Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
ИСТОРИЯ КИПРА

Константин Багрянородный. Фрагмент резьбы по слоновой кости, ок. 945. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Константин Багрянородный. Фрагмент резьбы по слоновой кости, ок. 945. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

 

Константин Багрянородный о Кипре

По изданию: Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989.
Материал предоставил Halgar Fenrirsson

47. О переселении киприотов история повествует следующее

Когда остров был захвачен сарацинами (1) и в течение семи лет оставался ненаселенным (2), а архиепископ Иоанн (3) со своим народом (4) прибыл в царственный город, от василевса Юстиниана (5) случилось пожелание (6) на шестом святом синоде (7), чтобы тот вместе с его епископами и с народом острова получил Кизик (8) и совершал бы хиротонию (9), когда где не случится епископа, до тех пор пока не восстановятся самовластие и права Кипра (ибо и сам василевс Юстиниан был киприотом, как доныне от древних киприотов утвердилось мнение (10), так что было решено на святом шестом синоде рукоположить архиепископа Кипра проедром (11) Кизика, как записано в 39-й главе этого шестого святого синода.
Через семь лет по божьей воле василевс был побужден вновь заселить Кипр (12). Он отправил к амермумну Багдада (13) трех знатных киприотов, бывших уроженцами этого острова, называвшихся Фангумисами (14), вместе с неким разумным видным василиком (15), написав амермумну, чтобы он отпустил на место находившийся в Сирии народ острова Кипра (16). Вняв письму василевса, амермумн разослал по всем [частям] Сирии знатных сарацин, собрал всех киприотов и переправил на место. Василевс же также отправил василика и переправил тоже живших в Романии [киприотов], то есть в Кизике, в Кивирреотах и во Фракисиях (17). И остров был заселен.

Главы 47 и 48 тесно взаимосвязаны. По мнению Р. Дженкинза, гл 48 была отчасти источником гл. 47 и включена в труд по недосмотру (она составляла лишь сырой материал). Время написания гл. 47 и окончания гл. 48. 22-32 он относит к периоду, когда уже определился характер подготавливаемого труда (951-952 гг.), т.е. гл. 47 была написана одной из последних и отвечает выраженному во введении замыслу — дать представление о народах, окружающих империю, и о внутренних делах (DAI. Р. 21 — 24; DAI. II. Р. 5, 180-181).

1 Трудно сказать, о каком захвате острова арабами идет речь. Их первый набег Г. Острогорский датирует 649 г. (Ostrogorsky G. Geschichte. S. 97), Х.-Г. Бек — 648 г. (Веек H.-G. Kirche. S. 199), как и Р. Дженкинз (DAI. II. Р. 181). Но в результате остров не стал безраздельным владением арабов. Может быть, уже с этого времени установился своеобразный статус Кипра — кондоминиум, совместное арабско-византийское владение. Дженкинз считает гл. 47 доводом в пользу концепции, согласно которой Кипр не принадлежал империи ни до 648 г., ни в 952 г. (исключая краткий период в семь лет при Василии I). Кондоминиум осуществлялся по крайней мере с 688 г. по специальному соглашению с халифом. По мнению Дженкинза, события в начале гл. 47 представлены в обратной последовательности: на деле не нападение арабов вызвало переселение киприотов, а их переселение повлекло за собой обвинение арабов в нарушении Юстинианом II договора 688 г. и нападение на остров в 691/2 г. (DAI. II. Р. 181). Так же расценивает ход событий и Острогорский: переселение киприотов — одно из звеньев политики перемещения населения, проводимой Юстинианом II — опустошенные берега Мраморного моря, в частности Кизик, остро нуждались в пополнении людьми, способными к морской службе (Ostrogorsky G. Geschichte. S. 110; ср.: Browning R. Byzantium and Islam in Cyprus in the Early Middle Ages // ΕΕΒΣ. 1979. IX. Σ. 101-108).

2 Набеги арабов и переселение киприотов сократили число жителей острова. Но вряд ли остров оказался совершенно ненаселенным.

3 Церковь Кипра с 431 г. имела право избирать епископа без вмешательства патриарха Антиохии. Архиепископией епархия Кипра стала с Халкидонского собора (451 г.) с резиденцией в Константиниане. Набег арабов в 648/9 г. заставил перенести резиденцию в Фамагусту (архиепископ сохранил титул "константинианского"). Иоанн занимал трон архиепископа в конце VII в. (см.: Веек H.-G. Kirche. S. 199-200).

4 "Народ" архиепископа — это, скорее всего, духовенство, зависимые люди, военные. Вряд   ли   массы   простых   киприотов   прибыли   с   Иоанном   в   Константинополь.

5 Император Юстиниан 11 (685-695, 705-711).

6 Перевод условен: термин "ойкономия" многозначен и философски сложен (Веек H.-G. Kirche. S. 77, 90, 284, 288 etc).

7 Шестым вселенским собором именовался иногда Трулльский (по залу дворца, в котором он состоялся). Заседал с зимы 691 до весны 692 г.

8 Город   на   южном   берегу   Мраморного   моря,   защищал      подступы   к   столице.

9 Посвящение в духовный сан, как и сама церемония рукоположения.

10 Традиция, объявляющая  Юстиниана II киприотом, недостоверна (DAI. II. Р.  181).

11 Здесь: глава церкви Кизика.

12 Т.е.  в 698 г., если считать с начала заседаний собора (691  г.), но "побужден был" не Юстиниан II, а Тиверий III (Апсимар) (698-705).

13 Об "амермумнах" см. коммент. 27 к гл. 25. Резиденцией халифа был тогда Дамаск. Багдад стал столицей халифата лишь при Аббасидах в 750 г.

14 Значение этого слова не установлено (DAI. II. Р. 181).

15 О василиках см. коммент. 1 к гл. 7.

16 Возможно, эти киприоты были уведены арабами в Сирию в 653/4 и 691 гг. (DAΙ. ΙΙ. Р. 182). Х.-Г. Бек полагает, что набег произошел после переселения части киприотов (Веек H.-G. Kirche. S. 199).

17 Артикли τω (дважды) предполагают слово θέμα в дат. пад. (т.е. "в феме Кивирреотов и в феме Фракисиев"). Имеются в виду прибрежные (близ Эгейского моря) фемы империи. Именно сюда легче всего было бежать морем киприотам. Текст не оправдывает, однако, вывода, что Кипр вошел в сферу византийского владычества. Автор не включает Кипр в состав Романии: договор 698 г., вероятно, возобновлял положение о  кондоминиуме.

Константи́н VII Багряноро́дный 905-959) — византийский император из Македонской династии номинально с 913 г., фактически с 945.
Константин — один из образованнейших людей своей эпохи, покровитель и издатель компилятивных сборников, автор сочинений «О фемах», «О церемониях», «Об управлении империей», являющихся важнейшими источниками для изучения истории Византии, Киевской Руси и других стран.