Избранные и редкие материалы, выдержки и обзоры из античных, средневековых и современных авторов, путешественников и исследователей о Кипре
 
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
ЛАРНАКА И ОКРЕСТНОСТИ

Архангел Гавриил. Деталь мозаики из церкви Панагии Ангелоктистос в Кити. VII в.

Архангел   Гавриил.  Деталь   мозаики   из  церкви   Панагии Ангелоктистос    в    Кити.    VII    в.

Предыдущая    Начало    

Коровина А. К., Сидорова Η. А.
Церковь в Кити и памятники ранневизантийского времени на Кипре

стр. 3

 

плохо сохранившуюся мозаику церкви Панагии Канакарии в Литранкоми, в восточной части острова. Как и в Кити, здание церкви в Литранкоми включает постройки различных периодов. Апсида, украшенная мозаикой, принадлежала раннехристианской базилике с двускатной кровлей, на месте которой после ее разрушения была воздвигнута сводчатая базилика; в XI—XII веках сводчатое покрытие было заменено куполом и пристроен нартекс (притвор). В таком виде эта церковь дошла до наших дней. Сохранившаяся в ней ранняя мозаика дает новый, отличающийся   от   церкви   в   Кити,   вариант    композиции   богоматери с архангелами. Богоматерь изображена сидящей на троне, младенец помещен прямо в фас на ее коленях; этот тип изображения, называемый кипрским, появляется здесь впервые; позже он получит широкое распространение в византийском искусстве. Белые с золотом одежды младенца красиво выделяются на фоне синего мафория богоматери; в рисунке лица младенца с огромными глазами и всей его фигуры преобладают темные контурные линии; мозаика была обрамлена широкой полосой с изображениями голов святых в медальонах на фоне акантовых листьев — некоторые из них сохранились. Линеарный стиль, появляющийся в этой мозаике, и техника ее исполнения с применением довольно крупных смальтовых кубиков сближают ее с такими произведениями ранневизантийского искусства VI века, как знаменитые мозаики в Равенне. Античные традиции, столь сильно чувствовавшиеся в мозаике Кити, здесь уступают место новым, чисто византийским приемам исполнения.
Развитие ранневизантийского искусства на Кипре, достигшего, как показывают приведенные примеры, высокого расцвета, было оборвано   начавшимся   в  середине  VII   века   нашествием  арабов.
В   течение   трехсот  лет — с   648   по   965   год   Кипр   постоянно подвергался опустошительным набегам арабов, от которых страдали главным образом прибрежные районы. Арабы не завоевывали остров — он оставался номинально под властью Византии,— но, разрушая города и селения, захватывая киприотов в плен и продавая их в рабство, они держали всё население Кипра в страхе постоянной угрозы вражеского нападения. Спасаясь от захватчиков, жители прибрежных сел бежали в горы, в глубь острова. Население на побережье сохранилось в основном лишь в крупных городах, таких, как Кирения, Лимасол, Пафос, которые были обнесены крепостными стенами. Естественно, что в таких условиях вся  жизнь острова, в том  числе  и  художественная,  пришла в упадок. Но все же Кипр продолжает оставаться местом, привлекавшим пилигримов со всех концов Византийской империи. Усиливаются связи с восточными странами — Сирией, Палестиной — главным образом за счет прибывающих оттуда на Кипр беженцев, спасающихся от арабских завоевателей.

Предыдущая    Начало