, так же как немного выпуклы все волшебные зеркала. При полировке верхнего рисунка не следует прилагать больших усилий. А если вы будете пытаться делать «прозрачную монету», то при шлифовке нужно сильнее давить на обрабатываемую поверхность, особенно в конце работы. Проверять монету следует солнечным лучом, а экран располагать на разных расстояниях от неё. Вот все советы, которые можно дать. Остальное зависит от вас. Желаем успеха и ждём сообщений о них.
«Наука и жизнь» № 4 2001 г. |