Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
ИСТОРИЯ КИПРА

Одна из древнейших (известных) карт Кипра (Флоренция, 1490 год)

Одна из древнейших (известных) карт Кипра (Флоренция, 1490 год)

ГАЛИНА РОССИ. Киттим. Библейские свидетельства

2004 г.

Наиболее древнее письменное свидетельство о заселении острова традиционно связывается с библейскими преданиями о Киттиме, упомянутыми в книге Бытия. А именно: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана; Елиса, Фарсис, Киттим и Додаим. От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» (Быт. 10: 1-5).
Мнение древних писателей, что в число этих «островов народов в землях их» совершенно определенно входил и Кипр, было настолько прочным и общераспространенным, что, спустя много столетий, после написания книги Бытия иудейский историк и военачальник Иосиф Флавий (1 век н.э.) в знаменитом труде «Иудейские древности» пишет о Кипре-Киттиме так: «У сыновей Ноя были потомки, в честь которых лица, завладевавшие какою-либо страною, называли ее население», и далее «Хетим, наконец, завладел островом Хетимою (он теперь именуется Кипром), отчего все острова и большинство прибрежных пространств называются евреями Хетим. Доказательством верности моего сообщения служит один из городов на острове Кипре; этот город до сих пор сохранил название Китиона, как именуют его те, кто переделал его имя на греческий лад, причем, таким образом, имя его не особенно сильно отличается от слова «Хетим».
Объективности ради, следует отметить, что археологические раскопки открыли древнейшие поселения людей, датируемые шестым тысячелетием, то есть, более чем за три тысячи лет до рождения Киттима.
Современная историография полагает, что, первоначально, название Киттим прилагалось ко всем приморским странам и островам Средиземного моря, и лишь позднее стало обозначать именно остров Кипр. В пророческих книгах Ветхого Завета - Иеремии, Иезекииля, Исайи, Даниила – достаточно много упоминаний о земле Китийской или островах Хиттимских. Причем, некоторые пророчества связаны с войнами и разрушениями, отступлением от веры. Интересно отметить, что в словаре библейских названий имя Киттим переводится как «ломка, разрушение».
Уже сам факт глубинного вплетения Кипра-Киттима в библейскую историю красноречиво свидетельствует о том, что цивилизация этого острова являлась важным звеном общего историко-культурного процесса, развивавшегося в Средиземноморье. Влияние кипрской цивилизации распространялось достаточно далеко, иногда даже за пределы средиземноморского региона. Например, древнюю керамику, с характерными узорами, присущими кипрской культуре того времени, в

2