МАРК РИЧИ. БОГ НА БИРЖЕ______________________________________________449
Они не винят злых духов
соседней деревни в смур ит. пожилых людей и маленьких детей, но во всех иных
отношениях ответ на ваш вопрос — да. К счастью, уби вить они умеют не слишком
хорошо. Однако в течение последних лет их численность значительно уменьши лось,
отчасти из-за болезней и недоедания, но также и из-за этого обычая. Должен
добавить, что деревня, окто рую я посетил, была обращена в христианство, и от
этой практики в ней отказалась. Чем вы занимались в этой деревне? Я
побывал там с довольно длительными визитами четыре или пять раз, начиная с 1982
года. Мои усилия были направлены на облегчение их прогресса. Например, я помог
устроить все для строительства лесопильного предприятия. В последний раз, когда
я посетил эту дерев ню, они строили прекрасные дома. Если бы вы видели ал чаги,
в которых они жили когда-то — где дети играли на грязных полах с тараканами и
размазывали грязь по сов им маленьким лицам, — тогда вы могли бы понять ра десть,
которую я испытал, когда увидел их новые дома. А вас не беспокоит то, что,
помогая вестерниза- кии этих деревень, вы во вред им уничтожаете их образ
жизни? Здесь, на цивилизованном Западе, почему-то рас пространено мнение,
что культуру и образ жизни изошли рванных народов надо ценить и сохранять. И я
нахожу эту точку зрения романтически привлекательной. Я был бы склонен
согласиться с этой предпосылкой, если бы только смог найти среди представителей
этих культур хотя бы одного человека, которому не была бы смешна такая позиция.
Один
мой знакомый индеец по имени Бии как-то раз прочитал о своей замечательной
культуре в газетной ста-тье. Бии
отреагировал на нее вопросом: «Где живет этот человек, что он может быть таким Дираком?»
Ему сказали,